Учебно-методическое обеспечение

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных наук

Философия

Методические указания

По самостоятельной работе студентов

Направления подготовки

Информатика и вычислительная техника

Киров

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарных наук, протокол № 4 от 03 ноября 2015 г.

Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 99 от 16 ноября 2015 г.

Философия: Методические указания / Сост. Е.А. Петрова. – Киров: ВСЭИ, 2015. – 8 с.

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины и предназначены для студентов, обучающихся направлению подготовки 09.03.01 (230100.62) Информатика и вычислительная техника

© Вятский социально-экономический институт

(ВСЭИ), 2015

Цели и задачи контрольной работы

Контрольная работа направлена на самостоятельное изучение истории, основных направлений и категорий философии, а также на философское осмысление важнейших явлений человеческой жизни.

Цель контрольной работы: овладение основными философскими знаниями и формирование элементарных навыков работы с философскими текстами.

Задачи контрольной работы:

1. Изучение основных разделов современного философского знания, философских проблем и методов их исследования.

2. Формирование представлений о проблематике и языке философии, ее средствах и методах, понятиях и категориях.

3. Овладение базовыми принципами и приемами философского познания.

Требования к результатам контрольной работы

В результате выполнения контрольной работы студент должен:

Знать:

- основные этапы развития философской мысли;

- основные философские направления, их основных представителей;

- основные философские принципы, законы и категории.

Уметь:

- ориентироваться в системе философского знания;

- анализировать философские тексты;

- сравнивать различные философские направления.

Владеть:

- навыками сравнительного анализа;

- навыками работы с философской литературой, в том числе с первоисточниками.

Объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента составляет 1,5 зачетные единицы по очной форме обучения, 2,5 зачетные единицы по заочной форме обучения.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по всем разделам учебной программы.

Варианты контрольной работы

Вариант № 1

1. Философия – это форма мировоззрения. Известно, что исторически ей предшествовали миф и религия. Объясните, какие черты объединяют, а какие разделяют эти три формы. Возможно ли соединение двух или всех трех форм в мировоззрении одного человека? Обоснуйте свой ответ.

2. Сравните взгляды западников и славянофилов на судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. Для сравнения выберите по одному представителю каждого направления, используйте их труды. В заключении представьте свою точку зрения по данному вопросу и определите, какое из направлений она представляет.

3. Выделите главные положения работы Э. Фромма «Искусство любить» (см. главы 1, 3). Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Как вы понимаете высказывание Декарта: «Я мыслю, значит, существую»?

Вариант № 2

1. Какая главная онтологическая проблема занимала древнегреческих натурфилософов? Выберите трех философов данного периода с различными подходами в решении означенной проблемы и сопоставьте их взгляды. Какое из трех решений, по-вашему, наиболее убедительно? Почему?

2. Объясните, в чем выражается агностицизм И. Канта. Согласны ли вы с его мнением? Почему да или почему нет?

3. Прочитайте работу Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Объясните, что позволяет Сартру приравнивать данное философское направление к гуманизму? Не забудьте дать определения основных обсуждаемых терминов, а также выразить свое отношение к философии экзистенциализма.

4. Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняться»?

Вариант № 3

1. Известно, что С. Кьеркегора называют «отцом экзистенциализма». Объясните, как Кьеркегор, который был ярым христианином, и Ж.-П. Сартр, который был радикальным атеистом, оба могут называться экзистенциалистами? При ответе используйте свои знания по сути экзистенциализма и его истории.

2. Какие проблемы поднимал в своем творчестве Н. Бердяев? Как он их решал? Находите ли вы его решения убедительными? Обоснуйте свое мнение.

3. Проанализируйте работу Э. Фромма «Иметь или быть?» (см. главы 1, 2, 6) и выделите ее основные черты. Что вы думаете по поводу поднятых Фроммом вопросов? Поясните свое мнение.

4. Основываясь на изученном материале о жизни и деятельности Сократа, поясните, что, по-вашему, имел в виду Сократ, говоря: “The unexamined life is not worth living” («Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать»)?

Вариант № 4

1. Почему Платона называют основоположником идеализма? Объясните, в чем заключается его идеализм.

2. Этика в качестве раздела философии занимается вопросами нравственности. Сравните этику Л. Толстого (непротивление злу насилием) и этику И. Ильина (сопротивление злу силою). Выделите сильные и слабые стороны каждой концепции. Обоснуйте свою собственную позицию по данному вопросу.

3. Прочитайте работу Ф.В.Г. Гегеля «Кто мыслить абстрактно?» и объясните, как он определяет основные термины своей работы. Объясните, какое мышление, по Гегелю, дает истинное знание о мире – абстрактное или конкретное? Согласны ли вы с позицией Гегеля? Обоснуйте свой ответ.

4. Как Вы понимаете высказывание Эпикура: «Глупо боятся смерти: когда мы живы, ее еще нет; а когда умерли, мы уже ничего не почувствуем»?

Вариант № 5

1. Согласны ли вы с телеологическими взглядами Аристотеля? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

2. Объясните, как соотносятся понятия «материя» и «субстанция»?

3. Прочитайте роман братьев Стругацких «Град обреченный». Какие философские проблемы поднимают авторы в своем романе? Согласны ли вы с их взглядами? Объясните, почему.

4. Как вы понимаете высказывание Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно»?

Вариант № 6

1. Верно ли, что оба – и император, и раб – могут руководствоваться в жизни принципами стоицизма? Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните, как исторически менялись представления о времени и пространстве. Приведите примеры из истории философии. Какое объяснение кажется вам наиболее убедительным и почему?

3. Каковы главные идеи главы «Великий инквизитор» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»? (См. книгу пятую, главу пятую). Согласны вы с Великим Инквизитором в оценке природы человека или нет? Обоснуйте свой ответ.

4. Как Вы понимаете высказывание Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением тем больше, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?

Вариант № 7

1. Опираясь на учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского, выделите круг вопросов, который занимал средневековых философов. Приведите варианты решения обозначенных вами проблем Августином Блаженным и Фомой Аквинским.

2. Что такое личность человека? В своем ответе используйте мнения по этому вопросу разных философов (не менее трех). Сравните их с вашей точкой зрения.

3. Выделите главные мысли Платона из его диалога «Гиппий Больший» и передайте их своими словами. Поддерживаете ли вы рассуждения Платона или нет? Обоснуйте свою позицию.

4. Как вы понимаете высказывание П. Чаадаева: «Прекрасная вещь любовь к Отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к Истине»?

Вариант № 8

1. Объясните, каким образом философия Уильяма Оккама подрывала основы средневековой философии, в том числе учение Фомы Аквинского?

2. Познаваем ли мир? Кратко объясните суть каждого из основных ответов на данный вопрос. Что их различает? Объединяют ли их какие-либо положения? Укажите представителей каждого направления. Обоснуйте свою собственную точку зрения по данному вопросу.

3. Прочитайте «Философические письма» П. Чаадаева (письмо 1). Какие чувства и мысли вызывает у вас данное письмо? Как вы думаете, как оно подействовало на современников автора письма? Как оно подействовало на развитие русской социально-философской мысли?

4. Как Вы понимаете высказывание Б. Паскаля «Человек – это мыслящий тростник»?

Вариант № 9

1. Объясните, почему Декарт, Спиноза и Лейбниц относятся к рационалистам, а Локк, Беркли и Юм – к эмпиристам. В своем ответе выделите основные принципы того и другого направления и докажите на примерах принадлежность вышеназванных философов к тому или иному лагерю.

2. Говоря о философии Вл. Соловьева, заявляют, что ее стержневым принципом является философия положительного всеединства. Объясните, о чем идет речь. Согласны ли вы, что данный принцип есть шаг вперед и новое слово в истории русской философии? Обоснуйте свою точку зрения.

3. «Народ творит историю» и «Великие личности творят историю». Какую точку зрения вы поддерживаете? Почему? Обоснуйте свой ответ.

4. Как вы понимаете высказывание Аристотеля: «Человек – животное политическое»?

Вариант № 10

1. Имеет ли гносеологическая теория И. Канта что-то общее с направлением рационализма? Имеет ли она что-то общее с направлением эмпиризма? Докажите свою точку зрения.

2. Какие методы познания вы знаете? В чем они заключаются? Можно ли говорить об иерархии методов? Если да, то перечислите их по степени значимости, согласно вашей точке зрения.

3. Убеждают ли вас доказательства существования Бога Фомой Аквинским? Выделите сильные и слабые стороны каждого из пяти доказательств.

4. Как Вы понимаете высказывание Гераклита: «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем»?

5. Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 4 задания в каждом, варианты закрепляются за студентом по последнему номеру зачетной книжки.

При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, а также с первоисточниками

Чтение литературы предполагает знакомство с разными точками зрения по той или иной проблеме, а также с их авторской аргументацией. Обязательной является своя точка зрения, которая должна быть четко аргументированной.

Структура контрольной работы: с новой страницы – номер и содержание задания, ниже – аналитический ответ по сути задания, список литературы (введение, содержание, приложения не требуются). Ответы на поставленные вопросы должны быть по существу и исчерпывающими.

Объем работы: 10-15 стр.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).

Учебно-методическое обеспечение

А. Основная литература

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2013.

2. Вечканов, В. Э. Философия: учеб. пособие / Вечканов В. Э. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131

3. Марков, Б. В. Философия: учебник / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2014.

Б. Дополнительная литература

Учебники:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1998.

2. Бельцева Е.А. Введение в философию. – Киров: ВСЭИ, 2007.

3. Введение в философию / под ред. Фролова И.Т. – М.: Республика, 2005.

4. История философии: Энциклопедия. - Минск, 2002.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – М.: Логос, 2001.

6. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. - М., 1990.

7. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

8. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. - М., 2001.

9. Налетов И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Ненашев М.И. Философия: лекционный курс. – СПб.: Петербург, 2002.

11. Природа научного познания. - М., 1986.

12. Рузавин И.Г. Философия науки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

13. Сизов В.С. История философии. – М., 2004.

14. Современная западная философия XX века. – М., 1995.

15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. – М., 1999.

16. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2009.

17. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1997.

18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

19. Юлов В.Ф. Философия: Проблемный Курс лекций для вузов. – Киров, 1998.

Первоисточники:

1. Бердяев Н.А. Судьба России.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества.

3. Гегель Г.Ф.В. Работы разных лет. Т.1. – М., 1970.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

5. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою.

6. Платон. Собрание сочинений.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. – М., 1989.

8. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. – М., 1988.

9. Стругацкие А. и Б. Град обреченный.

10. Толстой Л.Н. Исповедь.

11. Толстой Л.Н. В чем моя вера?

12. Фома Аквинский. Пять доказательств бытия бога. / Мир философии. Ч. 2. – М., 1991. – С.375-377.

13. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

14. Фромм Э. Искусство любить. - М., 1992.

15. Чаадаев П. Философические письма.

В. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Автоматизированная информационно-библиотечная система «Марк».

ЭБС IPRbooks:www.iprbookshop.ru.

ЭБС ВСЭИ:http://edu/vs_library/index.php

Петрова Елена Александровна

Философия

Методические указания

Ответственный за выпуск: Трушков С.А.

Технический редактор: Кочуров М.Г.

Издательский орган ВСЭИ

610002 Киров, Казанская, 91

тел./факс 67-02-35

Подписано в печать «____» ___________ 20__ г.

Тираж: ________экз.

Отпечатано на ризографе ВСЭИ

Наши рекомендации