Особенности и характерные черты воззрений на человека в средневековой философии

Важнейшей мировоззренческой установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм предполагал определённое понимание Бога как творца мира. В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. Это не мировой разум. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога (противопоставление микрокосму). Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Каждый человек без исключения от рождения обладает качествами. Образ – изначальное обладание, возможность. Подобие – активность человека. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос, a обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т.о., идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок, aе выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – мудрец – праведник.

Философские идеи учения Аврелия Августина (354 – 430 гг.)

· Проблема человека в различных её аспектах (природа и сущность человека, противоположность бытия человека как существа и духовного, плотского – греховного, низменное, свобода воли человека, Добро и Зло, проблема нравственности). Все эти проблемы анализировались и Августином.

Значительное место в учении Аврелия занимает учение о человеке и его свободе. Аврелий исходил из того, что человек есть единство тела и души. Душа и тело из ничего сотворены Богом. Тело не есть тюрьма души, (не как у Платона). Напротив тело будучи создано Богом наделено благодатью. Душа создана так, что предполагает тело человека, однако в отличие от тела душа бессмертна, но не вечна как Бог.

Важной проблемой была проблема Зла в мире и связанная с ней проблема свободы человека. С одной стороны мир создан Богом и он наделен благодатью, с другой стороны человек находит Зло.

Аврелий говорит с двух точек зрения 1. Несовершенство мира материального искажает божественное в вещах, поэтому вещи несовершенны по сравнению с первоначальными идеями. Эта степень несовершенства и есть Зло. Оно относительно. Сравнить с античной философией (гармония – добро, а дисгармония - зло). Антологический подход.

2. Нравственное Зло. Связанно с действиями человека, проблема свободы человека. Суть проблемы заключается в том, что с одной стороны в мире господствует божественное провидение, с другой стороны воля человека, цели человека. Свободу понимают как согласованность самодеятельности человека с тем, что все определено Богом.

В силу своего подобия Богу человек наделен и волей и свободой, которой обладает Бог в совершенной форме. Поэтому Никто лишить человека свободы не может и даже Бог. Однако грехопадение человека приводит к искажению воли и свободы человека, это искажение воли и свободы и человека и сеть источник нравственного зла. В силу греховности воля человека имеет возможность совершать зло. Действительно свобода человека это его добровольное действие в соответствии с нравственными принципами, выраженными в священном писании. Свобода человека это возможность ставить и осуществлять цели направленные на идеалы добра.

Бог как совершенное существо не способен совершать Зло, но он свободен, почему тогда свобода человека не может ограничиваться только совершением добра. Совершение Зла это извращение свободы.

Основные учения доминиканцев и францисканцев.

Пьер Абеляр (конец XI 1-ая половина XII века) организовал в предместьях Парижа школу, которая потом стала парижским университетом.

Вот, как он подходил к проблеме человека. Человек образ и подобие Бога подобие и в том, что человек обладает разумом, божественное качество человека – логика. Философия божественная сущность, мышление, разум, логика, не в меньшей мере, настолько же важны как и вера. Абеляр полагал, что мышление, опирающееся на логику и диалектику, способно давать истинное знание для любых проблем, может быть, знания существуют для уточнения божественных положений. Абеляр выявил более 170 противоречий, которые касались истолкования одних и тех же религиозных догматов. Мысль о том, что в самих учениях присуща сила разума, привела к тому, что противоречия можно преодолеть с помощью разума, в связи с этим особая роль момента сомнения, которое всегда присуще в познании.

Методологическая установка, кто хорошо разделяет, тот хорошо мыслит, тот хорошо мыслит, кто хорошо анализирует проблемы, вопросы, кто не смешивает понятия, тот хорошо мыслит, необходимо усердие, хорошая логика. (Идея идет от Сократа и Аристотеля). Во многом Абеляр шел вслед за Сократом. «Познай самого себя». Основные работы: «Да и нет», «Диалектика», «Познай самого себя». Поскольку большой упор Абеляр делал на мыслимое, логическое знание, возникает вопрос каков объект мысленной познавательной деятельности.

Центральное место в средневековой философии занимает учение ученого доминиканца – Фомы Аквинского. Главной идеей учения о человеке, является то, что человек образ и подобие Бога и также как бог человек обладает волей и свободой и в этике главная ценностная проблема, проблема свободы человека.

Двойственность человека – и душа и тело сотворено Богом. Подобие только на уровне души Душа – проста.

Свобода это богообразие человека и человек свободен как тварь божья, а поэтому свобода Бога не в том, что он может грешить, наоборот он нацелен на благо и добро. Как свободу Бога никто не может ограничить, так и свобода человека не может быть отнята никем.

Почему существует Зло – потому что любое творение Бога не совершенно. Первородный грех отягощает волю человека склонностью к греху сознательное следование греху – порок.

Вопрос №16

Наши рекомендации