Естественноисторический материализм, 3 страница

ностей у животных), австр. учёный К. Фриш (зрение, ориентация и коммуникация у пчёл) и др. В России основоположниками науч. изучения психич. активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положив­шие в 19—20 вв. начало материалистич. эволюционному направлению в 3. Это направление получило даль­нейшее развитие в трудах H. H. Ладыгиной-Котс, Н. К). Войтониса, Г. 3. Рогинского и др. сов. зоопсихо­логов, занимавшихся преим. изучением психики при­матов, особенно человекообразных обезьян, в плане выяснения биологич. предпосылок антропогенеза, воз­никновения и развития человеч. сознания (манипули­рование, орудийная деятельность как биологич. основа зарождения трудовой деятельности; сложные навыки и интеллект; стадное поведение обезьян, в частности общение как предпосылка зарождения обществ. жиз­ни и языка человека).

• Вагнер В. А., Возникновение и развитие психич. спо­собностей, в. 1—9, Л., 1924—29; В о и т о н и с Н. Ю., Предис-тория интеллекта, М.—Л., 1949; Ладыгина-Котс H. H., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Фабри К. Э., Основы 3., М., 1976; Тинбсрген Н., Поведение, животных, пер. с англ., М.. 1978.

ИБН АЛЬ-АРАБИ,Ибн Араби Абу Бекр Мухам­мед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия, Испания,— 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал во всех частях араб. мира. Наиболее известные филос. и поэтич. соч.: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Позиции светил», «Книга путешествия». Испытал значит. влияние неоплатонизма и вост. не­исламских религ.-филос. систем, был поклонником Газали и Сухраварди. В духе суфизма утверждал, что бог познаётся с помощью мистич. озарения, к-рое сто­ит выше чувств. и интеллектуального знания. Разви­вал концепцию «единобытия» — вахдат ал-вуджуд. Все вещи, согласно И. а.-А., предсуществуют в качест­ве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда возвращаются. Мир — лишь внешняя, а бог — внутр. сторона одного и того же бытия, сущего; бог абсо­лютно лишён к.-л. атрибутов, он — лишь единая осно­ва всего сущего. Оказал большое влияние на развитие араб. культуры, был известен в ср.-век. Европе (под влиянием его идей находился Луллий, мотивы И. а.-А. находят у Данте).

• Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—6, М.—Л., 1955—60 (см. указат. имен); Aff if i A. E., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb., 1939: O s m a n J a h у a, Histoire et la classification de l Oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1—2, Damas, 1964.

ИБН БАДЖА Абу Бекр Мухаммед [латинизирован­ное — Авемпас, Авенпаце (Avempace, Aven-расе) (кон. 11 в., Сарагоса, Испания,—1139, Фее, Ма­рокко)], араб. философ, представитель аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Грена­де, городах Марокко. Был вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям, об­винялся в ереси. Помимо метафизики, психологии, ло­гики и этики занимался также астрономией, математи­кой, естествознанием. Писал на араб. яз., нек-рые его произв. дошли до нас только в евр. переводах. Осн. соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное пос­лание», «Послание о соединении разума с человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует карти­ну нравств. самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов окруже-

нию «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б. считает, что человек и в не­совершенном обществе может достичь счастья, слив­шись с универсальным активным умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхожде­нии человеч. души через иерархию «духовных обра­зов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал извечность мира; воспринял также мн. идеи неопла­тонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а также на Ибн Рушда.

• в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 mi., M., 1961.

• Григорян С. Η., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r r u k h O.A., Ihn Bajja (Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизирован­ное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)] (ок. 1021, Малага,— 1055 или 1070, Валенсия), евр. поэт и философ. Его филос. трактат «Источник жизни» был написан на араб. яз.; оригинал не сохра­нился (лат. пер. «Föns vitae», ed. С. Bäumker, iasc.. 1—3, 1892—95). И. Г. тяготел к неоилатонич. пантеиз­му, но, н отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заим­ствованное из антич. филос. традиции противоположен ние материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творе­ние воли бога (И. Г. принадлежит учение о природе волн), то материя оказывается непосредств. истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впо­следствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резо­нанса в евр. и исламском мире и продолжал жить лишь и христ. схоластич. традиции как соч. загадочного ара­ба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г.

ИБН РУШД, Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной — Аверроэс (Aver-roes)] (1126, Кордова,— 1198, Марракеш, Марокко),

ИБН РУШД 193

араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности су­дьи и придворного врача, незадолго до смерти подвер­гался гонениям как еретик. Автор энциклопедия, мед. труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представ­ляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опро­вержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. ра­циональной религии (доступной немногим образован­ным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой ум (нус) в аристо­телевском его понимании рассматривается И. Р. как еди­ная безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона. • Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М. 1961, с. 397—554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l—2, L., 1954; Averroes' Commentary on Plato' Republic, Camb., 1956.

* P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И. Р. (Аверроэс), М., 1973; G a u-thier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie islamique, v. l, P., 1964. ИБН СИНААбу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизи­рованное — Авиценна (Avicenna)] (980, с. Афша-на, близ Бухары,—18.6.1037, Хамадан), учёный, фи­лософ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С. приписывается св. 400 соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем из­вестным тогда разделам науч. и филос. знания. Гл. эн-циклопедич. труд «Книга исцеления» (в сокр. изложе­нии — «Книга спасения») состоит из четырёх разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-я кн. «Фи­зики» — «Книга о душе»), математич. наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставле­ний», написанная в последние годы жизни,— итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак, и др.).

Философия И. С. продолжает традиции вост. аристо­телизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего само по себе» (аналогичное неопла-тонич. единому), из к-рого в иерархич. порядке исте­кают умы, души и тела небесных сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы и души согласно аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существова­нием, всё же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальней­шем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о до-зволительности вооруж. восстания против несправед­ливого правления.

Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критико-

ИБН СИНА

вал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда столетий, в т. ч. его «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954—60).

• Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,— Математич. гла­вы «Книги знания», Душанбе, 1967; Избр. филос. произв., М. 1980.

* Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю. Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчест­во, Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.-M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A n a w a t i G.G., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l, Teheran — P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958.

ИБН ТУФАЙЛЬАбу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное — Абубацер (Abubacer)] (нач. 12 в., Гуадикс, Испания,— 1185—86, Марракеш, Ма­рокко), араб. философ, учёный, гос. деятель. Был вра­чом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и придворным альмохадского халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался с Ибн Рушдом. До нас дошло единств. произв. И. Т,— получившая широкую извест­ность филос. повесть о Хайе ибн Якзане (рус. пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во введении к роману И. Т., разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих предшественников — араб. философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый остров ребёнок самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество че­рез мистич. откровение. В познании героем романа раз­личных ступеней мироздания заметно влияние идей эманации. В 17 в. роман был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.

• Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.

ИБН ХАЛЬДУН,Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406, Каир), араб. гос. и обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич. жизни мусульм. гос-в Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцле­ром, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократ­ные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедли­вого обществ. строя во главе с «правителем-философом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, проти­вопоставлял практич. и политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя и признавал за ней определ. авторитет в обществе. Боль­шинство ранних филос. произведений И. X., трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.— многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др. современных им могу-ществ. народов» (араб. название работы допускает раз­личные переводы) — ценный историч. источник. В про­странном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою социальную философию. В исто­рии обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об обществе, или как её называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич. деятельности. И. X. утверждал закономерный ха­рактер обществ. развития, обусловленный географич. средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень развития культуры и характер правле­ния в гос-ве определяются обществ. разделением тру­да, взаимным обменом экономич. деятельностью и вы­текающей отсюда социальной солидарностью правите­лей и подданных.

Автобиография И. X., в к-рой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и лит. памятником эпохи. И. X. оказал большое влия­ние на развитие обществ. мысли, особенно историогра­фии, в Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X. привлекает воз­растающее внимание философов, социологов и истори­ков как в араб. странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхи­тившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания. * Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1—7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1—3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. Υ., 1958; Discours sur l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. i—3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.

* Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., И. X., М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldün's Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public func­tions and his historical research. 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772.

ИГРА,термин, обозначающий широкий круг деятель­ности животных и человека, противопоставляемой обыч­но утилитарно-практич. деятельности и характеризую­щейся переживанием удовольствия от самой деятель­ности. Феномен И. привлекал внимание философов, эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей теории И. связано с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетич. при­роду И. и видел в ней характеристику существа чело­века вообще. И. для Шиллера — наслаждение, связан­ное со свободным от внеш. потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание И. эволюц. под­ход, указав на распространение И. у высших животных и на её упражняющую функцию. К. Гросс вслед за Спенсером считал И. специфически присущей высшим видам животных, проистекающей из внутр. потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследств. форм поведения. Эта теория гос­подствовала до 30-х гг. 20 в. Осн. её недостатки — те-леологизм, выведение И. из усложнения организма жи­вотного вне всякого анализа отношений животного к среде обитания, отождествление И. человека и жи­вотного. Эта теория была подвергнута критике Ф. Бёй-тендейком, указавшим на то, что инстинктивные фор­мы поведения не нуждаются в упражнении. В основе И., по Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, к-рые он заимствовал из теории Фрейда: к освобожде­нию, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вме­сте с тем Бёйтендейк относит И. к категории ориентиро-вочно-исследоват. деятельности: И. есть действие с пред­метом, к-рый обладает для животного элементами но­визны. В совр. этологии большое внимание уделяется описанию игрового поведения животных и его диффе­ренциации от др. видов поведения, в особенности от ис-следоват. поведения; единой т. зр. на природу и функции И. у животных пока ещё нет. Попытка универсализиро-вать понятие И. была предпринята голл. историком и философом культуры Хёйзингой: всё многообразие че-ловеч. деятельности сводится у него к И., рассматривае­мой как осн. источник и высшее проявление человеч. культуры.

Основы историко-материалистич. подхода к И. чело­века были заложены Г. В. Плехановым. По его мысли, И. является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в к-ром живут дети и активными членами к-рого они должны стать. Сов. историки куль­туры (В. Всеволодский-Гернгросс) рассматривали И. как разновидность обществ. практики, состоящую в действ. воспроизведении жизненных явлений вне ре­альной практич. установки; они видят социальную зна­чимость И. на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытесне­ние И. из жизни взрослых драматич. иск-вом и спортом. Нек-рые философы (М. С. Каган), разрабатывающие проблемы человеч. деятельности, рассматривают И. ребенка как синкретически-художеств. деятельность.

В сов. психологии разрабатывались преим. вопросы о природе И. и её значении для психич. развития. Ос­новы теории детской И. были заложены Выготским. Осн. внимание уделялось ролевой И.— ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в к-рой дети в специально создаваемой ими условной ситуации, бе­ря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально-историч. характер И. по её проис­хождению и содержанию (Д. Б. Эльконин). Ролевая И. на протяжении дошкольного детства постепенно перера­стает в игры с правилами — обобщённые и сокращённые выражения социальных отношений.

• Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Шиллер Ф., Письма об эстетич. воспитании человека. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Спенсер Г., Соч., т. 3— Основания психологии, ч. 1—5, СПБ, 1897; Грос К., Душевная жизнь ребенка, пер. с нем., К., 1916; Стерн (Штерн) В., Психоло­гия раннего детства до шестилетнего возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.— Л., 1933; Выготский Л. С., И. и ее роль в психич. развитии ребен­ка, «Вопр. психологии», 1966, № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974; Эльконин Д. Б., Психология И., М., 1978; В u у t e n d i j k F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., [1934].

ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч, ιδέα—идея, первооб­раз), идеальный образ, определяющий способ мышле­ния и деятельности человека или обществ. класса. Формирование природных предметов сообразно И. пред­ставляет собой специфически человеч. форму жизнедея­тельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до её фактического осуществления.

Проблема И. была разработана в нем. классич. фило­софии. Она была поставлена Кантом прежде всего в связи с проблемой «внутр. цели». Согласно Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть пред­ставлена образно, не могут иметь и идеала. Единств, существом, действующим по «внутр. цели», является человек. В животном внутр. целесообразность осущест­вляется бессознательно и поэтому не обретает форму И., особого образа цели. Согласно Канту, И. как вооб­ражаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеч. рода характеризуется полным и абс. преодоле­нием всех противоречий между индивидом и обществом, т. е. между индивидами, составляющими «род». Т. о., осуществление И. совпадало бы с концом истории. В силу этого И., по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только «идею» регулятивного по­рядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели, и поэтому руководит челове­ком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в иск-ве И. может и должен быть представлен в виде образа — в форме пре­красного. И. науки («чистого разума») задаётся в виде принципа «запрета противоречия», моральный И. («практич. разума») — в форме категорического импера­тива. Однако в обоих случаях наглядно представить себе состояние, соответствующее И., нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И. и «прекрасное» стано­вятся синонимами, и жизнь И. допускается только в иск-ве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Шиллера, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков.

Гегель, остро понявший бессилие кантовского пред­ставления об И., развенчал его как абстракцию, вы-

ИДЕАЛ 195

ражающую на деле один из моментов развивающейся действительности «духа» (т. е. истории духовной куль­туры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции — «эмпирич. действительности», якобы принципиально враждебной И. и несовместимой с ним. И. становится у Гегеля моментом действительно­сти, образом человеч. духа, вечно развивающегося че­рез свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собств. порождения, свои «отчуждённые» состоя­ния. И. науки (науч. мышления) поэтому может и дол­жен быть задан в виде системы логики, а И. практич. разума — в виде образа разумно устроенного гос-ва, а не в виде формальных и принципиально неосуществи­мых абстрактных императивных требований, обращён­ных к индивиду. И. как таковой поэтому всегда конкре­тен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстаёт с этой т. зр. как частично реализованный И., как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творч. мощи понятия. В виде И. всегда оформляется образ конкрет­ной цели деятельности «рода», т. е. человечества на дан­ной ступени его интеллектуального и нравств. развития. Поскольку И. определяется Гегелем в духе традиций нем. классич. философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И. пере­ходит у него в эстетику, в систему определений «пре­красного». Осуществление И. как «прекрасного» отно­сится Гегелем, однако, не к будущему, а к прошлому — к эпохе античного «царства прекрасной индивидуаль­ности».

Подвергнув критике идеализм Гегеля, основополож­ники марксизма материалистически переработали диа-лектич. идеи Гегеля относительно И., его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И. образ цели деятельности объединённых вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс гл. внимание обратили на исследование реальных условий жизни осн. классов совр. им (бурж.) общества, на анализ тех реальных всеобщих потреб­ностей, к-рые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И. Идеал был впервые понят с т. зр. отражения противоречий разви­вающейся социальной действительности в головах лю­дей, находящихся в тисках этих противоречий. В ви­де И. в сознании всегда своеобразно отражается про­тиворечивая социально-историч. ситуация, чреватая на­зревшими, но не удовлетворяемыми потребностями бо­лее или менее широких масс людей, обществ. классов, групп. В виде И. эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках к-рого налич­ные, гнетущие их противоречия представляются преодо­ленными, «снятыми», и действительность предстаёт «очищенной» от этих противоречий, свободной от них. И. выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определ., конкретных, исторически назревших задач. Для господствующих классов, стремящихся увекове­чить изжившие себя социальные порядки, характерна идеализация существующего обществ. состояния.

Классы, реализующие прогресс всего общества, фор­мируют соответственно прогрессивные И., собирающие под свои знамёна всех активных людей, ищущих выхо­да из кризисных ситуаций. Таковыми были, напр., идеи Великой франц. революции. Таковыми являются в совр. эпоху идеи Οκτ. революции 1917. В наши дни единств. системой идей, представляющей прогрессив­ный И., является коммунистич. мировоззрение, и имен­но потому, что оно указывает людям единственно воз­можный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях к-рого осуществляется свободное и всесто­роннее развитие человека.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Муриан В. М., Эстетич. И., М., 1966; Ильен­ков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968

Э. B. Ильенков.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ(франц. idealisation, от ideal »- иде­ал), процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существую­щих и не осуществимых в действительности, но таких, для к-рых имеются прообразы в реальном мире. Про­цесс И. характеризуется отвлечением от свойств и от­ношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точ­ка»: невозможно найти в реальном мире объект, пред­ставляющий собой точку, т. е. объект, к-рый не имел бы измерений. Аналогичный характер имеют понятия «пря­мая линия», «окружность», «абсолютно чёрное тело», «инерция». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого ро­да объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, слу­жащие для более глубокого их понимания; в этом смыс­ле И. тесно связана с методом моделирования.

Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеали­зированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реаль­ных) объектов. Подтверждением правомерности тех от­влечений, к-рые порождают понятия об идеализиро­ванных объектах, служит практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) — кри­терий плодотворности И. в познании. * Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ, мысленная по-знават. конструкция, являющаяся результатом идеа­лизации. Будучи элементами науч. теории, И. о. служат важнейшими средствами познават. деятельности в нау­ке. Теоретич. утверждения, как правило, непосредст­венно относятся не к реальным объектам, а к И. о., нознават. деятельность с к-рыми (мысленный экспери­мент. их осмысление в различных теоретич. схемах и моделях) позволяет устанавливать существ. связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всём многообразии их эмпирич. свойств и отношений.

Характер И. о. зависит от степени развитости науч. знания. Выделяют И. о., к-рые образуются путём идеа­лизации эмпирич. представлений об объектах. Однако, как правило, введение И. о. связано с возможностью теоретич. анализа изучаемых явлений.

В развитых науч. теориях обычно рассматриваются не отд. И. о. и их свойства, а структуры и системы И. о. При построении и развёртывании теорий И. о. высту­пают в контексте целостной и вместе с тем внутренне дифференцированной теоретич. модели реальности (напр., «идеальный газ» в контексте его молекулярно-кинетич. модели). См. также Теория, Эмпирическое и теоретическое, Абстрактный предмет.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 543—44; Кузнецов И. В., Избр. труды по методологии физики М., 1975, с. 30—31; С т с π и н В. С., Становление науч теории Минск, 1976, с. 21—56; Ш в ы p e в В. С., Теоретическое и эм­пирическое в науч. познании, М., 1978, с. 321—22; 324—54.

ИДЕАЛИЗМ(франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вто­рично, нроизводно, зависимо, обусловленно. И. про­тивостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духов­ного и материального как в сфере существования, так и б сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение од­ного из двух лагерей, борющихся в философии, появил­ся лишь в нач. 18 в. В 17Ü2 Лейбниц писал об Эпикуре и Платоне как о самом крупном материалисте и самом крупном идеалисте. В 1749 франц. материалист Дидро назвал И. «...самой абсурдной из всех систем» (Избр. соч., т. 1, М.- Л., 1926, с. 28).

Филос. термин «И.» не следует смешивать с употребляемым в обыдённом языке, в повседневных рассужде­ниях на моральные темы словом «идеалист», к-рое про­исходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В филос. смысле И. в этич. области означает отрицание обусловленности морального сознания обществ.

бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации филос. материализма.

Наши рекомендации