Формирование и основные пробл. филос-и марксизма
М.ф. – рез-т совм-ого твор-ва К.Маркса и Ф.Энгельса. М.ф явл-ся составн. Частью более шир-го учения марксизма. М., к-ый наряду с Ф., включ-т в себя полит-экон-ию и соц-полит. проблематику (научн. коммунизм) Предпосылки возник-ия:
- естест-науч. интерприт-ия (клеточное стр-е д-и сохр-я энергии, учение о происх-ии видов)
- теор источ-ки – немец. Классс. Ф., англиск. Полит. экон-ия (А.Смит)
В основе МФ было положено матер пон-е ист-ии, разраб-е М и Э. Его суть-на каждом этапе общ-го развития люди для обеспеч-ия своей жизнедеят-ти выступают в особые объект. независящие от их воли произв. отношения (продажа собств-го труда, распредел-е и т.д). Произв отн-я, урорвень разв-я произв сил образ-т экон-ю сис-му, являющ-ся базисом для инстит-в гос-ва и общ-ва, а также обществ отнош-й. Гос и общ институты, общ-е отнош-я выст-т в кач-ве надстройки по отнош-ю к экон-у базису. Базис и надстройка взаимно влияют др на др-а.
Труд рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина частной собственности, возникновения зар. платы. Маркс предполагал ответить по меньшей мере на три принципиальных вопроса: Что такое частная собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем состоит уничтожение частной собственности? И вся его научная работа была подчинена этой цели. Истор. отчужд. М. - каждый способ производства обуславливает процесс жизни вообще и форму отчужд. Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Первобытный способ производства - система достаточно определенных кровно- родственных связей. Возникает личная собственность на орудия труда, люди обособлены в некоторых бытовых отношениях. Основное производственное отношение здесь - личная собственность (фактор отчуждения. ). Капитал способен воспроизводить самого себя. Поэтому капитал есть высшая форма отчуждения.
С точки зрения М. материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида - материального производства - позволило М. переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению М, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Совокупность пр. отношений составляет экономич. структуру об-ва, реальный базис, на котором возвышается юридич. и политич. надстройка и кот-му соотв. опред. формы общ. сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные пр. силы об-ва приходят в противоречие с сущ-ми пр. отношениями- эпоха социальной рев-ции. Способ пр-ва - единство опред. способа совместной д-ти и соотв. ему формы общения. Способ д-ти есть совокупность особенных форм д-ти, объединяемых формой общения в качестве с-мы пр. отношений. Форма общения - осн. пр. отнош. данного сп. производства. Определяющую роль играют средства пр-ва и, в частности, орудия труда. Общ. бытие - все матер., эк. процессы, происход. в общ-ве, связанные способом пр-ва, к-рый сам предст. единство производ. сил и производит. отношений.
Был сформирован термин «обществ-эконом-я формация», т.е каждой формации соответствует опред-й сп-б пр-ва,опр-но развитие произв силы и произв отнош-я. Маркс выделил 3 формации: Первобытно- общинный строй, Антогонистический, Социал (коммунистич-й) В основе общ-эк-ой формации лежит опред-е сп-б произв-ва, основанный либо на рабстве, либо на пром произв-ве, либо на коллект-м труде зав-х крестьян, либо на свободном труде равных людей.
Маркс выделяет азиатский способ пр-ва – особая общ-эк формация, эк-ка кот-рой основана на коллект, четко управл-м гос-вом труде земледельцев в далинах крупных рек
Первоб-о-общ-й строй низким уровнем произв сил призводст-х отнош-й , а также зачатками общ-ва в силу того, что не развита надстроечная сис-а Рабовладельч – эк-ка (производ-е силы и произв-е отн-я ) основ-ся на рабстве. Феодализм- эк-ка осн-ся на крупноземельной собств-ти и труде крестьян. Капитализм – основан на пром-ти , на кот исп-ся труд свободных, но не явл-ся собственник-и средств пр-ва, наемных рабочих. Социализм- пр-во осн-но на свободном труде равных людей при общ-ой собств-ти на ср-ва произв-ва Рост уровня произв-х сил приводит к измен-ю общ-ых отнош-й , а значит к смене общ-эк строя. Ур-нь эк-ки , матер. Пр-во, произв отнош-ия опред-ют судьбу гос-ва и общ-ва .
Установл-е новых отнош-й, в частн-ти социал. Отнош-й, д. было означать ликвид-ю частн собств-ти на ср-ва пр-ва, ликв-ю эксплуат-ции ч. чел-ом и присвоение рез-ов чужого труда те прибав продукта узкой группрой лиц. Частьн собств-ть на ср-ва пр-ва д б бществ. (гос) Произведенный продукт, рез-ты труда д дел-ся м/у всеми членами общ-ва благодаря справед-у распред-ю.