Практическое занятие №7
Тема: Философские проблемы социально-гуманитарного знания
1. Социальное и гуманитарное как два полюса человекознания.
2. Типология социального и гуманитарного знания.
3. Гуманитарное знание как вероятностно истинное.
4. Натуралистическая и культурцентристская «программы» организации знания о человеке и обществе.
5. Социально-культурная история человека и особенности ее интерпретации.
6. Методологический плюрализм как характерная черта организации социального и гуманитарного знания.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Науки о природе и науки о духе.
2. Игровые понимание культуры.
3. Дискуссии о модерне в контексте понимания особенностей человекознания.
4. Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания.
5. Ценности субъекта социально-гуманитарной сферы.
6. Проблема текста и его интерпретации в социальном и гуманитарном познании.
Литература:
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 11, 12.
2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.8, 9.
3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2-3.
4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.12-17.
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 6.
3. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 2, 3.
4. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 2, 4, 6, 15.
Раздел III. Наука как практическая деятельность
Практическое занятие №8.
Тема: Наука и этика: диалектика взаимодействия
1. Наука как ценностная форма освоения мира.
2. Поиск истины как базовая характеристика науки.
3. Морально-этические доминанты деятельности ученого.
4. «Писанные» и «неписанные» нормы научного творчества.
5. Социальная ответственность ученого.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Логика развертывания научного знания.
2. Социальная детерминация научного творчества.
3. Проблемы гносеологической продуктивности научного творчества в контексте их влияния на будущее человечества.
4. Квазинаучность как следствие отклонения ученого от норм профессиональной этики.
5. Лженаука – девиация или оппозиция науки.
Литература:
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 2-4.
2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.3, 4, 8.
3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2, 3, 8.
4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.12-17.
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Социокультурные атрибуты личностной идентичности человека: Учеб. пособие по курсу «Философия», раздел «Философское учение о человеке, истории и обществе» для аспирантов и студентов всех направлений и форм обучения/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 20 с.
2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 8.
3. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 2, 3, 7, 8.
4. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 8, 13-15.
Практическое занятие №9.