Учения Фомы Аквинского
Тема 4: Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Патристика, её идея и значение.
Учения Августина Блаженного.
Философия средних веков занимает длительный отрезок истории Европы: от распада Римской Империи до эпохи Возрождения (V – XV вв. н. э.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода.
1. Раннее средневековье – Патристика или учение отцов церкви, которые заложили основы религиозной философии.
2. Зрелое средневековье (XI – XV вв.) – Схоластика, когда философия стала достоянием общественного сознания.
Христианство не сразу стало безраздельно господствующей религией. Шла долгая борьба за его влияние. При этом апологеты-защитники христианства-обращаясь к правительству доказывали, что христианство стааит те же вопросы что и языческая религия многобожья в античное время, но дает более современные ответы. Вопросы о природе, Боге, человеке и др. Христианство было естественным разумным стремлением людей найти утешение и надежду в условиях ломки традиционного образа жизни. Христианство стало попыткой уйти из мира внешнего в мир внутренний( в мир веры, надежды, любви) Мир невозможно и человеку нечего не остаётся делать, как изменить самого себя.
Наиболее заметной и влиятельной личностью в период патристики был Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Его работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде Божьем». Четыре темы всех его работ:
- О Боге. Подлинное бытие в Боге, в Боге прибывают вечные и неизменные идеи-они определяют существующий в мире порядоке.
-Познание Бога – смысл и содержание всей человеческой жизни.
-Бог – единственная причина возникновения каждой вещи и любого вещества.
- Бог не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствуя в нём всё сущее.
- Субъективно, человек действует свободно, но всё, что он делает – делает через него Бог.
- О познании мира. В познании мира вера выше разума. Разум призывает постигать вещи и явления мира, открытые человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что невидимо, не очевидно.
- О душе человека. Душа человека бессмертна и тем самым превосходит тело. Это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром, т.е. погашение внутренних влечений и страстей. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке. Зло - результат свободной воли человека. Зло приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего. Спасение человека через добрые дела, возвышение духа.
- Тема общества. Социальное неравенство в обществе – результат грехопадения человечества. Вся история человечества – это борьба двух царств: «Божьего» и «Земного». «Божье» - это меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные. «Земное» - себялюбцы, алчные, эгоистичные люди, отвергающие Бога. После «страшного суда» наступит тысячелетие «Царства Справедливости».
Схоластика средних веков. Номинализм и реализм.
Учения Фомы Аквинского.
В это период философия являлась служанкой Богословия, так как основной задачей философии в это период было обоснование догматов христианского вероучения.
Философы этого времени располагали двумя проблемами:
- Что важно в познании: вера или разум. Вера выше разума, если в познании возникают ошибки, то это ошибки разума. Однако многие считают, что лучше понимать, чем верить.
- Занимались решением важного вопроса о природе понятий или универсалий.При ответе на это вопрос, философы разделялись на два течения:
Номиналисты (ближе к материалистам) считали, что универсалии – это всего лишь названия вещей, их имена.
Реалисты (ближе к идеалистам) – считали, что универсалии действительно существуют (Например, Бог, человек).
Крупнейшим представителем этого времени был Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Его работы: «Сумма теология», «Сумма против язычников». Основные темы его работ:
1. Основная его заслуга в том, что Аквинский разработал пять доказательств существования Бога:
а) Если брать движение, во всей его полноте, и не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю т.е. Богу;
б) Если всё в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина т.е. Бог;
в) Бесчисленное множество возможностей и случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.
г) Для изменения степеней совершенства (красоты, блага, истины) – всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило, т.е. Бог.
д) Всё в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать главная цель, т.е. Бог.
2. О познании. Истина всегда одна, но ведут к ней разные пути: вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Разум нередко ошибается, а органы чувств вводят нас в заблуждение. Вера – прочнее, достовернее, доступна каждому.
3. Вскоре о понятиях универсалий Ф. Аквинский выступит, как умеренный идеалист. Универсалии существуют трояким образом:
1) До вещей – в божественном разуме;
2) В самих вещах – как их сущность;
3) После вещей – в разуме человека.
4. О душе человека Ф. Аквинский считает, что человек – это единство тела и душ, но главное в человеке – душа. Душа разлита по телу и существует как некая внутренняя энергия. Душа – бессмертна.
В итоге, философии средневековья решила философские проблемы:
1. Бог сотворил мир из нечего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Подлинное бытие у Бога: он вечен, неизменен, независим. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, через откровения в священных текстах Библии. Ключ к познанию Бога это вера.
2. Природа не самостоятельна, Бог творит природу. Главное не познание природы, а познание Бога и человеческой души. Если изучать природу, только как пример мудрости Бога.
3. О человеке. Человек – образ о подобие Бога. Человек – царь и владыка над всеми тварями. Но злоупотребил дарованной ему свободой и стал греховным.
4. О душе. Душа бессмертна, но постоянно выбирает между добром и злом. По своей природе, душа должна повиноваться Богу, а тело – душе. Но иногда низшее берёт верх и человек следует влечениям и страстям, что переходит в привычку и делает человека греховным существом.
Средневековая философия – это не застой и не регресс в истории развитии человечества, т.к. в рамках этой эпохи шло развитие и накопление знаний. Развивались такие области знания: логика, диалектика, эстетика. В это период возник острый интерес к проблемам истории, так как по христианскому вероучению свершаются времена- погибнет греховный испорченный мир. Интерес к этому событию вызвал интерес к изучению истории.