Практич.-нравств. ориентация рус-й ф
Особенности: сложный путь развития. Её главные этапы развития совпадали с этапами развития России. Философия отражала общественно-экономические отношения в России, формы сознания и т. д. Философия России тесно связана с мировой цивилизацией и религией. Ранний феодализм—философия не отмежевана от других областей знания. Начала она развиваться на почве языческого мировоззрения, т. е. древнеславянской религии и мифологии. Пропагандировалась элементная система природы, различные трактовки взаимоотношений души и тела, научные представления. Перед мыслителями встают собственные идеологические проблемы познания. Попытки истолковать священные тексты и элементы теологического рационализма. От Византии Русь получила немало имён, образов, понятий, но в христианском виде. О древнерусской философии 11-14 века можно говорить как о сложившейся философской мысли, которая в 15-16 веке переживёт расцвет, а в 17-19—смена её новым европейским мышлением. Отечественная философия следовала традициям учителей—Кирилла, Мефодия и т. д. Допетровской философии характерно тяготение к живому, образному слову, пламенная публицистичность, интерес к нравственной проблематике, союз с искусством и литературой. Эта философия выражает концепцию мироздания с помощью икон, образов бытия, умозрения в красках. Произведения зодчества как образ мироздания. Иконостас отражает историю человечества. Преобладала художественная тенденция над рациональной. Характерной чертой была её историческая глубина, стремление писать историю народа в истории человечества. Рассматривалась роль личности в истории. Мысль раскрывалась через борьбу двух начал: Бога и дьявола, добра и зла; о равноправии народов; о совпадении духовной и светской власти. В литературе подчёркивается, что правители должны прислушиваться к советам мудрых людей. Обращение к правде, целомудрию, кротости.
23. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
Фил.-религ-е течение.Русский космизм П.А.Флоренского. Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви.
Христианский космос В.С.Соловьёва
Идеи космизма Соловьёва: Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).
Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
Естественно-научное течение
Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Выводы: 1) Пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на определённые части).
2) Время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.
3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.
Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Космическая философия К.Э.Циолковского
Принцип атомистическогопанпсихизма. Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)". "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. "Атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы" .
Принцип бесконечности. Вселенная бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности.
Принципы самоорганизации и эволюции. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.
Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем".
Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.