I.1.2.философия: взгляд изнутри

Южно-Российский Государственный Технический Университет (НПИ)

Данцев Андрей Андреевич

Любченко Василий Сергеевич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ф И Л О С О Ф И Я

Учебник для технических направлений

И специальностей вузов

Г.

ББК 87

Ф 56

Ф 56 Философия. Учебник для технических направлений и специалностей вузов.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии. В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники. Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности.

ББК 87

О Г Л А В Л Е Н И Е

I.1. Предисловие

II. Глава. I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И

III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1. Что такое философия?…………………………………………….10

I.1.1. Философия в обычном словоупотреблении……………………10

I.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………………..13

I.1.3. Философы о философии…………………………………………17

I.1.4. Философия в первом приближении…………………………….28

I.1.5. Философия как теория и «теоретический»

образ жизни……………………………………………………...31

I.1.6. Философия и наука………………………………………………35

I.1.7. Философия и мировоззрение……………………………………38

I.1.8. Философия и ценности…………………………………………..41

I.1.9. Место и роль философии в культуре…………………………...48

I.2. Возникновение философии……………………………………….51

I.2.1. Традиционное общество и

мифологическое сознание………………………………………52

I.2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58

I.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и

Гесиода…………………………………………………………..70

I.2.4. Ситуация «потери Пути»………………………………………..77

I.2.5. Предфилософия: Гесиод………………………………………...80

I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости………………………………...86

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

II.1. Характерные черты античной философии.

Натурфилософия античности.

Первая историческая форма диалектики………………………..91

II.2. Классическая греческая философия…………………………….96

II.2.1. Сократ……………………………………………………………98

II.2.2. Платон……………………………………………………………99

II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103

II.2.4.Аристотель……………………………………………………...105

II.3. Философия эпохи эллинизма…………………………………...109

II.3.1. Эпикуреизм…………………………………………………….110

II.3.2. Стоицизм……………………………………………………….113

II.3.3. Общая характеристика античной философии……………….117

II.4. Философия древней Индии и Китая. ………………………….122 II.4.1. Философия древней Индии…………………………………...126

II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131

II.4.3. Три драгоценности буддизма………………………………...134

II.4.4. Чань-буддизм………………………………………………….137

II.5. Философия древнего Китая……………………………………145

II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147

II.5.2. Конфуций………………………………………………………157

II.5.3. Сократ – Конфуций …………………………………………..166

II.6. Философия в средние века…………………………………….169

II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169

II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.

Патристика и схоластика……………………………………...178

II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся

европейские философы XVII-XVIIIвв. .

Русская философия XVIIIв……………………………………183

II.8. Немецкая классическая философия.

Вторая историческая форма диалектики…………………….196

II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма

диалектики……………………………………………………..208

II.10. Философский иррационализм…………………………………216

II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216

II.10.2. Ницше…………………………………………………………224

II.11. Русская философия XIXв……………………………………...236

II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249

II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры………..249

II.12.2. Советская философия………………………………………..256

II.12.3. Неопозитивизм……………………………………………….261

II.12.4. Феноменология……………………………………………….266

II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268

II.12.6. Герменевтика…………………………………………………273

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ

КАРТИНЫ МИРА

III1. Понятия «картина мира» и «парадигма».

Естественнонаучная и философская картины мира…………….278

III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280

III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Учение о первоначалах мира.

Миропонимание пифагореизма………………………………280

III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой

натурфилософии. Возникновение атомистики.

Научное наследие Аристотеля……………………………….283

III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Развитие математики и механики………..287

III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии.

Продолжение идей атомистики и геоцентрической

космологии…………………………………………………….289

III.3. Естественнонаучная и математическая мысль

эпохи средневековья…………………………………………..290

III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена

типов миропонимания…………………………………………292

III.4.1. Научные революции в истории естествознания…………….292

III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической

картины мира…………………………………………………..293

III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической

механики и экспериментального естествознания.

Механистическая картина мира………………………………296

III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема

философского метода………………………………………….303

III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация

естествознания и очищение его от натурфилософских

представлений………………………………………………….305

III.5. Диалектико-материалистическая картина мира

второй половины XIXв………………………………………...318

III.5.1. Формирование диалектико-материалистической

картины мира…………………………………………………..318

III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии

и естественознания. Материя как объективная

реальность……………………………………………………..321

III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико-

материалистическому пониманию движения.

Движение как способ существования материи……………..324

III.5.4. Понимание пространства и времени в истории

философии и естествознания. Пространство и время

как формы бытия движущейся материи……………………..327

III.5.5. Принцип материального единства мира……………….……331

III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий

ХХ века. Проникновение в глубь материи.

Квантово-релятивистские представления о мире……………335

III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-

материалистическая картина мира……………………………340

ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.

IY.1. Природа как естественная основа жизни и

развития общества……………………………………………..345

IY.2. Современный экологический кризис………………………….354

IY.3. Общество и его структура. Социальная

стратификация. Гражданское общество и

государство…………………………………………………….359

IY.4. Человек в системе социальных связей.

Свобода и необходимость в общественной жизни………….367

IY.5. Специфика философского подхода к культуре.

Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371

ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Y.1. Возникновение и развитие философии истории………………380

Y.2. Формационная концепция общественного развития

в философии истории марксизма…………………………………382

Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества.

Традиционные и техногенные цивилизации…………………386 Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма»

и «постиндустриализма»………………………………………….393

Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393

Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394

Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного)

общества»………………………………………………………396

Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии

цивилизации……………………………………………………398

Y.4.5. Концепция «информационного общества»………………….400

Y.5. Философия истории марксизма и современные

«индустриальные» и «постиндустриальные»

концепции развития общества………………………………..403

ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,

НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405

YI.2. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как индивид и личность…………………………….410

YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415

YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм

и неофрейдизм…………………………………………………426

YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и

ответственность………………………………………………..432

YI,6. Мораль, нравственные ценности, право,

справедливость…………………………………………………442

YI.7. Представления о совершенном человеке

в различных культурах………………………………………...451

ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

YII.1. Субъект и объект познания…………………………………...456

YII.2. Этапы процесса познания. Формы

чувственного и рационального познания……………………459

YII.3. Мышление и формальная логика.

Индуктивный и дедуктивный типы

умозаключения………………………………………………..468

YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика

инженерной деятельности………………………………….…474

YII.5. Проблема истины. Характеристики истины.

Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины……………...482

ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация

методов научного познания…………………………………..489

YIII.2. Принципы диалектического метода, их

применение в научном познании……………………………..492

YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения

изучаемых объектов. Комплексный подход

в познании……………………………………………………...492

YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи.

Системное познание…………………………………………..493

YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические

и статистические закономерности. Недопустимость

индетерминизма в науке………………………………………495

YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический

и логический подходы в познании……………………………497

YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания…………...499

YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499

YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503

YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507

YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания…………..511

YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного

к конкретному………………………………………………….511

YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514

YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520

YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом

и теоретическом уровнях познания…………………………..523

YIII.5.1. Анализ и синтез……………………………………………..523

YIII.5.2. Аналогия и моделирование………………………………...524

ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.

IX.1. Что такое наука?………………………………………………..528

IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533

IX.3. Закономерности развития науки………………………………536

IX.4. Классификация наук……………………………………………539

IX.5. Техника и технология

как социальные явления……………………………………….542

IX.6 Взаимоотношение науки и техники……………………………552

IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические

и социальный последствия……………………………………557

IX.8. Социальные и этические проблемы научно-

технического прогресса……………………………………….567

IX.9. Наука и религия………………………………………………...572

ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Х.1. Социально-экономические, военно-политические и

духовные характеристики мировой ситуации на

рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577

Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие

черты и иерархия………………………………………………582

Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций

и стратегия дальнейшего развития человечества……………584

П Р Е Д И С Л О В И Е

Авторы учебника исходят из того, что высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров. Только такой сплав названных компонентов образовательной деятельности является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных технических специалистов. Иными словами, стратегия осуществления преподавания в высших технических учебных заведениях связана с интеграцией специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии. Данный учебник содержит необходимые отправные моменты для проведения этой интеграции.

Авторы учебника учитывают то немаловажное обстоятельство, что студенты, изучая дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, приобщаются к постижению их познавательного базисного компонента, составляющего теоретические основы этих дисциплин, а это, в свою очередь, способствует выработке у них мировоззренческих установок. Исходя из этого, авторы видят своей важной задачей продолжить, развить и углубить процесс мировоззренческой подготовки студентов, максимально используя наработки, полученные при овладении основами профессионально-технического знания.

Авторы учебника убеждены в том, что велением времени является гуманитаризация высшего технического образования. Ее основными тенденциями выступают, как известно, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также – усиление роли гуманитарного образования. Учитывая сказанное, авторы учебника широко используют в нем элементы такого взаимопроникновения, опираясь на положение о возрастании роли мировоззренческой, философской подготовки в деле формирования современного инженера.

Учебник состоит из 10 глав, подразделенных на параграфы. Ориентированность учебника на технические направления и специальности вузов отражена в его структуре (в выделении наиболее важных для подготовки будущих инженеров узловых проблем), в том большом внимании, которое уделено в нем методологии научного познания, а также характеристике науки, техники, технологии, проблемам их взаимодействия.

Данный учебник отвечает требованиям нового Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и является исправленным и дополненным вариантом учебника «Философия для технических вузов», изданного в январе 2001г. издательством «Феникс» (Ростов на-Дону).

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

I.1.1.Философия в обычном словоупотреблении[1]

Термин «философия» широко используется в повседневной жизни, периодической печати, художественной и научной литературе. Иногда этим словом называют всякого рода сентенции о жизни, смерти и бессмертии типа французского выражения «се ля ви».Полусерьезно, полушутя И.Г.Эренбург писал о том, что философствовать – значит «предаваться размышлениям о тщете жизни».

Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания». Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия. Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа. Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни. Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».

В статьях на экономические и политические темы встречаются примерно такие фразы: «Общая философия, которая лежит в основе проекта… экономического и валютного союза, - это философия федеральной Западной Европы, вдохновленная отчасти примером Соединенных Штатов Америки». Здесь явно слово «философия» употреблено вместо слова «идея». В том же смысле оно используется солидным западногерманским журналом, который в статье «Больная Англия» так характеризует внутреннюю политику правительства консерваторов: «Философия консерваторов в области экономики сводится к тому, чтобы по возможности выключить государство из экономической жизни и полагаться, в первую очередь, на инициативу частных предпринимателей. Следуя этой философии, консерваторы взяли курс на резкое сокращение государственных расходов».В западных средствах массовой информации часто пишут о «философии рекламы» или о «философии владельца загородного дома». Один из типичнейших представителей американского бизнеса на просьбу корреспондента одного из крупнейших журналов охарактеризовать современную ситуацию в США, ответил: «Те, кто следует моей философии – находить выгоду в скверных обстоятельствах, видеть благо даже в несчастьях, - всегда окажутся наверху. Большинству же людей не хватает умения жить».

Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.

Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь.

Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы. Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр. При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…».

Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв. Герои многих рассказов и пьес А.П.Чехова в этом смысле философы. Например, Иван Иванович из рассказа «Ночь на кладбище», аттестуя себя смирным и пьяненьким обывателем, повествует: «Жизнь – канитель… - философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое бесцветное прозябание… мираж. Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но, жалко, подлец, мало денег оставил!…».

В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление. С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления. По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания».

На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия.

В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в. философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества». Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами. В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии.

Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение». Для обыденного словоупотребления между значениями двух этих терминов нет различия.

Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…».

В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию.

Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют:

1) рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия;

2) размышления о тщете жизни и несовершенстве мира;

3) совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия;

4) нравственное, политическое, научное и прочее самосознание;

5) размышления о смысле жизни;

6) научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания;

7) мировоззрение;

8) особую форму общественного сознания;

I.1.2.Философия: взгляд изнутри

Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории. Философия возникает в VI веке до н.э.

Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо правителю и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, - говорил он, - подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до одной только истины».

Слово «философия» древнегреческого происхождения, означает любовь к мудрости (филео – любить, софия - мудрость).

Мудрость в то время приписывали богам. Афина почиталась как богиня мудрости. На скульптурных изображениях у ее ног обычно восседает сова – священная птица, символ мудрости.

Мудрость была свойственна и некоторым людям. Как и все выдающиеся человеческие способности она считалась даром богов. В поэмах Гомера говорится о мудром Калхасе: «Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет».

Возникновение философии в YI веке до н.э. означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению о мире, о человеческой судьбе. Появились люди, поражавших других своей способностью рассуждать о вещах, о которых никто не задумывался или которые не смели поставить под вопрос. Они стали называть себя философами, т.е. любящими мудрость.

Один из первых греческих философов, Гераклит, утверждал, что «мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Есть такая сила, которая всем управляет. Это Логос, всеобщий закон, который пребывает во всем, все порождает и все уничтожает. Ничто не может отклониться от него. Люди же не понимают его, не признают его безграничной мощи даже когда слышат о нем из уст философов. «Большинство людей, - говорит Гераклит, - не понимают того, что им встречается, да и по обучении не разумеют, но самим им кажется, будто они знают». Мудрость - это познание самого главного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, стоящее за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью.

Философия как мудрость сразу же противопоставляет себя тому, что знают обычные люди. Большинство, по мнению философов, не знает истины, поскольку руководствуются тем, что дают чувства. Это не знание, а мнение. Оно поверхностно, поскольку чувства имеют дело с изменчивыми вещами. Истинное знание обо всем дает разум. Он открывает то, что скрыто, не лежит на поверхности, открывает сущность, первопричину, всем управляющую.

Таким образом, с самого начала возникает противопоставление знания разумного, истинного, открываемого философом и знания толпы, знания изменчивых, преходящих вещей. Мир получает как бы еще одно измерение: есть видимые изменчивые вещи, возникающие и исчезающие, и есть неизменное бытие, сущность, первопричина, которая порождает изменчивые вещи. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил Гераклит, познания самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни.

Такое представление о философии и ее работе, в основном, сохранялось на протяжении многих столетий. Сохранялось, прежде всего, внутри самой философии. Философия чаще всего определялась как наука о сущности, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Тем самым она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего, а не сущее как таковое. Еще раз уточним: это то, что сами философы думают о своей работе, как они представляют философию.

Остановимся на этом несколько подробнее.

Основатель афинской Академии Платон (Y – IYвв. до н.э.) для объяснения того, что такое философия, использует образ пещеры.

Представьте пещеру, достаточно глубокую, в которой люди прикованы так, чтобы видеть только дно пещеры. Позади их - огонь. Между огнем и местом, которое они занимают, движутся люди, неся перед собой статуи, изображения людей, животных, различных предметов. Что видят пленники? Не в состоянии повернуть голову, они видят появляющиеся и движущиеся на дне пещеры, как на экране, только тени статуй и предметов. Что они могут думать? Они не подозревают ни о существовании статуй, ни тем более о существовании реальных предметов. Они принимают тени за настоящую реальность. Теперь предположим, что кого-нибудь из этих пленников освобождают от оков, принуждают подняться, повернуть голову и взглянуть в сторону огня; неподвижный с самого рождения, он не может проделать эти движения без страдания, Если пленника вывести из пещеры и показать ему реальные предметы при свете солнца, то ослепленный его блеском, он не сможет сначала различить ни одного из реальных предметов. Однако постепенно его глаза привыкнут к новому миру. Теперь он видит настоящие растения, животных и открывает подлинное солнце. Фигуры и тени пещеры были только их жалкой имитацией, тусклым отблеском. Если он вернется в пещеру и попытается рассказать своим товарищам о своем восхождении к свету и красоте открытого мира, то кто ему поверит.

Мир чувственных восприятий, говорит Платон, мир который обычные люди видят, слышат, осязают и принимают за истинную реальность, только тень настоящего мира. Настоящий мир постигается не чувствами, а умом. Высшая реальность открывается философам. Не каждый может «выйти из пещеры», подняться от иллюзий обыденной жизни к созерцанию высшего идеального мира. Платон считает, что всех людей можно разделить на честолюбцев, сребролюбцев и философов. Первые две группы - это большинство. Им не до философии. Заняться философией для них означает выйти из своего состояния, оставить его и перейти к другой жизни – «разумной».

Достаточно развернутое исследование того, чем занимается философия, предпринял ученик Платона Аристотель, которого считают наиболее выдающимся греческим философом. В своем главном труде «Метафизика» он писал: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из частных наук не исследует общую природу сущего, но все они выделяют себе какую-либо часть его (сущего)». «Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему».

Высшая наука – первая философия. Она исследует сущее само по себе, первые начала и причины. Для Аристотеля первая причина - это высший Разум, Бог.

Ход мысли Аристотеля в установлении им самого первого начала таков. Есть нечто, что движет, не находясь в движении, нечто вечное и являющее собой сущность и реальную активность. Поскольку, по его мнению, в человеческой деятельности началом является мышление, то логично предположить, что таким началом мира является некий разум. «Так вот, от такого начала зависит мир небес и (вся) природа. И жизнь (у него) — такая, как наша — самая лучшая (которая у нас) на малый срок». Это начало есть Бог. Самое же приятное занятие, подобающее Богу, — это умозрение, мышление. Мы мыслим только иногда, он же — всегда. «И жизнь без сомнения присуща ему: ибо деятельность разума есть жизнь, а он есть именно деятельность... мы утверждаем поэтому, что бог есть живое существо, вечное, наилучшее. Бог как вечная, неподвижная сущность пребывает отдельно от чувственных вещей. Это начало не имеет никакой величины, не подвержено внешнему воздействию и недоступно изменению.

Аристотель говорит о причинах возникновения философии. «Ибо вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать». «Когда оказалось налицо почти все необходимое и также то, что служит для облегчения жизни и препровождения времени, тогда (только) стало предметом поиска такого рода разумное мышление». Философия в той форме, в какой она возникла и существовала во времена Аристотеля и еще долго после него, — дитя свободного времени и занятие людей, свободных от тягот и забот, связанных с трудом по добыванию хлеба насущного. Она свободная наука. «...Все науки более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной». «Она одна существует ради самой себя»; она — занятие, достойное Бога.

Для Аристотеля философия не только наука, но и образ жизни, причем наисовершеннейший образ жизни, высший род досуга. В недошедшем до нашего времени сочинении «Протрептик» («Увещевание к философии») он рисует жизнедеятельность философа как идеал человеческой жизни вообще. Поскольку человек – существо разумное, наилучший вид деятельности для него – размышление, познание. Это «совершенная и не испытывающая помех деятельность в себе самой содержит наслаждение, поэтому только философы способны вполне наслаждаться жизнью... Приобретение мудрости доставляет наслаждение. Все люди чувствуют себя дома в философии и стремятся проводить жизнь в изучении ее, оставив все другие заботы. Философам не нужно ни орудий, ни оборудованного места для работы: где бы ни размышлял во всем свете кто-нибудь, повсюду он окружен присутствием истины».[2]

Если кратко изложить аристотелевское понимание философии, то оно сводится к следующему. Философия: 1) учение о сущем самом по себе, о первых началах и причинах, о боге; 2) это высшая умозрительная наука; 3) наука наук; 4) высший род досуга, наиболее совершенный образ жизни свободного человека, обладание знанием в общей форме и как таковая есть достояние немногих.

Один из крупнейших современных философов М. Хайдеггер в работе «Что такое философия?», приведя высказывание Аристотеля о том, что «философия есть умозрительное понимание первых оснований и причин», заключает: «Вопрос «Что есть философия» — уже решен Аристотелем». Что же касается изменений философии и представлений о ней, то М. Хайдеггер убежден, что «философия от Аристотеля до Ницше как раз на основе этих изменений и благодаря им остается одной и той же».[3]

Мы не можем рассматривать здесь все многообразие представлений о философии, которые существовали в ее истории. Обратимся к еще одной «знаковой» фигуре в истории философии, представителю немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегелю.

. Свои определения философии Гегель начинает с того, чем заканчивает Аристотель, а именно с определения ее как учения о Боге. «Философия и религия имеют своим предметом истину и именно истину в высшем смысле этого слова — в том смысле, что бог, и только он один, есть истина. Обе далее занимаются областью конечного, природою и человеческим духом, в их отношении друг к другу и к богу, как их истине».[4]

. В отличие от других наук, «философия хочет познать неизменное, вечное, сущее само по себе; ее цель—истина». Философия есть учение об абсолютной истине, и поэтому она претендует на роль абсолютной науки. В противоположность эмпирическим наукам, философия — наука о действильности, о в-себе-и-для-себя сущей необходимости. Не философия существует для других наук, а они для нее. Легко заметить, что в определениях философии Гегель в основном повторяет Аристотеля. Что же касается социальной функции философии, то Гегель прямо говорит о необходимости слияния философии и государства. Он обосновывает «необходимость того, чтобы государственная власть, религия и принципы философии совпали воедино, чтобы произошло примирение всей вообще действительности с духом, а государства — с религиозной совестью и с философским знанием».

Если же в обобщенном виде выразить то, как представлялась философия в самосознании философов, то такое nредставление резюмируется в следующем: это наука о сущем, о первых причинах бытия, наука наук, aбсолютная наука, хранительница истины в последней инстанции обладательница принципов, на основе которых, можно построить разумную жизнь.

Наши рекомендации