Ниямаграха – чрезмерная привязанность или чрезмерное пренебрежение правилами и предписаниями
Ниямы или правила бывают двух видов – виддхи, или предписания, и нишедхи, или запреты. То что предписано в качестве обязанностей – это предписанное правило. То, что предписано как ограничение – это запретное правило. Оба вида правил благоприятны для живых существ.
Обусловленные души могут достичь очень возвышенного положения из очень низкого. Между этими двумя положенями есть множество промежуточных. Каждое положение – это последовательая ступень. Каждая последовательная ступень является отдельным уровнем прогресса. Для каждой последовательной ступени существуют свои предписания и запреты. Когда живое существо поднимается на определенную ступень и пребывает там, оно обяазно следовать предписаниям и запретам этой ступени. Следуя этим данным предписаниям и запретам, человек становится достойным перейти на следующую ступень. Если человек не способен достичь следующей ступени, он падает на более низкую ступень. Это называется деградацией. Достижение более высокой ступени называется прогрессом.
Должное следование наставлением ступени, на которой человек находится, называется «его предписанными обязанностями» или устойчивость в своем положении. Устойчивость в своем положении – это благочестие, а отклонение от своего положения – порок. Кроме этих нет иных пороков и благочестия. Поэтому в Шримад Бхагаватам (11.21.2-7) Господь Кришна дал следующие наставления Уддхаве:
«Устойчивость в своем положении является настоящим благочестием, в то время как отаклонение от своего положения считается пороком. Таким образом однозначно определяется и одно и другое. О святой Уддхава, для того чтобы ограничить материальную деятельность, я установил то, что является правильным и неправильным в отношении всех материальных вещей, включая время, пространство и физические объекты».
Предписывающие и запрещающие правила далее разделяются на две категории – относительные и неизменные. Живое существо – это чистый дух. Предписания и запреты, соответсвующие неизменному положению живого существа – это неизменные правила. Но когда живое существо отходит со своего трансцендентного положения, оно принимает обозначения, данные иллюзорной энергией и запутывается в этом мире – все это ложные обозначения. Эти обозначения бывают самыми разнообразными, но неизменная ситуация лишь одна.
Для вечного состояния живого существа према – это единственное предписание, а зависть – это единственный запрет. Это предписание и запрет являются следствиями вечной природы живого существа . Живое существо, наделенное премой и лишенное зависти является вместилищем вечной расы. Хотя расы бывают пяти видов, они все равно представляют из себя одну неразделимую духовную истину. Правила, относящиеся к этому положению здесь обсуждаться не будут. Мы должны лишь знать, что это состояние является вечным состоянием живого существа.
Хотя в обусловленном состоянии правила бывают самыми разнообразными, несмотря на это все ступени разделяются на три главные категории. В соответствии с Ведами, Бхагавад-гитой и смрити, три главных категориии – это карма, гьяна и бхакти. Для каждой из категорий даны определенные предписания и определенные запреты. В категории крмы предписаны правила варнашнамы и десять дополнительных самскар, а также регулярное чтение молитв. Грехи и дурные привычки – запрещены. В категории гьяны предписаны санньяса, отречение, непривязанность и обсуждение материи и духа. Деятельность ради ее плодов, запрещенная деятельность и привязанность к чувственным наслаждениям – запрещены. В категории бхакти предписаны безразличие, соверешение действий, благоприятных для преданности, следование предписаниям и запретам категории гьяны и культивирование преданного служение с помощью этих предписаний и запретов. Любая деятельность, противостоящая Господу, гьяна, отречение, привязанность к чувственным наслажденям, выводы, противоречащие преданному служению и прекращение деятельности – запрещены.
Когда обусловленая душа продвигается, оставляя недозволенные дейсвтия или отвратительные черты характера, она достигает тогда уровня карма-канды. Такой человек должен оставаться в варнашрама-дхарме и стремиться достичь уровня гьяны. Это его обязанность. Он должен оставаться в варнашраме до тех пор, пока не достигнет отрешенности от материальной деятельности, основывающейся на обсуждении разницы между материей и духом и анализе природы ложного эго. В противном случае он становится грешником. Когда он достигает отрешенности, то его более высокая квалификация разрушает его привязанность к деятельности ради ее плодов. Но если такой человек все еще остается склонным к правилам карма-канды, он не сможет прогрессировать.
Обязанность того, кто достиг уровня гьяна-канды – оставаться утвержденным в знании. До тех пор, пока он не обретет вкус к преданному служению, он должен оставаться в рамках правил гьяна-канды. Как только в нем проявляется квалификация, делающая его достойным преданного служения, он должен оставить свою привязанность к гьяна-канде. Иначе он будет виновен в ниямаграхе и не будет прогрессировать. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (11.20.9):
«До тех пор, пока человек не пресытился деятельностью ради ее плодов и не пробудил свой вкус к преданному служению посредством шраванам киртанам, он должен действовать согласно регулирующим принципам Вед». Шраддха, или вера, – это единственная квалификация для бхакти. Как утверждается в Шримад Бхагаватам (11.20.31):
«Поэтому для преданного, занятого любовным служением Мне, с умом, сосредоточенным на Мне, культивирование знания и отречения в общем и целом не являются средством достижения высочайшего совершенства в этом мире».
Храм кришна-премы расположен на высочайшем пике Голоки Вриндаваны. Для того, чтобы достичь этого пика, необходимо пересечь четырнадцать планетных систем карма-канды, Вираджа-Брахмалоку гьяна-канды, а затем подняться выше Вайкунтхи. Постепенно оставляя привязанности к стадиям кармы и гьяны, живое существо становится достойным бхакти. Пересеча различные стадии бхакти, оно достигает ворот храма премы.
Шраддха– это единственное правило для людей, утвердившихся на уровне бхакти. По мере того как анартхи или нежелательные привчки, разрушаются под влиянием преданного служения, совершаемое под сенью прибежища садху и гуру, эта шраддхапреобразуется в преданное служение с ништхой, или твердой верой. По мере того как анартхи разрушаются далее, человек продвигается от уровня ништхи к ручи, или вкусу. От ручи – к асакти, или привязанности, а от асакти – к бхаве, или эмоциям. Когда бхава в форме рати, или любви, смешивается с необходимыми ингредиентами, она становится расой. В Шримад агаватам (11.14.26) говорится:
«Когда больные глаза лечат при помощи лекарственной мази, они постепенно обретают вновь способность видеть. Подобным образом, когда сознательное живое существо очищается от материальной скверны, слушая и пересказывая благочестивые повествования о Моей славе, оно вновь обретает способность видеть Меня, Абсолютную Истину, в Моей тонкой духовной форме».
Шрила Рупа Госвами проясняет эту последовательность в своей Бхакти-расамрита-синдху следующим образом:
Вначале человек должен иметь предварительное желание обрести самоосознание. Это приведет его на стадию, где он будет пытаться общаться с духовно возвышеными личностями. На следующей стадии человек получает посвящение у возвышенного духовного учителя, и под его наставлениями, преданный-иеофит начинает процесс преданного служения. Совершая преданное служение под руководством духовного учителя, он освобождается ото всех материальных привязанностей, достигает устойчивости в самоосознании, и обретает вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус ведет его дальше вперед, к привязанности к сознания Кришны, которое, созревая, становится бхавой, или предварительной стадией трансцендентной любви к Богу. Настоящая любовь к Богу называется премой, высшей стадией совершенства жизни».
В процессе садхана-бхакти есть четыре стадии – шраддха, ништха, ручи и асакти. Пройдя эти четыре стадии, преданный приходит на уровень бхавы, которая являетяс вратами к преме. В соответствии с уровнем веры, каждому уровню соответствуют свои правила. По мере того, как преданный оставляет один уровень и продвигается к следующему, он должен уважить правила этого последующего уровня и отставить в сторону правила предыдущего. Те, кто не оставляют правила предыдущего уровня, остаются связанынми этими правилами, как цепями, не позволяющими ему продвигаться к следующему уровню.
В процессе преданного служения любые правила, предписанные для любого уровня, подчинены одному главному правилу. Это общее правило дано в Падма Пуране следующим образом:
«Помнить Кришну – это вечная обязанность. Все остальные предписания, упомянутые в шастрах проистекли из этого главного предписания. Забывать Кришну никогда нельзя. Все остальные запреты, упомянутые в шастрах проистекли из этого главного запрета. Храня в памяти это главное предписание, в ходе совершения духовного прогресса, практикующий преданный дложен оставлять свою привязанность к предписаниям предыдущего уровня и принимать предписания последующего уровня. Иначе он будет повинен в нийамаграхе и слабых усилиях достичь следующего уровня. Практикующий преданное служение должен всегда помнить этот момент. В заключении Хари-бхакти-виласы в этой связи дается особое наставление:
«Все виды деятельности, описанные в Хари-бхакти-виласе главным образом предназначены для домохозяев и богатых преданных. Они не предназначены для отреченных».
Также в заключении Хари-бхакти-вилачы говорится:
«Хотя в этой книге не описаны правила для отреченных, тем не менее они должны следовать своим правилам, чтобы достичь совершенства в своем положении». Должным поведением в этой связи является поведение, пример которого подают отреченные садху. Только такому поведению им и нужно следовать.
Первым признаком человека, достигшего шраддхи, является принятие прибежища у стоп Господа Кришны. Такое принятие прибежища бывает двух видов – для домохозяев и для отреченных. Шри Хари-бхакти-виласа упоминает лишь правила, предназначенные для домохояев. Вот почему там даются соблюдение таких правил, как Шива-чатурдаши. Предавшийся отреченный должен следовать тем правилам, которые приложимы к отреченным. И домохозяин и отреченный становятся беспримесными преданными, продвигаясь по пути садханы. Тогда их правила отличаются лишь незначительно. На этой стадии они обретают окончательного прингятия прибежаща благодаря прогрессу в садхане. В Шримад Бхагаватам (11.18.28), Хари-бхакти-виласе (20-я виласа) и Шримаю Бхагаватам (11.20.36) говорится:
«Сведущий трансценденталист, посвятивший себя культивировангию знания, и таким обрзазом отрешившийся от внешних объектов, или Мой преданный, который отрешен даже от желания освобождения – оба отвергают те обязанности, что основываютяс на внешних ритуалах или атрибутике. Таким образом, их поведение лежит за рамками правил и предписаний».
«Когда человек становится чистым преданным Господа, преданность спонтанно воцаряется в его сердце. Какая же тогда есть необходимость в соблюдении ритуалов, которые просто препятствуют преданному служению?»
«Материальное благочестие и грех, возникающие из добра и зла этого мира, не могут сосуществовать с Моими беспримесными преданными, которые, будучи свободными от материальных устремлений, поддерживают устойчивое духовное сознание во всех обстоятельствах. В действительности, такие преданные уже достигли Меня, Верховного Господа, лежащего за пределами всего, что можно постичь с помощью материального разума».
В Хари-бхкти-виласе говорится:
«Преданные, чьи умы сосредоточены на воспевании и памятовании славы Кришны с чистой любовью, не имеют вкуса к деятельности, предписанной для низших стадий. Хотя они не привязаны и не обязаны следовать правилам, данным священными писаниями, они иногда следуют ими сами по себе». Это замечательно объясняется в восьмом стихе Нектара Наставлений. Такова слава чистых преданных, то есть, их слава не уменьшается, если они пренебрегают правилами, предписанынми для других.
Смысл этого таков, что возвышенные преданные следуют тем правилам более низких стадий, которые им нравятся. Гьяни следут варнашрама-дхарме карми по своей собсвтенной воле, а не связанные какими-либо обязательствами. Подобным образом, преданные, по своей доброй воле, также следуют правилам карми и гьяни для той или иной цели. Это означает, что, хотя они не обязаны следовать этим предписаниям и запретам, они делают это сами по себе. Высочайшие чистые преданные также нельзя считать излишне привязанными к предписаниями, когда они следуют правилам кармы, гьяны и обыкновенной садхана-бхакти. Независимым образом они заняты беспримесным преданным служением Господу Кришне. Практикующий преданный, который оставляет нийамаграха но спонтанно следует всем правилам, достигает благоприятных результатов.
Заключение таково, что практикующий преданный достигает более высокого уровня в результате следования правилам, предписанным для уровня, на котором он находится сейчас. Он не должен сохранять привязанности к правилам предыдущего уровня. Всегда держа это наставление в уме, ему следует заниматься воспеванием и памятованием Господа Кришны и таким образом продолжать продвигаться ко все более высоким уровням.