Решение супружеских проблем в сознании Кришны
Еще один момент, на котором бы хотелось остановиться – это решение так называемых супружеских проблем. Все являются личностями, поэтому, когда два человека живут вместе под одной крышей, естественно, что по многим вопросам у них будут разные мнения. Они будут обусловлены нашими привычками, нашим воспитанием, нашей кармой с прошлой жизни и т.д. Существует масса литературы, в которой предлагаются всевозможные методы решения супружеских проблем: так-то делать, так-то говорить, изучать психологию семейных отношений и т.д. Отчасти это может помочь, но чаще всего это напоминает латание дыр: одну залатаешь, в другом месте порвется. Супруги могут быть в полном согласии относительно ценностей сознания Кришны, но ссориться по совершеннейшим пустякам. В действительности, 90% ссор в семье происходят по мелочам, совершенно недостойным внимания.
По своей природе любые материальные методы решения проблем сродни кармической деятельности. Сам Кришна сравнивает кармическую деятельность с деревом баньян, где настолько все сложно устроено, запутано и переплетено, что «сам черт ногу сломит». Вспомните еще раз историю о несчастном царе Нриге, которому пришлось стать ящерицей за случайную оплошность. Шрила Прабхупада призывал решать семейные проблемы в сознании Кришны. Что это означает? Давайте попробуем применить полученное нами знание на практике.
Во-первых, что означает проблема? Это означает неудовлетворенность чем-то, по крайней мере, у одного из партнеров. Как объясняет Кришна во второй главе Бхагавад-гиты, неудовлетворенность переходит в гнев, который, в свою очередь, затмевает разум, лишает нас памяти обо всех замечательных качествах и делах, которые совершал(-а) наша половина, что в конце концов приводит к полному безумию. Все ссоры происходят именно по этой классической схеме. Гнев является причиной неудовлетворенных привязанностей. Все психологические приемы учат, как находить компромиссы между привязанностями и тем, как оптимальным образом удовлетворять материальные желания друг друга. Но мы знаем, что материальные желания невозможно никогда удовлетворить. Поэтому причиной проблем является исключительно наши привязанности, и бороться нужно именно со своими привязанностями, а не с супругой(-ом).
Теперь реальность такова, что этих привязанностей очень много, и если мы будем пытаться справляться с ними по очереди, то все равно что-то упустим. Поэтому общим принципом является анализ ситуации с точки зрения стихий природы. Их всего лишь три, и это облегчает дело. Привязанность и гнев являются проявлениями стихий страсти и невежества. Мы уже знаем, что победить их влияние можно при помощи стихии благости. Внимательно изучив главу о трех стихиях материальной природы, мы сможем понять, как следует действовать в стихии благости. Любая деятельность в благости, даже непосредственно не связанная с предметом конфликта, утихомиривает страсти. И самым высшим и легким путем возвышения до уровня благости является сознание Кришны. Более того, материальная благость всегда имеет примеси страсти и невежества, и влияние неблагоприятной кармы очень трудно преодолеть механическими методами. Но принципы бхакти трансцендентны и доступны всем.
Поэтому если мы будем пользоваться в своей семейной жизни предписанными принципами вайшнавских отношений, то это будет решать все проблемы. Напомним основные из них:
1) избегать вайшнава-апарадх: оскорблений, придирок и критики в адрес супруги(-а)-преданной(-ого). Точно так же, как преданный трансцендентен по отношению к любой варне, ашраму или половой принадлежности, точно так же вайшнава-апарадха также «трансцендентна» ко всем этим обозначениям. Задумайтесь об этом…
2) тринад-апи-суничена… Быть смиреннее соломинки, терпеливее дерева, лишенным чувства ложного престижа и готовым всегда оказывать уважение другим;
3) дадати-пратигрихнати… Давать дары и принимать дары, угощать прасадом и принимать прасад, делиться сокровенными переживаниями в сознании Кришны и спрашивать о сокровенном.
Это настоящие психологические методы решения проблем, так как они основываются на качествах души, а не материального ума. И эти «приемы» работают всегда, так как на них есть штамп «Отдела Технического Контроля» с подписями Кришны, Шрилы Прабхупады и всех предшествующих ачарьев.
Выбор спутника жизни.
Традиционно в ведической культуре браки организовывались родителями или другими старшими членами семьи. Семьи хорошо знали друг друга и, воспользовавшись помощью квалифицированного астролога, ответственные родители могли подобрать для своих детей идеальную пару еще в юном возрасте. Как правило, такие браки оказывались очень устойчивыми, потому что основывались на разуме старшего поколения, а не мимолетных эмоциях молодых людей.
В Индии эта традиция живет до сих пор. На Западе это также теоретически возможно при выполнении определенных условий. Во-первых, родители должны обладать значительной духовной зрелостью и практической компетентностью в данном вопросе. Во-вторых, дети должны настолько доверять родителям, что принимают их авторитет как абсолютный, как волю Кришны. В-третьих, дети должны вырасти в традиционной ведической культуре и окружении, практически не соприкасаясь с западной. К сожалению, это оказывается редко осуществимым, поэтому мы рассмотрим некоторые практические соображения, которые могут помочь при поиске спутника жизни.
Общее универсальное правило таково: все предпринимаемые шаги должны совершаться как можно более в стихии благости и сознании Кришны. Если следовать этому принципу, то Кришна Сам утрясет все детали идеальным образом.
Во-первых, перед принятием решения вступить в брак нужно получить разрешение духовного учителя (перед тем как вступить в брак, рекомендуется вначале утвердиться в духовной жизни и принять духовного учителя). Иногда случается так, что духовный учитель может порекомендовать спутника(-цу) жизни. В таком случае сознание того, что это является непосредственным указанием духовного учителя, будет величайшим благословением, которое будет освящать всю семейную жизнь и позволит преодолеть все ее потенциальные сложности.
Чаще всего, духовный учитель сам не принимает непосредственного участия в поиске мужа или жены, а дает разрешение на вступление в брак при условии, что партнер будет серьезным преданным. Тогда при выборе спутника жизни будет необходимо руководствоваться собственной проницательностью, а также советом старших.
Первым существенным соображением является то, насколько серьезно партнер относится к сознанию Кришны, садхане и следовании методу преданного служения. Это самый важный фактор.
Другой фактор – это культура семьи. Дети впитывают культурные ценности родителей. Поэтому приглядитесь к привычкам и обычаям, царящим в семье потенциального партнера. Говорится: «Посмотри на тещу – такой будет твоя жена». Конечно, сознание Кришны сильно ломает многие стереотипы, но привычки в мелочах: образе ведения хозяйства, способах общения в семье и т.д. – остаются. Все эти мелочи часто и являются источником конфликтов, когда не хватает сознания Кришны.
Третье – это уровень удобств. Один удовлетворен минимумом, а другой хочет большего.
Четвертое – это дети. Хотите ли вы иметь детей, сколько, и каким вы видите их будущее.
Затем – возраст. Обычно рекомендуется, чтобы мужчина был старше женщины, но не более чем на 7-10 лет. Мужчина также должен быть достаточно зрелым в практическом плане, чтобы поддерживать семью.
В построении планов своей семейной жизни следует посоветоваться со старшими и знающими людьми, хотя нужно помнить, что единственный человек, чей совет является абсолютным – это дикша-гуру или шикша-гуру, у которых вы приняли безусловное прибежище (в последнюю категорию могут попадать и квалифицированные родители). Кроме этого можно довериться советам и других старших при условии, что с обоеих сторон процесс консультации будет «жертвоприношением в стихии добродетели». Напомним, что говорит об этом Кришна в Бхагавад-гите:
«Из жертвоприношений те, что совершаются в соответствии с наставлениями священных писаний, из чувства долга, теми, кто не желает награды, находятся в гуне добродетели. Но знай, что жертвоприношение, совершенное ради какой-либо материальной выгоды, или из гордости, о лучший из Бхарат, находится в стихии страсти. Любое жертвоприношение, исполненное без соблюдения наставлений священных писаний, без раздачи прасада, без пения ведических гимнов, без вознаграждения священников и без веры, относится к стихии невежества».
Поясним это практически. Во-первых, человек, к которому вы обращаетесь должен быть зрелым чистым преданным. В его системе ценностей должно быть исключительное беспримесное преданное служение без каких-либо «реверансов» в сторону второстепенных вещей. Во-вторых, этот человек должен быть вашим доброжелателем. Вы не просто просите совета, вы просите и о благословении, а благословение нельзя купить, его можно снискать служением и искренними вопросами. Это означает, что вы готовы принять от этого человека любой совет, даже если он вам не понравится. Если вы сомневаетесь, лучше не спрашивайте, чтобы не совершить оскорбления. Этот человек может обладать знаниями астрологии или психологии, а может и обладать просто хорошим здравым смыслом и практическим пониманием фиолософии, причем последнее – это главное. Настоящий астролог, или джьотиш, – это тот, кто видит ответ на вопрос еще до составления гороскопа – по многочисленным неуловимым приметам и здравому смыслу. Для этого требуется не техническое знание астрологических методов, а необходимость находиться в стихии благости, поэтому духовные учителя – лучшие из астрологов.
Теперь, кто не будет подходящими кандидатами в «советчики». Во-первых, профессиональные астрологи, психологи и т.д., работающие за плату. В соответствии с определением Кришны, это жертвоприношение в стихии страсти, поэтому результаты вы получите соответствующие. Кроме этого, неприемлемыми являются любые компьютерные или механические методы определения совместимости: психологические тесты, согласие «кут», согласие упапад и т.д. Для того, кто обладает истинным знанием, все это - лишь отдельные детали в более полной общей картине. Затем, это - консультанты, даже действующие от чистого сердца, но не являющиеся преданными, или их преданное служение смешано с кармой или гьяной. Даже будучи в стихии благости, их совет может привести к имперсонализму, и, как следствие, совершению вайшнава- или гуру-апарадх.
Со своей стороны, вопрошающий должен избегать давать советы консультанту относительно того, как тот должен ему помочь, и также от чистого сердца отблагодарить своего доброжелателя. В любом случае ответственность за принимаемое решение здесь лежит на самом человеке, и он должен смотреть, насколько советы, которые он получает, согласуются с гуру, садху и шастрами.
После предварительного взаимного согласия партнеров, они должны объявить о помолвке. Это можно отметить какой-нибудь радостной церемонией в кругу преданных – типа обмена гирляндами и пира. Затем, соответственно рекомендациям ИСККОН, в течение полугода их общение должно быть строго ограниченным: на людях. В течение этого времени они должны присмотреться друг к другу, заниматься каким-то совместным служением. Если по истечении этого срока не возникнет никаких серьезных разногласий, то они могут расписаться, после чего может начаться “полновесная” семейная жизнь. Затем, еще через полгода, супруги могут пройти обряд ведического бракосочетания.
Задание 24. Каково отличие грихастхи от грихамедхи?
Задание 25. Какие ситуации, ведущие преданного к вступлению в грихастха-ашрам, являются благоприятными для преданного служения, а какие нет?
Задание 26. Какие выводы Вы сделали для себя из истории про йога, которому досаждали мыши?
Задание 27. Опишите своими словами идеальную семейную жизнь так, как она описывается в Бхагаватам.
Задание 28. Каковы обязанности мужа и жены в ведическом браке?
Задание 29. Каковы основные принципы решения проблем семейных взаимоотношений в сознании Кришны?
Задание 30. Какие рекомендации вы бы могли дать преданному, обратившемуся к вам с вопросом о том, каким образом он мог бы стать грихастхой?