Сюжеты постмодернизма
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в возможности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового единства в философии. Делая акцент на значении языка, постмодернисты в то же время подчеркивали не только позитивные, но и негативные моменты в использовании языка. Существенно усложнились в наше время возможности взаимопонимания. Это связано с ростом объема контактов между людьми, и с их разнообразием (контакты с людьми, разными по образованию, этической и религиозной принадлежности и т. д.), с неправильно организованным общением и т. д. Все это находит свое отражение и в философии. Философы пользуются специфическими языками, все труднее понимают друг друга и т. п.
♦ Звучит тема об исчерпанности философской классики с ее поклонением рационализму, гуманизму, оптимистическим утопиям будущего. Утверждается, что мир не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию. Невозможно зафиксировать какие-либо рациональные системы ни в экономике, ни в политике, ни в искусстве. В самом широком плане постмодернизм предстает как «критика разума» . Интересно, что уже Ясперс указал на зарождение концепций о конце философии, истории, искусства и т. д. в их традиционном понимании.
♦ Ведется многоплановая критика сциентических концепций. Так, Б. де С. Сантос говорит о том, что естественные науки перестают играть роль идеала научного знания. Лардьер обвиняет современную науку в тесной связи с властью. Наука способствует господству стандарта массовой культуры. Задача философии — показать ограниченность роли науки. Мондин говорит о глубоком духовном кризисе современности и одну из его причин видит в установках сциентизма и либерализма, направленных против христианских духовно-ценностных оснований европейской цивилизации. «Сциентизм как духовная форма современного общества должен был потерпеть неудачу, и он провалился, поскольку не был подлинной культурой, а являлся ее чудовищной деформацией, псевдокультурой». Науку обвиняют в упрощенном представлении об объекте, игнорировании единичного и случайного, пренебрежении ценностными ориентациями субъекта познания, недооценке интуиции и т. п. В. Валлерстайн считает, что последние десятилетия поставили под вопрос такие основные постулаты науки, как постулат предсказуемости (основанный на формулировке закономерностей), постулат точности (основанный на количественных методах), постулат простоты.
♦ В постмодернизме звучат мотивы антионтологизма. Постмодернисты видят ошибочность предшествующей онтологии в поисках Абсолюта (упрекая, в частности, за это гегелевскую традицию). Взамен они предлагают онтологию «сингулярности» — произвольной единичности, не определенной предикатами качества и количества, модальности и отношения (Делёз). Также постмодернисты говорят об исчерпанности онтологии, ориентированной на познание и преобразование реальности (преобразование ее из «неразумного» состояния в «разумное»). В крайнем варианте необходимость онтологии в философии вообще отрицается.
♦ Наряду с антионтологическими участились выпады в адрес традиционной гносеологии. Так, постмодернисты призывают к отказу от оппозиции субъекта-объекта, поскольку человек одновременно является и субъектом и объектом. Делез говорит, что в опыте человек должен не противостоять событию (объекту), а «войти» в это событие. Подчеркивается необходимость перехода к метагносеологии, которая должна интересоваться не самим содержанием знания, а предпосылками, основаниями, делающими возможными утверждения относительно знания и познания.
♦ Неоднократно говорится о переходе к новому пониманию задач философии и новому философскому мышлению. Здесь, во-первых, звучат призывы к отказу от философского мышления в традиционных философских категориальных оппозициях (целое—часть, внутреннее—внешнее, реальное—воображаемое и т. д.). Во-вторых, предлагается вместо исследования реальности (природной и социальной) заниматься анализом, «деконструкцией» текстов. При этом дело иногда доходит до крайностей. Например, утверждается, что не существует самих текстов, есть лишь их интерпретации. Самому тексту приписывается некая творческая сила: не человек читает текст, а текст «читает человека», не мы говорим на языке, а язык говорит с нами. В-третьих, в постмодернизме подчеркивается значение феномена игры. Так, в искусстве есть игровой момент, заключающийся в том, что оно ссылается на самого себя, а не на внешний мир. Философия также имеет дело с некоторой игровой ситуацией, с игротворческой активностью, которая возможна в мире чистой мысли. И, в-четвертых, постмодернисты призывают к формированию «философии желания» (Гваттари), «мышления интенсивностей (Лиотар), «мышлению соблазна» (Бодрийар) и т. п. Отсюда вытекает следующая черта постмодернизма.
♦ Склонность к иррационалистическому философствованию. Здесь мы видим утверждение о том, что в современном обществе возникает философия абсурда (Ж. Эллюль), наблюдается интегрирование в постмодернизм «видения нового мира»; парапсихологии, оккультизма и т. п., что понимается как разрушение дихотомии знания и веры. В этом отношении не случайна популярность К. Кастанеды, который пропагандирует мистический компонент культуры.
♦ В постмодернизме преобладают пессимистические оценки истории, состояния современного общества. Утверждается, что изменения социального бытия все больше превышают возможные темпы психологических изменений, адаптации сознания человека к этим изменениям. Это приводит ко многим отрицательным последствиям. Так, сформировалось в целом хаотичное политическое поведение людей, строящееся не на основе «за», а постоянно «против» чего-то. Отмечается непреодолимость раскола между различными цивилизациями, прежде всего между западной и всеми остальными, что является весьма опасной тенденцией (Хантингтон). Говоря о том, что история пришла к негативному концу (Гелен), постмодернисты отрицают какой-либо смысл истории. Б. Де С. Сантос видит в современной эпохе «враждебность логике и рационализму, рассеяние и распад субъекта, отсутствие личности как индивида, осознающего свою ответственность... отсутствие интереса к проблеме базовых прав человека, сексизм, неспособность к системному противостоянию власти».
Таковы некоторые черты постмодернизма в зарубежной философии, на которые хотелось бы обратить внимание.
Современная философская мысль не сводится к постмодернизму, особенно в социальной проблематике. В 70-е гг. определилась группа так называемых новых философов (Бернар-Анри Леви, Андре Глюксман, М. Клавельи др.). В основе их позиции — критика всей индустриальной цивилизации как источника отчуждения личности. Индустриальный способ производства — причина отношений эксплуатации и угнетения, поскольку при нем орудия труда, машины и механизмы требуют разделения труда (на исполнительный и управленческий), а значит, иерархии, отношений подчинения и господства. В разделении труда повинны наука и культура, они ответственны за несчастья людей. Отсюда вытекает негативное отношение к интеллигенции к как творцу культуры.
«Новые философы» (явно под влиянием идей франкфуртской школы) призывали уничтожить все сложившиеся формы политической культуры, которая обслуживает «индустриальную цивилизацию».
Наряду с леворадикальными настроениями в конце XX в. усиливаются консервативные тенденции. «Новые правые» (М. Понятовский, П. Каннак, Г. Сорман, Ж.-М. Бенуа, М. Дрюон, Ф. Фюре, П. Шонно и др.) проповедуют «позитивную терпимость». Из признания разнообразия и несходства живых существ и явлений вытекает необходимость признания неравенства в обществе. Неравенство в обществе предопределено генетически. Лозунг равенства приводит к нивелировке, стандартизации и т. п. Неоконсерваторы видят обновление общества в том, чтобы «упразднить» классовую борьбу, снизить социальную напряженность, добиться сотрудничества между трудом и капиталом.
Обратимся опять к постмодернизму. Очевидно, что многие представители постмодернизма заходят в своеобразный тупик, когда под сомнение ставится само существование философии. Как показывает история, в развитой философии обязательно есть три компонента: онтология, гносеология и аксиология. В силу своей специализации отдельные философы могут работать не во всех ее составляющих, и это нормально. Но ненормально принимать один аспект и отрицать другие. Это «вырождение» философии. Еще более опасной тенденцией является отход от проблематики философии только к проблематике языка и утверждения о том, что философия тождественна герменевтике, и т. п. Характерно, что эти рассуждения осуществляются на фоне удаления философии от реальной практической жизни, в результате чего философия становится уделом узкого круга специалистов и любителей.
Существуют определенные сомнения в понимании самого термина «постмодернизм». Если вспомнить, что он пришел в философию из эстетики, то интересно выяснить, что в искусстве относится к модернизму и постмодернизму. У искусствоведов в этом отношении нет единой, общепризнанной позиции. Нам представляется заслуживающей внимания концепция, разделяющая идейно-эстетические направления искусства на основе проявления и выражения в них «аполлоновского» и «дионисийского» начал.
В живописи к аполлоновскому началу следует отнести искусство Возрождения, классицизм, реализм, а к дионисийскому — барокко, романтизм, модернизм. Что же такое модернизм в искусстве? Принято относить к нему кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда и т. п. Модернизм представляет собою резкий разрыв с традициями недавнего прошлого. А что такое постмодернизм? К нему нередко относят неокватроченто, неоклассицизм, неоромантизм, неореализм и т. д. В этих художественных направлениях прослеживается некий синтез модернизма с предыдущими «классическими» художественными направлениями («отрицание отрицания»). Например, живопись Гуттузо представляет собой некоторый синтез реализма и экспрессионизма. Здесь следует говорить именно о синтезе, а не о механическом соединении элементов различных художественных направлений; в последнем случае искусство заходит в тупик, снижается его эстетическая ценность.
Аналогия не есть доказательство. Но все же попробуем провести аналогию между искусством и философией. Что следует понимать под классикой и модернизмом в философии? Наверное, к классике можно отнести и немецкую классическую, и марксистскую, и позитивистскую традицию, идущие из XIX в., а также неотомизм и структурализм в XX в. При таком понимании вопроса постмодернизм будет по сути представлять модернизм (с его отказом от рациональности, объективности, оптимизма и т. п. в пользу иррациональности, субъективизма, пессимизма и т. д.). И не будет ничего удивительного в том, что корни модернизма обнаружатся еще в XIX в. (например, у Ницше). А что же собою тогда представляет или будет представлять собственно постмодернизм? Продолжая аналогию с искусством, можно предположить, что постмодернизм должен идти дальше модернизма в «снятии» его в диалектическом синтезе модернизма и классики. Об этом, например, говорит П. Козловский (ФРГ): «Постмодерн в искусстве и философии настроен не против модернизма в пользу предначертанной и обязательной классики, а на преодоление противоречия между модернизмом и классичностью».
Иными словами, в начале XXI в. в философии назревает нечто новое. Из периода шатаний, спекулятивных построений, неуверенности, мозаичности различных философских концепций (а некоторые из них — тупиковые) просматривается выход в разумном синтезе классического и модернистского стиля философского мышления. Здесь нужно учитывать «находки» модернизма и тупиковые варианты, которые, тоже не бесполезны, как вообще не бесполезен отрицательный опыт.
В последние годы замечается некоторая тенденция к критическому отношению к постмодернизму, заметна склонность противопоставлять постмодернистским настроениям ориентацию на науку.
В итоге можно предположить, что постмодернизм в философии будет представлять собой возвращение к целостности философского знания (утраченного в период модернизма) на базе синтеза классики и специализированных концепций модернизма без привлечения его тупиковых, спекулятивных, «китчевых» вариантов.
Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии?
2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме?
3. О каких двух родах бытия и двух видах познания говорится в неотомизме?
4. Что такое солидаризм?
5. Какой смысл Фрейд вкладывает в понятия Я, Оно, Сверх-Я?
6. Как понимать «принцип удовольствия» и «принцип реальности»?
7. Что такое коллективное бессознательное и архетипы у Юнга?
8. В чем можно видеть отличие Фромма от Фрейда в понимании Эроса и Танатоса?
9. Что такое псевдопонятия и псевдопредставления у Карнапа?
10. Можете ли вы воспроизвести схему верификации?
11. Что такое конвенционализм?
12. В чем заключается концепция лингвистической относительности и лингвистического детерминизма?
13. Какова роль фальсификации в науке по Попперу?
14. Что такое парадигма у Куна?
15. Какой смысл заключается в понятии экзистенции?
16. Что такое пограничная ситуация в экзистенциализме?
17. В чем заключается трагедия свободы у Сартра?
18. Какое основной вопрос философии предложил Камю?
19. На что направлена «критическая теория» франкфуртской школы?
20. В чем заключается «негативная диалектика»?
21. Что такое «одномерный человек» у Маркузе?
22. О каких «канонах понимания» говорил Бетти?
23. Что такое герменевтический треугольник?
24. Как понимать «предпонимание» в концепции Гадамера?
25. Что. такое герменевтический круг и каковы возможности выхода из него?
26. Что понимали структуралисты под структурами?
27. Можете ли вы назвать методологические принципы структурализма и дать им оценку?
28. Какие конкретные результаты получили структуралисты?
29. Что такое деконструктивизм?
30. Согласны ли вы с постмодернистами в том, что мир не умещается ни в какие теоретические схемы, что невозможно существование единой философии?
Часть II.