От умозрения к наблюдению

Теофраст совершает решительный поворот как в установках перипатетической школы, так и, в известной мере, античного мышления в целом. Вспомним, что величайшие философы классической и досократической эпох считали высшей формой познания умозрение. Теофраст же в основу всех познаний ставит опыт, показания наших чувств, наблюдения. Мы должны исходить из изучения единичных вещей, их свойств и отношений, восходя затем путем обобщений ко все более широким заключениям. Этот путь – от частного к общему, называемый также индукцией, – радикально отличается от аристотелевской ориентации на дедукцию, то есть выведение следствий из общих положений, установленных посредством умозрения.

Классика последовательными усилиями всех своих представителей утвердила значимость мира в его конкретности. Исторически решающим, глубоким метафизическим обоснованием этого положения античная мысль обязана Платону и Аристотелю. Следуя этой общей установке и развивая ее, эллинистическая мысль делает следующий шаг: от мира в его конкретности – к самим вещам, к индивидам и отдельным существованиям в их собственных свойствах. Мышление, и это особенно проявляется в деятельности Ликея уже с Теофраста, приобретает позитивный характер: оно ориентировано на вещи в их непосредственной, фактической данности. Перипатетиков интересуют исторические сюжеты и политические вопросы, жизненный опыт и явления природы, тогда как метафизические проблемы уходят в тень и почти забыты. На протяжении двух веков перипатетизм и аристотелизм не являются синонимами. Хотя именно Аристотель открыл возможность и путь позитивного мышления "о самих вещах и индивидах", которое заслонило и отстранило его собственную метафизику.

"О РАСТЕНИЯХ" И "ХАРАКТЕРЫ"

Известен ряд произведений Теофраста, ярко демонстрирующих новый, позитивный тип мышления. Среди них наиболее знамениты два: "О растениях" и "Характеры". В первом из них подвергнут позитивному рассмотрению природный мир: в нем описаны около 500 видов известных тогда растений, что сделало труд Теофраста своеобразной энциклопедией растительного царства на протяжении многих веков и принесло ему славу основоположника биологии. Во втором произведении – "Характеры" – выдающийся преемник Аристотеля подвергает тому же позитивному анализу человеческую натуру, создавая целую галерею человеческих типов. Он описывает около тридцати нравственных качеств, каждое из которых задает свой склад личности. Таковы "Льстец", "Болтун", "Угодливый", "Притворщик" и другие. Теофрастовские типы широко использовались позднеантичной драматургией и моралистикой. Примечательно, что в анализе характеров философ отталкивается не от добродетелей людей, а от их пороков, создавая емкую картину изъянов человеческой натуры.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ЕВДЕМ, ДИКЕАРХ, АРИСТОКСЕН

Самым продуктивным временем в жизни перипатетической школы были первые полвека после смерти Аристотеля. В этот период учеником Аристотеля Евдемом (2-я пол. IV в. до Р.Х.) создаются фундаментальные труды по истории математики и астрономии, из которых черпали сведения все последующие авторы, изучавшие эти вопросы. Перипатетик Дикеарх (2-я пол. IV в. до Р.Х.) в сочинении "Триполитика" выдвигает идею наилучшего общественного устройства, основанного на сочетании элементов трех основных политических форм – монархии, аристократии и демократии. Эта ориентация на соединение в государственном строе наилучших черт, присущих разным формам власти, станет господствующей в политической мысли позднеантичной эпохи. Тому же автору принадлежит ряд произведений, в которых рассматривается история и общественное устройство эллинских полисов. Получивший пифагорейское образование и затем примкнувший к Ликею Аристоксен (354 – 300 до Р.Х.) становится родоначальником жанра античной биографии. Ему принадлежат жизнеописания ряда философов (Сократа, Пифагора, Платона и других), а также поэтов и флейтистов (последнее объясняется его интересом к музыке, традиционном в пифагореизме, о котором он также написал несколько работ). В Ликее создаются труды по логике, музыке, теологии, естественным вопросам.

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Особая роль в истории перипатетизма принадлежит Деметрию Фалерскому (350–283 до Р.Х.). Философ и замечательный оратор, он был назначен македонским царем Кассандром правителем Афин, которыми правил на протяжении 10 лет (317–307 до Р.Х.). Свою власть Деметрий Фалерский, будучи приверженцем аристотелевского учения, всячески использовал для укрепления и расширения деятельности Ликея, во главе которого тогда стоял Теофраст. Именно при нем активность школы достигла наибольшего размаха – в ней обучалось около 2 тысяч человек. Изгнанный из Афин противником Кассандра, Деметрий поселился в Александрии, где пользовался уважением и влиянием при дворе египетского царя Птолемея I, основателя одной из трех великих эллинистических монархий. По инициативе Деметрия создаются Мусейон и Александрийская библиотека – самые выдающиеся учреждения античной учености, сделавшие Александрию крупнейшим культурным центром античного мира. Он же организовал перевод на греческий иудейского Священного Писания – "Ветхого Завета", в результате чего появилась знаменитая "Септуагинта", положившая начало взаимному влиянию эллинской и иудейской духовных традиций.

СМЕНА АКЦЕНТОВ

С середины III в. до Р.Х. на первый план в трудах перипатетической школы выходит этическая проблематика – конкретные вопросы нравственности и жизненного самоопределения человека. Общая тенденция эллинистических философий – сосредоточенность на судьбе человеческого индивида и его души – возобладала тем самым и в Ликее.

Наши рекомендации