Тема 27. Экологические и демографические проблемы и пути их решения

1. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2. Народонаселение и его роль в развитии общества.

3. Охарактеризуйте основные экологические и демографические проблемы современной России и предложите пути их решения.

1. Начните с определений понятий «экология» и «социальная экология». Далее следует охарактеризовать основные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в XXI веке. Изложите Ваше мнение по поводу причин, которыми вызваны глобальные экологические проблемы. После этого можно переходить к вопросу о путях решения названных проблем. При этом следует иметь в виду, что важное место среди последних занимает экологическое обучение и воспитание, связанное с формированием экологического сознания. Объясните само понятие «экологическое сознание».

2. Дайте определение понятия «народонаселение». Обратите внимание на то, чем отличается это понятие от понятий «народ» и «общество». Приведите основные концепции народонаселения и его роли в развитии и функционировании общества. Раскройте вопрос о том, какие проблемы народонаселения возникли перед человечеством в современном мире и каковы пути решения этих проблем.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 4 е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2004.

4. Общество и природная среда// Отв. ред. В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 2006.

5. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – М.: Наука, 2006.

6. Тарко А.М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. – М.: Наука, 2005.

Тема 28. Понятие и природа ценностей

1. Ценности, их природа и принципы классификации.

2. Эволюция ценностей.

3. Раскройте взаимосвязь ценностей с такими понятиями, как оценка, истина и целеполагание.

1. При ответе на первый вопрос следует прежде всего дать определение понятия «ценность». Хотя необходимо иметь в виду, что по этому вопросу имеется немало точек зрения. Однако в самом общем смысле можно сказать, что объект обладает ценностью, если к нему проявляется какой-либо интерес. После определения понятия ценности можно переходить к объяснению их природы. Здесь не следует забывать, что в конечном счете самая глубинная природа ценностей лежит в материальной деятельности людей и их интересах.

При ответе на вопрос необходимо также указать на наиболее важные принципы классификации ценностей. Хотя сами эти принципы могут быть самыми разными.

2.Ответна второй вопрос предполагает рассмотрение ценностей в историческом аспекте их становления. Для этого прежде всего обратите внимание на процесс их зарождения в самом начале становления человечества и человеческой деятельности. Далее покажите связь различных типов общественного производства и ценностей, различных типов социальной структуры общества и ценностей. Особое внимание уделите вопросу влияния рыночных отношений на формирование ценностей людей.

Литература.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 4 е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

2.Ивин А.А. Аксиология. – М.: Высшая школа, 2006.

3. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2006.

4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

Тема 29. Искусство.

1. Понятие, происхождение и функции искусства.

2. Социальное содержание искусства.

3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве.

1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В этой связи следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию «художественный образ». Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Весьма важным является также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции.

2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В этой связи следует раскрыть содержание таких понятий, как «гуманизм в искусстве», «дегуманизация искусства», «тоталитарное искусство» и т.д. Желательно раскрыть поставленный вопрос на конкретных примерах, посмотреть, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Покажите особенности развития современного искусства.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

2. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005.

3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990.

4. Кант И. Соч.: В 6 т. – М., 1964. Т. 2.

5.Ивин А.А. Основы социальной философии.-М., 2006.

Тема 30. Мораль.

1. Понятие и функции морали.

2. Исторические типы морали.

3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?

1. Дайте определение морали. Далее покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. После этого можно приступать к изложению особенностей морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Подумайте, каково различие между понятиями: «мораль», «нравственность», «этика».

2. Следует иметь в виду, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями. И даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Покажите основные исторические типы морали и дайте их характеристику. Желательно привести примеры. Раскройте вопрос, о том, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 4 -е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

2. Губин В.Д. Основы этики. – М., Изд-во: Форум, 2007.

3. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1988.

5. Философия: Энциклопедический словарь. – М., 2004.

Тема 31. Религия.

1. Понятие религии и ее функции.

2. Религиозные ценности и свобода совести.

3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.

1. Прежде всего следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. После этого следует раскрыть основные функции религии.

2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Ответьте на вопрос, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране? Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-4 -е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

2. Ильин И. Основы христианской культуры. – М., 2007.

3. Кименов Ю.А. Философия религии. – М., 1998.

4. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002.

Наши рекомендации