Первоначальный хён-сан
Первоначальный хён-сан (хён-сан Бога)является аспектом Бога, соответствующим телу, это атрибут Бога, являющийся основной причиной материальных аспектов всего сотворенного мира. Хён-сан соответствует тому, что обычно именуют материей. Он представляет собой материал, из которого сформировано все творение и который потенциально способен проявляться в неограниченном разнообразии форм.
Хён-сан Бога — фундаментальная причина материальных аспектов человека, животных, растений и веществ. Иначе говоря, хён-сан Бога в разной степени проявляется в телах людей и животных, в организмах растений и в веществах. Видимые аспекты всего мироздания включают материю и форму, которые появились благодаря наличию первоначальной материи и возможности творения бесконечного числа форм внутри хён-сан Бога. Как уже упоминалось, причина этих форм пребывает во внутреннем хён-сан.
Какова сущность материи? Древнегреческие философы называли причину всех вещей, или первоначальную материю, архе. Фалес (ок. 625—547 до н.э.), представитель Милетской школы, идентифицировал архе как воду; Анаксимандр (ок. 610—547 до н.э.) называл ее апейрон, то есть бесконечность; Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.) считал, что это воздух. То, что Анаксимандр называл апейроном, можно было бы также назвать недетерминированной, безграничной, беспредельной материей. Добавим, что Гераклит (ок. 520—460 до н.э.) понимал архе как огонь; Эмпедокл (ок. 490—430 до н.э.) утверждал, что архе состоит из четырех элементов: огня, воды, воздуха и земли; Демокрит (ок. 460—370 до н.э.) рассматривал архе как фундаментальную частицу, которую нельзя далее разделить, то есть атом.
С другой стороны, с древних времен китайцы считали, что первоосновой универсума является ци. Ци представляет собой то, что можно описать как материю, заполняющую Вселенную. Теория инь и ян, основоположником которой был Цзоуянь (305—240 до н.э.), объясняла, что Великий предел (или Тайцзи) породил инь и ян. Инь и ян, в свою очередь, породили четыре модуса: большая инь, малая инь, большой ян и малый ян. Эти четыре формы произвели восемь триграмм (или ба-гуа), которые путем взаимодействия и размножения образовали Вселенную. Позднее Великий предел стали интерпретировать как фундаментальный монистический ци, который породил инь и ян 6. Таким образом, теория инь иян первопричиной Вселенной считала ци.
В соответствии с представлениями современной физики, материя состоит из атомов, атомы состоят из материальных элементарных частиц, а элементарные частицы создаются энергией. Следовательно, сущностью материи можно считать энергию. С точки зрения философии Oбъединения, сущность хён-сан Бога представляет собой разновидность энергии. Эта энергия, однако, вовсе не идентична физической энергии в тварном мире. Это энергия, находящаяся в состоянии, предшествующем ее претворению в энергию тварного мира. Энергию хён-сан Бога можно назвать праэнергией или праматерией, имея в виду ее способность стать материей 7. В любом случае, поскольку конечная природа материи является объектом изучения естествознания, для выяснения этого вопроса нам следует положиться на дальнейшее развитие знаний в этой области.
Сосредоточиваясь на цели, первоначальный сон-сан и первоначальный хён-сан (то есть праэнергия) воплощаются в действии отдавания-и-принятия. При этом образуется энергия, или сила (см. дискурс о действии отдавания-и-принятия в главе 3 настоящего раздела). В зависимости от цели может генерироваться один из двух видов энергии: действующая энергия (или действующая сила) либо формирующая энергия (или формирующая сила). Действующая энергия — это сила Бога, ее именуют изначальной силой. Эта основополагающая сила воздействует на все предметы творения и проявляется как сила, вызывающая действия отдавания-и-принятия между субъектом и объектом. Поэтому данная сила называется универсальной изначальной силой. С другой стороны, формирующая сила образует множество частиц в сотворенном мире.
Материя (hyle, как ее называл Аристотель) первоначально относится к чистому материалу, без какого-либо детерминанта. Почему же тогда в Философии Oбъединения принято название хён-сан, которое выражается китайским иероглифом, приблизительно означающим форма? Это объясняется тем, что хён-сан обладает возможностью принимать конкретные формы. Чтобы пояснить, проведем аналогию с водой. Вода сама по себе не имеет формы, но может принимать множество форм, в соответствии с конфигурацией сосуда, в котором она находится. Поэтому можно сказать, что хотя сама вода не имеет формы, она может принимать разнообразные формы. Материя бесформенна, но она потенциально способна образовывать бесконечное множество форм. По этой причине материя имеет соответствующее ей выражение.
Согласно современной науке, элементарные частицы формируются энергией. Иначе говоря, в вакууме, где отсутствует масса, элементарные частицы рождаются из энергии. Однако, когда энергия колеблется и творит элементарные частицы из вакуумного состояния, вибрация энергии непрерывна, а частицы образуются при определенных состояниях или на разных уровнях. Подобно гамме в музыке, в колебаниях энергии фиксируются ступенчатые состояния, и в результате существует лишь ограниченное число видов элементарных частиц. Это наводит на мысль о том, что энергия сама по себе имеет нечто вроде шкалы колебаний, а следовательно, определенную форму. Хотя энергия невидима, она всегда обладает свойством формы, в соответствии с которой элементарные частицы обретают свое бытие. В этом смысле также целесообразно использовать для материи термин хён-сан.
1.1.1.3. Различие между сон-сан и хён-сан
В этом разделе мы рассмотрим вопрос, существенна ли разнородность сон-сан и хён-сан в Первоначальном образе. Если сон-сан и хён-сан существенно разнородны, то Бога надлежит рассматривать как Дуальную Сущность. Однако Философия Oбъединения не считает сон-сан и хён-сан существенно разнородными. Поясним это утверждение, используя в качестве аналогии состояния воды.
По своей физической природе вода и пар совершенно различны, однако они абсолютно идентичны в том смысле, что состоят из одних и тех же молекул, а именно H2O. Вода и пар отличаются только состояниями, что обусловлено различием в соотношениях между кинетической энергией (силой отталкивания) и молекулярным притяжением (силой притяжения) молекул воды. Таким образом, вода и пар по сути существенно не разнородны. Аналогичный подход применим и в отношении сон-сан и хён-сан. Хотя сон-сан состоит в основном из ментальных элементов, в нем имеются также энергетические элементы, однако в сон-сан ментальных элементов больше, чем энергетических. Хён-сан, соответственно, состоит в основном из энергетических элементов, но в нем имеются также и ментальные элементы, но в хён-сан энергетических элементов больше, чем ментальных. Таким образом, сон-сан и хён-сан не являются существенно разнородными; оба содержат и ментальные, и энергетические элементы.
В сотворенном мире сон-сан и хён-сан проявляют себя как дух (или душа) и материя (или тело). Они взаимно разнородны, но имеют нечто общее. Тем не менее можно утверждать, что в душе имеется элемент энергии. Скажем, хорошо известно, что если нерв мускула лапки, взятой у лягушки, подвергнуть воздействию электрического импульса, то мускул сократится. Но ведь и душа способна привести мускулы в движение точно так же, как и физическая (в нашем примере электрическая) энергия. Это означает, что душа обладает энергией. Более того, некоторые люди способны воздействовать на поведение другого человека посредством гипноза, что доказывает, что душа содержит энергию. Далее, как указано выше, когда энергия возникает в форме элементарных частиц, появляются только те элементарные частицы, которые располагают определенной периодичностью. Это указывает на то, что существует некоторый элемент сон-сан, присущий энергии как таковой.
Таким образом, определенный элемент хён-сан присутствует в сон-сан, а определенный элемент сон-сан присутствует в хён-сан. В Первоначальном образе сон-сан и хён-сан объединены в единое целое. Они являются, по существу, единым абсолютным атрибутом, из которого возникает различие между сон-сан и хён-сан. Когда этот абсолютный атрибут проявляет себя в творении мироздания, он превращается в два разнородных элемента. Это явление подобно проведению двух прямых линий в различных направлениях из одной точки. Одна из линий в этом случае соответствует сон-сан (или духу), другая соответствует хён-сан (или материи) (Рис. 1-1).
В Послании ап. Павла говорится, что невидимую природу Бога можно видеть, наблюдая Его творения (Рим. 1:20). Изучая творение, можно обнаружить, что оно имеет дуальные аспекты: души (или духа) и тела (или материи) либо инстинкта и тела, жизни и тела и т.п. Из этого методом индукции можно сделать вывод, что Бог, как Причинная Сущность, также имеет дуальные свойства. В Боге, однако, дуальные свойства находятся в единстве. Поэтому Божественный Принцип гласит: “Бог является гармонично единым субъектом, имеющим дуальные свойства первоначальных сон-сан и хён-сан” 9. Мы называем эту точку зрения теорией единства, или теорией Объединения 10.
Рассмотрим с этой точки зрения важнейшие положения взглядов Аристотеля на субстанцию и воззрений Декарта на дуализм. Согласно Аристотелю (384—322 до н.э.), субстанция состоит из эйдоса (формы) и хиле (материи). Эйдос относится к сущности, создающей субстанцию такой, какова она есть; хиле относится к материалу, из которого формируется субстанция. Эйдос и хиле Аристотеля, ставшие основными категориями западной философии, соответствуют сон-сан и хён-сан в философии Oбъединения. Однако между двумя системами взглядов существуют фундаментальные различия.
Согласно Аристотелю, если мы проследим путь эйдоса и хиле до первоначального истока, то в конечном счете придем к чистому эйдосу (или первичному эйдосу) и первичному хиле. Чистый эйдос, или Бог, представляет собой чистую активность, без какого-либо хиле. Это не что иное, как мышление себя. Таким образом, Бог рассматривался как Чистое Мышление, или Мышление Мышления. Первичное хиле, однако, рассматривалось совершенно независимо от Бога. Отсюда онтология Аристотеля была разновидностью дуализма. К тому же, рассматривая первичное хиле как независимое от Бога, она отличалась от христианских воззрений на Бога как Творца всего сущего.
Соединяя христианские взгляды с учением Аристотеля, Фома Аквинский (1225—1274) рассматривал чистый эйдос, или Мышление Мышления, как Бога. Подобно Блаженному Августину (354—430), Фома Аквинский утверждал, что Бог сотворил мир из ничего. Бог сотворил все, в том числе и хиле, и, поскольку никаких элементов хиле нет внутри Бога, Фоме Аквинскому не оставалось ничего иного, как подтвердить доктрину сотворения из ничего (creatio ex nihilo). Доктрина о том, что материя возникает из ничего, неприемлема для современной науки, утверждающей, что Вселенная создана из энергии.
Рене Декарт (1596—1650) считал, что Бог, дух и материя представляют собой три тела субстанции. Он утверждал, что Бог, в конечном счете, является только одной субстанцией, что же касается сотворенного мира, то его субстанция дуальна, то есть дух и материя (или душа и тело) представляют собой отдельные субстанции, совершенно независимые друг от друга, хотя каждая из них зависит от Бога. Тем самым Декарт стоял на позициях дуализма. В результате ему, а позднее и западной философии было трудно объяснить, как могут взаимодействовать дух и материя.
Последователь Декарта, фламандский философ А. Гейлинкс (1624—1669), развивая учение дуализма, попытался решить проблему взаимодействия духа и тела путем допущения, что Бог есть посредник между ними. Иначе говоря, возникновение некоторого ментального состояния является причиной, побуждающей Бога вызвать соответствующее ему физическое действие; появление физического состояния побуждает Бога вызвать соответствующее ему ментальное состояние. Это и являлось сущностью окказионализма 11. Однако этот взгляд неприемлем для объяснения данной проблемы, и сегодня его никто не рассматривает всерьез. Корень декартовой проблемы заключался в том, что он рассматривал дух и материю как совершенно разнородные сущности.
Таким образом, концепции эйдоса (или формы) и хиле (или материи), а также духа и материи, как их трактует западная мысль, поставили трудные проблемы, разрешить которые можно только с помощью концепции сон-сан и хён-сан, содержащейся в философии Oбъединения.
Ян-сон и ым-сон
Исходя из того, что Бог трактуется в Божественном Принципе как гармонично единое тело, которому присущи дуальные свойства ян-сон и ым-сон” 12 наряду с дуальными свойствами сон-сан и хён-сан. Но каков же характер взаимоотношений дуальных свойств сон-сан и хён-сан, с одной стороны, и дуальных свойств ян-сон и ым-сон — с другой?
Божественный Принцип объясняет, что “первоначальное солнечное начало (первоначальный ян-сон) и первоначальное лунное начало (первоначальный ым-сон) Бога являются атрибутами Его первоначального сон-сан и первоначального хён-сан 13. Это означает, что и сон-сан, и хён-сан Бога имеют атрибуты обоих свойств: ян-сон и ым-сон. Иными словами, как сон-сан, так и хён-сан Бога способны потенциально проявлять свойства ян-сон и ым-сон. При этом дуальные свойства ян-сон и ым-сон и дуальные свойства сон-сан и хён-сан существуют в разных измерениях. То есть внутри Первоначального образа сон-сан и хён-сан являются первичными атрибутами, в то время как ян-сон и ым-сон — вторичными.
Как в сон-сан, так и в хён-сан между ян-сон и ым-сон существуют отношения субъекта и объекта (об отношениях между субъектом и объектом см. главу 3). В человеческой душе ян-сон в сон-сан проявляется как ясность, возбуждение, активность и т.п., в то время как ым-сон в сон-сан проявляется как неопределенность, спокойствие, пассивность и т.п. Ян-сон в хён-сан в человеческом теле проявляется в виде выпуклостей, а ым-сон в хён-сан — в виде вогнутостей. Ян-сон и ым-сон универсальны, свойственны всей природе. Например, свет и тьма, возвышенность и низменность, динамичность и статичность, сила и слабость и т.д.
Почему же тогда атрибуты ян-сон и ым-сон существуют дополнительно к атрибутам сон-сан и хён-сан? Ян-сон и ым-сон существуют ради многообразия, гармонии и красоты творения. Чем выше уровень творения, тем сложнее его форма, контуры которой в этом случае скорее являются выпукло-вогнутыми, чем просто округлыми. Природе свойственны изменения разного рода, например цикличная смена времен года, ритмическая смена дня и ночи, чередование в ландшафте гор и равнин. В гармонии подобных изменений таится красота. Благодаря таким изменениям мы можем ощутить гармонию разнообразия, что было бы невозможно, если бы мир был создан только с сон-сан и хён-сан.
В восточной философии полагают, что все сущее состоит из ян-сон (ян) и ым-сон (инь) и большинство ее положений относится именно к ян и инь. Однако восточная философия содержит двусмысленные и нечеткие определения в своих концепциях ян и инь. В одних случаях ян и инь рассматриваются в ней как субстанции, в других — как атрибуты. Например, такие субстанции, как Солнце, мужчина и горы, а также такие качества, как яркость, жара и высота, трактуются как ян; такие субстанции, как Луна, существа женского пола и долины, а также такие качества, как темнота, холод и низменность, трактуются как инь.
Отнесение ян-сон и ым-сон к субстанциям не согласуется с философией Oбъединения, которая рассматривает ян-сон и ым-сон только как атрибуты. Мужчина, например, не рассматривается только как сущность ян-сон, а женщина только как сущность ым-сон. Мужчина и женщина являются сущностями, содержащими сон-сан и хён-сан (душа и тело), причем мужчина воплощает свойства ян-сон, а женщина — свойства ым-сон. Другими словами, мужчина является сущностью, которая содержит ян-сон атрибута сон-сан и ян-сон атрибута хён-сан, тогда как женщина является сущностью, содержащей ым-сон атрибута сон-сан и ым-сон атрибута хён-сан. Рассмотрим сначала хён-сан. В атрибуте хён-сан и мужчина, и женщина содержат элементы ян-сон и ым-сон, однако мужчина имеет больше элементов ян-сон, чем ым-сон, а женщина — больше элементов ым-сон, чем ян-сон. Это различие в хён-сан может быть названо количественной разницей. В атрибуте сон-сан и мужчина, и женщина также содержат элементы ян-сон и ым-сон. Однако существует качественное различие между разновидностью элементов ян-сон и ым-сон, которыми обладает мужчина, и разновидностью элементов ян-сон и ым-сон, присущими женщине. (Этот вопрос будет обсуждаться в разделе “Онтология”.)
Западная философия до настоящего времени обсуждает концепции эйдоса и хиле (или духа и материи), но в ней нет концепций, сопоставимых с ян-сон и ым-сон, которые рассматриваются в восточной философии. В восточной философии есть также концепции ли и ци, которые соответствуют духу и материи, однако они не разработаны в ней в той мере, в какой они развиты в идеализме и материализме в западной философии. Подводя итог сказанному, можно отметить, что эйдос и хиле в западной философии соответствуют сон-сан и хён-сан в философии Oбъединения, а ян и инь в восточной философии соответствуют ян-сон и ым-сон в философии Oбъединения.
Как западная, так и восточная философии имеют историю, насчитывающую свыше 2000 лет, однако до настоящего времени не было успешной попытки их соединения. Лишь в онтологии философии Oбъединения в категории сон-сан, хён-сан и ян-сон, ым-сон полностью вошли эйдос и хиле западной теории, а также ян и инь восточной теории. Это значит, что онтология философии Oбъединения, вобравшая в себя элементы онтологий, составляющих основу восточных и западных философий, создает предпосылку для сближения восточной и западной культур. Культуру, созданную путем слияния культур Востока и Запада, можно назвать культурой Объединения. Единство дуальных свойств сон-сан и хён-сан, а также дуальных свойств ян-сон и ым-сон можно проиллюстрировать схемой (Рис. 1-2).
Выше мы рассмотрели сон-сан и хён-сан, ян-сон и ым-сон как компоненты Божественного образа. Сон-сан и хён-сан, ян-сон и ым-сон также называют всеобщим образом, поскольку эти атрибуты Бога проявляются универсально во всем мироздании. Однако каждый предмет творения наряду с всеобщим образом имеет качества, свойственные только ему. Этот специфический образ проистекает от индивидуального образа Бога. Исследованию индивидуального образа Бога посвящен следующий параграф.
Индивидуальный образ
Атрибут Бога, являющийся причиной специфических атрибутов или специальных качеств, присущих каждому предмету творения, называется индивидуальным образом. Предметы творения имеют собственные специфические качества; человек, в частности, имеет только ему присущие черты лица, физической конституции и личности.
С точки зрения биологии, человек имеет различные гены (ДНК), существующие в его хромосомах. Почему ДНК каждого человека различны? Потому что индивидуальный образ, существующий внутри Бога, пребывает в хромосомах в форме ДНК. При сотворении человека и всего сущего Бог предвидел форму и природу, свойственные каждому предмету творения, в Своем внутреннем хён-сан в виде идеи. Эта идея тождественна индивидуальному образу. Соответственно этому индивидуальный образ располагается во внутреннем хён-сан первоначального сон-сан.
Тот факт, что каждый предмет творения имеет свои уникальные черты, означает, что в каждом из них индивидуализированы сон-сан и хён-сан так же, как ян-сон и ым-сон. Отсюда следует, что индивидуальный образ не существует независимо от всеобщего образа, то есть индивидуальный образ есть не что иное, как индивидуализированный всеобщий образ.
Почему же тогда люди отличаются между собой своеобразием лиц и характеров? Эти различия существуют, чтобы принести больше радости Богу. Бог хотел получить особенную и неповторимую радость от каждой отдельной личности. Не только человек, но и все остальные творения имеют свой уникальный характер, однако они не столь ярко индивидуальны, как люди. Причина этого в том, что человек был создан как прямое подобие Бога, а остальные творения лишь как Его символическое подобие.
Индивидуальный образ Бога, проявляющийся в каждом человеке, отражается в особенностях последнего. Таким образом, человеческая индивидуальность настолько уникальна, что требует к себе предельного уважения. Что касается остальных творений, то их индивидуальность также имеет исток в Боге и вследствие этого заслуживает признания; однако их ценность несравнима с ценностью человеческой индивидуальности. По этой причине человек является владыкой над всем сущим.
Здесь может встать вопрос: не проистекает ли самобытность личности скорее от родителей, чем от Бога? Некоторые черты родителей действительно передаются детям, однако последние наследуют отнюдь не все уникальные качества родителей. Более того, люди рождаются с новыми столь же уникальными свойствами, которыми не обладали их родители. Отсюда следует вывод, что Бог создает человека, используя как материал уникальные свойства его родителей, но также следуя уникальной идее, предусмотренной в своем собственном внутреннем хён-сан.
Согласно Фоме Аквинскому, именно хиле представляет собой “принцип индивидуализации” (principium individualionis), все сущее состоит из эйдоса и хиле, но эйдос универсален и не индивидуализирован. Отсюда, по мысли Фомы Аквинского, все сущее индивидуализируется посредством хиле. Однако такой взгляд равносилен признанию, будто индивидуальность возникает случайно. Теория Фомы Аквинского не дает убедительной философской основы для абсолютности человеческой индивидуальности.
В противоположность томистской теории гуманисты также говорят об уважении к человеческой индивидуальности. Но их призывы тоже лишены основания, ибо и это течение не в состоянии предложить философской основы для объяснения человеческой неповторимости. Коммунистическая доктрина, со своей стороны, утверждает, что человек — это не что иное, как животное, которое достигло высокого уровня развития в результате эволюции, и одновременно — продукт социальной среды. Кроме того, в марксизме имеется положение об изменении человека под воздействием этой среды. Однако для коммунистов важна не человеческая индивидуальность, а социальная среда и социальные институты. Геноцид, сопровождающий коммунистические революции, и массовые чистки в ходе послереволюционной борьбы за власть свидетельствуют о том, что коммунизм лишен теоретической базы, обеспечивающей уважение к человеческой индивидуальности.
В отличие от этих учений Философия Oбъединения утверждает, что человеческая индивидуальность рождается от индивидуального образа Бога и поэтому не определяется окружающими условиями. Несомненно, существуют определенные аспекты индивидуальности, испытывающие влияние окружающей среды, однако следует подчеркнуть, что аспекты, порожденные индивидуальным образом Бога, первичны, тогда как аспекты, зависящие от среды, только вторичны. Таким образом, Философия Oбъединения провозглашает абсолютность человеческой индивидуальности.
Божественная природа
В то время как аспект формы в Боге выражает Божественный образ, аспект функции, или способности, выражает “Божественную природу”. В традиционной теологии природа Бога рассматривается как всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность, неизменность, всеблагость, всеправедность, всеблаженство и т.д. Философия Oбъединения выделяет в ней, как наиболее важные, Сердце, Логос и творческие способности. Любовь входит в число важных характеристик Божественной природы, но она проистекает от Сердца, которое является ее источником. Сущность Сердца, Логоса и творческих способностей рассмотрены ниже 14.
Сердце
Сердце, или Щим-Джон, — сердцевина атрибутов Бога. Сердце является эмоциональным импульсом для получения радости, а истинная радость немыслима без любви. Поэтому эмоциональный импульс для радости тождествен с эмоциональным импульсом поиска любви. Соответственно, Сердце — это “эмоциональный импульс для получения радости через любовь”.
Сердце Бога — неукротимый импульс, могучая эмоциональная сила и желание, бьющие ключом изнутри. Богу абсолютно необходим объект для любви. Именно поэтому Бог создал человека и все сущее. Бог сотворил человека как объект Своей любви, и, чтобы дать человеку счастье, Он создал все прочие предметы творения как его объекты.
Радость возникает при существовании любви к объекту. Если объект похож на субъект, последний испытывает еще большую радость. По этой причине Бог создал человека по образу Своему как объект Своей любви, а для того, чтобы дать человеку счастье, Бог сотворил все сущее по его подобию в качестве его объектов.
Ни религия, ни философия до сегодняшнего дня не смогли убедительно объяснить причину, по которой Бог создал Вселенную. Большинство религиозных и философских концепций о Боге и Вселенной рассматривали творение Бога как свершившийся факт. Например, философия Книги перемен утверждает, что из Великого предела (Тайцзи) произошли инь и ян, а инь и ян, в свою очередь, породили большую и малую инь и большой и малый ян. Эти четыре образа породили восемь триграмм (ба-гуа), которые произвели все сущее. Тем не менее, китайская философия не предлагает никакого объяснения причины, по которой Великий предел породил инь и ян и развил их в четыре модуса, восемь триграмм и во все сущее.
Подобные замечания можно сделать и в отношении христианской теологии, утверждающей, что Бог всеведущ и всемогущ. Из того, что Бог является всеведущим и всемогущим, отнюдь не следует, что Он должен был сотворить что-либо; Бог мог оставаться в бездействии и довольствоваться Самим Собой, не делая абсолютно ничего и оставаясь всеблагим, всеведущим и всемогущим. Всеведение и всемогущество никак не могут быть мотивом, побудившим Бога к сотворению Вселенной. Однако христианство сущностью Бога считает любовь. Высшей формой христианской любви при этом является самопожертвование, которое нашло свое проявление в крестном подвиге Иисуса. Цель такой любви (агапэ) заключается в спасении падшего человечества. Поэтому очевидно, что агапэ не могла стать причиной сотворения Богом человека и Вселенной.
А если причина сотворения Богом человека и Вселенной не особенно ясна, довольно трудно прийти к убеждению о существовании Бога. Такая неопределенность создает лазейку для появления атеизма. И действительно, некоторые философы заявляют, что не Бог создал человека, а человек Бога. На таких позициях стоял, в частности, Людвиг Фейербах (1804—1872).
По Фейербаху, главными свойствами человека являются разум, воля и любовь. Хотя человек, как индивид, ограничен в своих возможностях, он стремится достигнуть совершенства в мышлении, желании и любви, хотя и не достигает его. Совершенный разум, совершенная воля и совершенная любовь являются главными свойствами всего человечества. Фейербах рассматривал эти существенные характеристики как родовую сущность человечества (Gattungswesen) 15. Далее он утверждал, что Бог — есть не что иное, как объектизация человеческой родовой сущности, или сущности человечества. Подобно художнику, который создает картины, объективируя концепции, возникшие в его разуме, человек, по мнению Фейербаха, подчиняется идеалам человеческого рода, находящимся внутри него, или объективирует их 16. Таким образом, Фейербах делает вывод, что не Бог сотворил человека, а человек Бога.
Сталкиваясь с подобными аргументами, христианство оказывалось не в состоянии убедительно опровергнуть их. Если бы христианам была ясна причина, по которой Бог сотворил человечество и Вселенную, они смогли бы уверенно опровергнуть аргументы Фейербаха. Однако из-за того, что христиане не владели этим знанием, утверждения, подобные вышеприведенным высказываниям Фейербаха, стали допустимыми, в результате чего образовалась атеистическая почва, на которой вырос марксизм.
Поскольку человек создан по подобию Бога, ему также присущ эмоциональный импульс обретать радость через любовь. Это импульс Сердца, состоящий фактически из двух видов импульсов: одного для радости и другого для любви. В каждом человеке заложен импульс, направленный на поиск радости. Люди ищут богатства, власти, знаний для того, чтобы обрести радость; дети играют с игрушками, ибо это приносит им радость; мученики жертвуют жизнью физического тела, движимые импульсом к поиску духовной радости.
Следовательно, к радости стремятся все. Тем не менее, ясно, что, даже если человек заработает деньги, добьется власти или получит знания, радость от достижения этих целей будет непродолжительной. Но как же тогда получить истинную радость? Единственным способом обретения подлинной радости является любовь. Точнее, занимаясь экономикой, политикой или научной деятельностью и в то же время любя других и будучи любим другими, человек получает радость от глубины Сердца.
Любовь — это эмоциональная сила, которую субъект дает объекту 17. Поэтому импульс субъекта направлен на то, чтобы любить, а импульс объекта — чтобы быть любимым. Например, импульс ребенка заключается в неудержимой потребности быть любимым. Если этот импульс не находит удовлетворения, ребенок может восстать против окружающих или заболеть. Импульс родителей любить своих детей также неукротим. Известно множество примеров, когда родители, столкнувшись с ситуацией, угрожающей их детям, не заботясь о собственной безопасности, готовы сделать все что угодно, лишь бы защитить своих детей. Это объясняется тем, что подлинную радость можно обрести только в любви.
В этом контексте импульс к радости связан с импульсом к любви. Мы говорим здесь не о мирской или эгоцентрической любви. Имеется в виду подлинная, альтруистичная любовь, сосредоточенная на Боге. Радость, полученная от мирской любви, имеет относительный, преходящий характер, тогда как радость, обретенная в истинной любви, абсолютна и вечна. Истинная любовь стремится отдать раньше, чем получить. Японский писатель Такэо Арищима однажды сказал: “Любовь безудержно грабит”. Но он говорил не об истинной любви. Истинная любовь старается доставить удовольствие прежде всего объекту, поскольку только так можно получить радость и для себя. Бог создал человека и излил на него бесконечную любовь. Бог хотел радоваться, наблюдая, как радуются люди.
Сердце — это сердцевина сущности Бога. Для наглядности можно использовать образ концентрических окружностей: внутренняя окружность соответствует Сердцу, следующая — сон-сан, а внешняя окружность соответствует хён-сан (Рис. 1-3). Поскольку Сердце существует внутри сон-сан в качестве ядра последнего, атрибуты Бога остаются дуальными свойствами сон-сан и хён-сан. В таком случае каковы отношения между эмоциями и Сердцем? И эмоции, и Сердце являются элементами одной и той же эмоциональной функции, причем Сердце — причина, а эмоции — следствие. Когда импульс Сердца удовлетворен, мы радуемся, если же он не находит удовлетворения, мы впадаем в уныние. Радость и уныние — это эмоции, или чувства, возникающие как некий результат, так обычно люди определяют эмоции. Сердце — это внутренняя, причинная эмоция, тогда как эмоция, находящаяся во внутреннем сон-сан (то есть интеллект, эмоции и воля),является внешней, проистекающей эмоцией.
А каково отношение между Сердцем и любовью? Сердце и любовь — это корень интеллекта, эмоций и воли. Однако Сердце — это эмоциональная импульсивная сила для поиска радости, в то время как любовь — это эмоциональная сила, направленная на осуществление связи субъекта и объекта. При наличии импульса Сердца в качестве мотива эмоциональная сила перетекает от субъекта к объекту или от объекта к субъекту. Эта эмоциональная сила и есть любовь. Поэтому Сердце — источник, или отправной пункт любви.
Говоря об интеллекте, эмоциях и воле человека, следует отметить, что интеллектуальные способности направлены на науку, способность чувствовать — на искусство, а волевая способность направлена на этику и мораль. Однако, поскольку Сердце — это ядро сон-сан, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности должны устремляться к Сердцу. Назначение Сердца в том, чтобы осуществлять цель творения — создание Царства Небесного на земле. Иначе говоря, любая деятельность должна строиться на основе Сердца ради построения Царства Небесного на земле.
Творение Бога было начато с Его Сердца как мотивации. Поэтому в Первоначальном образе действие отдавания-и-принятия между первоначальным сон-сан и первоначальным хён-сан концентрировалось на Сердце. При этом импульсная сила Сердца, заложенная в первоначальном сон-сан, была объединена с энергетическим элементом первоначального хён-сан, и это единство выступило как первоначальная сила. Эта первоначальная сила, действующая на все предметы творения и проявляющаяся как сила, вызывающая действие отдавания-и-принятия, получила название универсальная изначальная сила. У людей она проявляется для формирования межличностных взаимоотношений или как сила любви.
Поскольку религии и философии, существовавшие прежде, не объяснили надлежащим образом, что сущность Бога есть Сердце, они оказались не в силах объяснить причину творения мира Богом. В отличие от них философия Oбъединения предлагает теорию мотивации Сердца, которая раскрывает причину Божьего творения.
Теория мотивации Сердца убедительно подтверждает теорию творения и вселяет в нас уверенность в существовании Бога как Творца. Теория мотивации Сердца позволяет преодолеть противоречия между теорией творения и теорией эманации. Теория творения утверждает, что мир создан Богом, не разъясняя мотивации Его творения. Кроме того, в ней возникла дополнительная проблема, связанная с утверждением, что материя создана из ничего. С другой стороны, теория эманации утверждает, что все существовало в Боге и проистекло из Бога; то есть, в данной теории нет разграничения между Богом и миром, что приводит к пантеизму. В отличие от этих теорий теория мотивации Сердца объясняет, что все причины в мире существуют внутри Бога, но мир не проистекал из Бога сам по себе. Бог создал мир под действием Сердца, вовлекая собственные сон-сан и хён-сан в действия отдавания-и-принятия между собой.
Здесь нам следует обсудить вопрос о разнице между любовью Бога и христианской концепцией агапэ с точки зрения философии Oбъединения. То, что философия Oбъединения называет Божьей любовью, есть любовь, которую Бог испытывал во время творения, то есть любовь, которая была полна надежды и явилась источником жизни. Это также любовь, воплощенная в идеале творения, который, безусловно, был бы осуществлен, если бы Адам и Ева не совершили грехопадения, а создали семью, основанную на Боге.
В отличие от нее агапэ — это любовь Бога, стремящегося спасти падшее человечество, полная самопожертвования, вселяющая мужество. Первоначальная цель пришествия Иисуса заключалась в осуществлении на земле идеальной любви Бога. Однако он был распят из-за того, что люди того времени не поверили в него. Иисусу не удалось осуществить этот идеал. Но в нем любовь Бога проявилась как агапэ, чтобы привести падшее человечество вновь к Богу.
Логос