Сущность и природа ценностей
Чтобы ответить на вопрос о сущности ценностей, необходимо проследить их связи с потребностями и интересами человека как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Все дело в том, что в любой сфере человек начинает проявлять активность лишь в том случае, если у него возникает та или иная потребность. Потребность – это нуждаемость субъекта (индивида, социальной общности, общества, человечест- ва) в тех или иных вещах, необходимых ему для сохранения и развития себя как системы. Но человек не всегда осознает то, что является его насущной потребностью. Ведь нередки случаи, когда хочется чего-то, а чего – не ясно. Осознанная потребность превращается в интерес.
Именно потребности и интересы и заставляют человека действовать в том или ином направлении. То же, что служит средством удовлетворения потребностей и интересов и составляет для человека ценность. Т.е. ценность имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Скажем, когда мы ставим перед собой вопрос о смысле жизни, речь идет о внутренней ценности. Когда же решаются вопросы о том, что призвано извне удовлетворять наши потребности и интересы, речь идет о внешних ценностях. Во внешних ценностях фиксируются свойства предметов или явлений действительности. Однако эти свойства не присущи этим предметам от природы. Они не связаны с внутренней структурой объекта. Предмет становится ценностью только тогда, когда вовлекается в сферу общественного бытия человека, а потому становится носителем определенных социальных отношений. Как внутренние, так и внешние ценности имеют под собой объективное основание, хотя по форме и выглядят субъективными, ибо мы сами их выбираем в качестве цели своей деятельности. Внутренние ценности связаны с функционированием общественного сознания. Они выражают человеческие интересы в идеальной форме. К ним относятся понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и бессовестности, чести и бесчестия, а также идеалы, моральные нормативы и принципы.
Поэтому под ценностями можно понимать такие внутренние формы духовной жизни, которые в рамках определенной культуры для данного субъекта являются конечными основаниями для выбора им цели и средств деятельности. Именно так понимает сущность ценностей петербургский философ В. А. Сагатовский в работе «Философия развивающейся гармонии». В зависимости от того, на какие ценности направлена активность человека, находится система его ценностных ориентаций, а от этих последних во многом зависит и его культура, которая по своей сути и является процессом и результатом создания базовых ценностей субъекта. Каковы эти ценности, такова и культура индивида, социальной группы, общества или даже человечества. Для одних людей главными выступают материальные ценности, для других – духовные. Важно найти наиболее оптимальный вариант их соотношения, без чего невозможно обеспечить гармоничное развитие личности.
Мотивы поведения человека могут быть различными: от личной материальной выгоды (что является весьма частым в наши дни) до стремления самореализоваться, раскрыть имеющиеся природные способности и задатки без какого-либо расчета на материальное вознаграждения. История знает немало примеров, когда изобретатели, создатели чего-либо действительно ценного и нужного людям так и остаются неизвестными до наших дней. Мы просто пользуемся этими вещами, ничего не зная о создателях этих вещей, об условиях их жизни, об их судьбе.
Структура ценностей
Нередко все ценности разделяют на предметные и субъектные. К предметным ценностям относят все предметы человеческой деятельности, освоенные природные явления и человеческие отношения. Эти предметы оцениваются в категориях добра и зла, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, истины или заблуждения и т.п. К ценностям второго рода – относятся закрепленные в общественном сознании и культуре способы и критерии, с помощью которых оцениваются ценности первого рода (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, инструкции и предупреждения, выраженные в форме нормативных представлений). Мы часто встречаемся на практике с подобными установками и предупреждениями: «Не стой под стрелой» (когда речь идет о подъемном кране), «Не включай прибор, не прочитав инструкцию» и т. п. Невнимание к этим ценностям часто приводит к уничтожению ценностей первого рода или даже к несчастному случаю с теми, кто эти правила нарушает. Ведь любое предписание, любой императив создается, прежде всего, для того, чтобы ограничить (или избавить) человека от нежелательного воздействия внешней среды. Поэтому-то и необходимо строго соблюдать все рекомендации, относящиеся к субъектным ценностям.
Кроме рассмотренного деления, ценности можно структурировать по их взаимосвязи с материальными и духовными основами жизнедеятельности человека. В связи с этим ценности и разделяют на материальные и духовные, о чем уже говорилось при рассмотрении вопроса о связи ценностей и культуры. Диалектика их сложна, но знание ее необходимо. Ведь все, что создано человеком, первоначально прошло через его духовность, т. е. одухотворено. Но и результаты духовной деятельности человека (искусство, например) не являются плодом его субъективности, его субъективного восприятия мира. Духовность человека − отражение в его сознании бесконечных связей и отношений с окружающими его реальностями, существующими вне и независимо от его сознания, т.е. отражение многообразия мира, предстающего как диалектически противоречивое единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей.
В связи с этим мы и можем, говоря о духовности человека, утверждать, что в ее основе лежит стремление к объективным, субъективным или трансцендентным ценностям (для верующего человека в этом случае будет стремление приблизиться к Богу, который, начиная с Аристотеля, объявляется высшей целью всякого движения и развития, что широко проповедуют все мировые религии нашего времени).
Не случайно, наверное, мы находим в стихотворении И. Бунина, написанном в 1912 году, следующие строки:
Такая тишина была,
Что в ней был слышан голос Бога.
Здесь – единство всех трех реальностей: объективной – тишина, субъективной – слух, трансцендентной – Бог.
Философ, как об этом говорилось в первой теме курса, должен осмыслить связи человека с этими реальностями и влияние этих реальностей на человека. Знание этого и позволит ему (философу) выяснить ценностные основы мировосприятия и мироотношения человека, т. е. его мировоззрение, составляющее стержень его культуры.
Все это и следует понять при выяснении ценностей и ценностных ориентаций человека в процессе его жизнедеятельности, в том числе и в процессе научного познания действительности, учитывая при этом, что возможны и другие основания для структурирования и ценностей и ценностных ориентаций.
В данной лекции не стоит задача рассмотреть детально все эти подходы. Для интересующихся можно порекомендовать обратиться к Философской энциклопедии, где подробно рассмотрены существовавшие в истории философии подходы к выяснению природы и структуры ценностей и ценностных ориентаций. Нас же здесь интересуют ценности и ценностные ориентации научного познания (науки) и поведения человека.