Практическое занятие №7

Тема: Философские проблемы социально-гуманитарного знания

1. Социальное и гуманитарное как два полюса человекознания.

2. Типология социального и гуманитарного знания.

3. Гуманитарное знание как вероятностно истинное.

4. Натуралистическая и культурцентристская «программы» организации знания о человеке и обществе.

5. Социально-культурная история человека и особенности ее интерпретации.

6. Методологический плюрализм как характерная черта организации социального и гуманитарного знания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Науки о природе и науки о духе.

2. Игровые понимание культуры.

3. Дискуссии о модерне в контексте понимания особенностей человекознания.

4. Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания.

5. Ценности субъекта социально-гуманитарной сферы.

6. Проблема текста и его интерпретации в социальном и гуманитарном познании.

Литература:

1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 11, 12.

2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.8, 9.

3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2-3.

4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.12-17.

Дополнительная литература:

1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.

2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 6.

3. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 2, 3.

4. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 2, 4, 6, 15.

Раздел III. Наука как практическая деятельность

Практическое занятие №8.

Тема: Наука и этика: диалектика взаимодействия

1. Наука как ценностная форма освоения мира.

2. Поиск истины как базовая характеристика науки.

3. Морально-этические доминанты деятельности ученого.

4. «Писанные» и «неписанные» нормы научного творчества.

5. Социальная ответственность ученого.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Логика развертывания научного знания.

2. Социальная детерминация научного творчества.

3. Проблемы гносеологической продуктивности научного творчества в контексте их влияния на будущее человечества.

4. Квазинаучность как следствие отклонения ученого от норм профессиональной этики.

5. Лженаука – девиация или оппозиция науки.

Литература:

1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 2-4.

2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.3, 4, 8.

3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2, 3, 8.

4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.12-17.

Дополнительная литература:

1. Багаутдинов А.А. Социокультурные атрибуты личностной идентичности человека: Учеб. пособие по курсу «Философия», раздел «Философское учение о человеке, истории и обществе» для аспирантов и студентов всех направлений и форм обучения/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 20 с.

2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 8.

3. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 2, 3, 7, 8.

4. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 8, 13-15.

Практическое занятие №9.

Наши рекомендации