Утопический потенциал жизненного мира и новые ориентиры движений социального протеста
Однако эти патологические трансформации позднекапи — талистического общества не являются предрешенными роковым образом процессами. Критическая теория общества, ис — пользующая категориальный аппарат теории коммуникативного действования, раскрывает действительную двойственность капиталистического образца модерного развития. Она критически воспринимает наличную общественную реальность имен — но потому, что показывает: развитые общества далеко не в полной мере задействуют тот потенциал научения, которым они обладают благодаря культурному модерну, и находятся во власти неконтролируемого возрастания сложности.
Растущая сложность системы вторгается наподобие еле — пой природной силы не только в сферу традиционных жизненных форм, но и в коммуникативную инфраструктуру рационализированных жизненных миров. Но это давление вы — зывает защитную реакцию жизненного мира, опирающуюся на потенциал культурного модерна. "Не дифференциация и своезаконное развертывание сфер культурных ценностей ведут к культурному обеднению повседневной коммуникативной практики, а элитарный отрыв экспертных культур от взаимосвязей повседневного коммуникативного действова — ния. Не отделение управляемых медиями подсистем и их организационных форм от жизненного мира ведет к односторонней рационализации или овещнению повседневной коммуникативной практики, а лишь вторжение форм экономической и административной рациональности в области действия, которые противятся переводу на медии денег и власти, <...> поскольку они зависят от взаимопонимания как механизма координации действий"'.
Тогда парадокс общественной рационализации может быть выражен следующим образом: рационализация жизненного мира, с одной стороны, делает возможным обособление обретающих самостоятельность подсистем и одновременно открывает утопический горизонт гражданского общества, в котором формально организованные области действия (экономика и госаппарат) образуют основу для пост — традицией — ного жизненного мира человека (частная сфера) и гражданина (публичность). Метафизическо — религиозные образы мира передают функцию легитимации господства конституциям
рационального естественного права. Последние легитимируют модерное государство из перспективы общественного порядка, центрированного в обмене, организованном частноправовым образом и свободном от насилия. С этой точки зрения, субъект частного права, который возникает во взаимосвязях материального воспроизводства, может быть столь же безоговорочно идентифицирован с осуществляющим себя человеком, как и с индивидуумом, образующим вместе с другими публику граждан государства в общественной сфере '.
Эта рациональная утопия Просвещения пала от столкновения с реалиями буржуазного общества и была разоблачена как буржуазная идеология. Но все же это — не простая иллюзия, а объективная видимость, возникавшая из структуры самого рационализированного жизненного мира. В той мере, в какой культура, общество и личность дифференцируются, в какой значимостный базис действия, ориентированного на взаимопонимание, замещает сакральные основания социальной интеграции, возникает предвосхищающий образ пост — традиционной повседневной коммуникации, которая опирается на собственные основания. Благодаря этому она налагает ограничения на стихийную динамику обособившихся подсистем, устанавливает связь с обособившимися экспертными культурами и тем самым избегает двойной опасности овещ — нения и смыслового опустошения.
Принципиально важно, что рационализация жизненного мира парадоксальным образом высвобождает одновременно как системно индуцированное овещнение, так и утопическую перспективу, из которой капиталистической модернизации постоянно предъявляется обвинение: она растворяет традиционные формы жизни, не сохраняя их коммуникативной субстанции. Она разрушает эти формы жизни, а не трансформирует их таким образом, чтобы взаимосвязь когнитивно — инструментального, морально — практического и экспрессив — ного моментов, существовавшая в еще не рационализированной повседневной практике, была сохранена на некоем более высоком уровне дифференциации2.
Рационализированный жизненный мир спонтанно индуцирует идею такого состояния, при котором воспроизводство жизненного мира не только осуществляется посредством действия, ориентированного на взаимопонимание, но определяется актами интерпретации самих субъектов действия. "Универсальный дискурс указывает па идеализированный жиз —
ненный мир, который воспроизводится в силу механизма взаимопонимания, в значительной мере освобожденного от нормативных контекстов и переориентированного на выработку рационально мотивированных позиций по типу "да/нет". <...> Рационолизированньгй в этом смысле жизненный мир отнюдь не воспроизводился бы в бесконфликтных формах, но конфликты выступали бы под своими собственными именами и не маскировались бы убеждениями, не способными выдержать дискурсивной проверки"1. Поскольку эта идея рационально мотивированного взаимопонимания заложена в самой структуре языка, она не является лишь этическим идеалом, а встроена в реальное воспроизводство общественной жизни. И чем в большей мере от коммуникативного действо — вания зависит обеспечение социальной интеграции, тем сильнее идеал неограниченного и ненарушенного коммуникативного сообщества обретает действенность в реальной коммуникации.
Поскольку фактическая общественная действительность все же далеко не является воплощением этого идеала, в развитых обществах имеет место защитная реакция жизненного мира против давления "системы". То обстоятельство, что в демократических социальных государствах классовый конфликт, отличавший прежние фазы капиталистического общества, институциализирован и тем самым смягчен, вовсе не означает исчезновение потенциала социального протеста как такового. Новые линии конфликта возникают именно там, где осуществляется колонизация жизненного мира.
Хабермас отмечает, что в развитых западных обществах в последние десятилетия возникли социальные конфликты, которые существенно отличаются от традиционных для капитализма конфликтов, связанных с распределением экономических благ. Они рождаются уже не в области материального воспроизводства и не канализируются политическими партиями; скорее они возникают в областях культурного вое — производства, социальной интеграции и социализации и развертываются в доинституциональных формах. В них реактивно отражается овещнение коммуникативно структурированных областей действия: "новые конфликты вспыхивают не в области проблем распределения, а в связи с вопросами грамматики форм жизни"2.
В общественной жизни осуществляется переход от "старой политики", связанной с вопросами экономической и со —
циальной, внешней и внутренней безопасности, к "новой политике", центрированной проблемами качества жизни, равноправия, индивидуального самоосуществления, включенности и прав человека. Новая линия конфликта прочерчивается в отношениях между "центром", образованным непосредственно участвующими в процессе производства слоями, которые прямо заинтересованы в защите капиталистического роста как основания компромисса социального государства, и пестрой "периферией", к которой принадлежат разнородные группы, которые в меньшей мере вовлечены в продуктивистское ядро позднекапиталистических обществ и поэтому более восприимчивы к деструктивным последствиям роста сложности.
Новые метаморфозы социального протеста требуют нового самоопределения в соотношении с традицией "левого" движения. Прежде всего речь идет о переосмыслении идей социализма. К государственному социализму Хабермас относится критически, но при этом историческое поражение коммунистического лагеря не воспринимает как ниспровержение самой идеи социализма. С последней, по Хабермасу, связана нормативная интуиция свободной от насилия совместной жизни, которая делает возможной индивидуальное са — моосуществление и автономию не за счет солидарности и справедливости, а во взаимосвязи с ними. Идея социализма должна работать как нормативная интуиция, которая не противопоставляется как идеал действительности, а открывает перспективу, из которой действительность должна критически рассматриваться. Причем эта нормативная интуиция должна содержательно корректироваться в соответствии с ходом общественной эволюции'.
Для современных западных левых это означает, что социалистические идеи должны трансформироваться в радикально—реформистскую самокритику капиталистического общества, которое продемонстрировало в форме массовой демократии правового и социального государства как свои слабые, так и свои сильные стороны. Таким образом понимаемый социализм может исчезнуть только вместе с предметом своей критики; во всяком случае сегодня надежда людей на эмаи — сипацию от собственного несовершеннолетия и унизительных условий жизни вовсе не утратила своей силы.
Каким может быть конкретное содержание идеи социализма, освобожденной как от следов XIX века, так и от наслоений советского государственного социализма? По мнению Хабермаса, критика естественно сложившегося, нелеги —
тимированного господства и завуалированного социального насилия ставит в центр те условия коммуникации, при которых может возникнуть оправданная вера в институты разумной самоорганизации общества свободных и равных граждан. Понятно, что солидарность может конкретно испытываться только в контексте партикулярных форм жизни. Но в рамках широко интегрированного в политическом плане общества, тем более во всемирной сети коммуникации, солида — ристская совместная жизнь может, по самой своей идее, иметь только абстрактную форму — форму оправданного (легитимированного) интерсубъективно разделяемого ожидания.
От инклюзивного метода формирования мнения и демократической воли можно ожидать, что эти процессы общественной коммуникации заключают в себе обоснованное предположение разумности и действенности. Предположение разумности основывается на нормативности демократических процедур, которые должны обеспечить тематизацшо всех общественно значимых вопросов, их проработку, осуществляемую с основаниями и учетом богатства спонтанное — ти и ведущую к их решениям, которые находятся в области общих интересов. Предположение действенности касается ключевого вопроса о том, в каком смысле системно дифференцированное общество (т. е. общество без вершины и центра) вообще еще может самоорганизовываться после того, как "самость" этой самоорганизации уже не может вопло — щаться в макросубъектах (общественных классах классовой теории или народе теорий народного суверенитета)'.
Специфическая проблема абстрактной формы солидари — стских отношений состоит в том, чтобы отделить от конкретной нравственности, естественно сложившихся отношений интеракции те симметрические отношения взаимного признания, предполагаемые в коммуникативном действовании, которые только и делают возможными автономию и индиви — дуацию социализированных субъектов, а также в том, чтобы универсализировать их в рефлексивных формах взаимопонимания и компромисса и обеспечить посредством правовой институциализации.
Это предполагает развитие новых форм коллективной идентичности, преодолевающих национализм как развивающуюся в Европе с конца XVIII столетия специфически мо — дерную форму общественного самосознания. После падения "старого режима" и растворения традиционных порядков раннебуржуазного общества индивиды эмансипируются в
рамках абстрактных свобод гражданского общества. Масса раскрепощенных частных лиц становится мобильной — не только политически как граждане, но и экономически как рабочая сила, в военном плане (как военнообязанные), культурно (как включенные в систему образования). В этой ситуации именно национализм удовлетворяет потребность в новой идентичности.
От старых форм коллективной идентичности он отличается во многих аспектах. Во —первых, образующие идентичность идеи вырастают на независимой от религии и церкви профанной почве, которая обработана тогдашними гуманитарными науками. Это обстоятельство объясняет быстрое рас — пространение и осознанность новых идей: они охватывают все слои населения примерно одинаковым образом и зависят от рефлексивной формы присвоения традиции. Во —вторых, национализм синтезирует совокупное культурное наследие (язык, литературу и историю) с формой организации государства. Демократическое национальное государство, ведущее свое происхождение от Французской революции, остается моделью, на которую ориентируются все националистические движения. В —третьих, в национальном сознании существует напряжение между двумя элементами, которые в классических национальных государствах оставались более или менее сбалансированными. Речь идет о напряжении между универсалистскими ценностными ориентациями правового государства и демократии, с одной стороны, и партикуляризмом закрытой вовне нацией, с другой. Под знаком национализма свобода и политическое самоопределение означают как суверенитет народа, состоящего из равноправных граждан, так и силовое политическое самоутверждение ставшей суверенной нации'.
Форма национальной идентичности делает необходимым, чтобы каждая нация для достижения независимости организовалась в государство. Однако в исторической действительности государство с национально гомогенным населением всегда оставалось фикцией. Само национальное государство как раз и производит те движения за достижение независимости, в которых подавленные национальные меньшинства борются за свои права. Подчиняя меньшинства центральному управлению, национальное государство само вступает в противоречия с предпосылками самоопределения, на которых оно само основывается. С этими противоречиями нации более или менее успешно справлялись. Только интегральный
национализм, который воплощался в фигурах вроде Гитлера и Муссолини, этот баланс нарушил и полностью высвободил национальный эгоизм от уз универсалистских начал демократического национального государства.
Можно предположить, что в сегодняшних западных обществах происходит изменение формы классического национального государства. "Я думаю о таком изменении формы национальной идентичности, при котором между двумя составными элементами смещается распределение веса. Если мое предположение правильно, их сочетание изменяется таким образом, что императивы силового политического (machtpolitischen) самоутверждения национальных форм жизни больше не господствуют над способами действия демократического правового государства, а находят свою границу в постулатах универсализации демократии и прав человека" '.
Хабермас полагает, что после того, как культура и государственная политика дифференцируются друг с другом силь — нее, чем это было в классических формах национального государства, возникает конституционный патриотизм. Ставший абстрактным патриотизм соотносится уже не с конкретным целым нации, а с абстрактными методами и принципами. Последние имеют в виду условия совместной жизни и коммуникации различных, равноправно сосуществующих форм жизни — внутри и вовне. Связь конституционного патриотизма с этими принципами должна, правда, получать подпитку из созвучного наследия культурных преданий. Нацио — нальные предания все еще наделяют привилегированным значением одну из форм жизни, пусть даже включенную в иерархию форм жизни, обладающих различным достоинством. Последним, в свою очередь, соответствуют коллективные идентичности, которые связываются друг с другом, но больше не нуждаются в центральном пункте, который интегрировал бы их в национальную идентичность.
Нормативное содержание модерна и открытая общественность
Модерное развитие привело к появлению нового менталитета, который включал в себя новое осознание времени, новое понимание политической практики и новое представление о легитимации. Специфически модерпыми являются: историческое сознание, которое порывает с естественной непрерывностью традиции; понимание политической прак —
тики, которое находится под знаком самоопределения и са — моосуществления; доверие к разумному дискурсу, которым должно легитимироваться любое политическое господство. С учетом всех перипетий модерпого развития закономерен вопрос: выдержали ли эти идеи испытание временем, сохраняют ли они свое значение и свою действенность сегодня?
Модерное сознание выражается в убеждении, что должно быть положено новое начало. В этом убеждении заключается изменение исторического сознания: история предстает как арена действия, ориентированного на будущее и осуществляющего разрыв с традициями. Процесс модерно — го развития разворачивался с постоянным ускорением хода событий. Настоящее поколение чувствует себя ответственным за будущие поколения, тогда как пример "предков" утрачивает свою образцовость. Переживание времени характеризуется ожиданием лучшего будущего. Первоначальный революционный пафос этого нового осознания истории давно выветрился, однако рефлексивное размывание традиций тем временем продолжалось и даже усилилось, гипотетическая установка по отношению к существующим институтам и фактически наличным формам жизни стала нормальным делом.
Далее, модерное сознание выражается в том убеждении, что эмансипированные индивидуумы все вместе призваны быть авторами собственной судьбы. В их власти принимать решения относительно правил и вида их совместной жизни. Посредством того, что они как граждане салш устанавливают себе законы, которым будут подчиняться, они производят свою собственную жизненную взаимосвязь Последняя может быть понята как результат кооперативной практики, которая имеет свой центр в осознанном образовании политической воли. "Радикально светская (innerweltliche) политика понимается как выражение и подтверждение свободы, которая берет начало одновременно в субъективности отдельного индивидуума и в суверенитете народа. В области политической теории с самого начала представлены конкурирующие индивидуалистские и коллективистские подходы, которые отдают предпочтение соответственно индивиду или нации. Однако политическая свобода постоянно понимается как свобода субъекта, кото — рый сам себя определяет и сам себя осуществляет. Автономия и самоосуществление суть ключевые понятия для практики, которая свою цель — производство и воспроизводство достойной человека жизни — имеет в себе самой" '.
Однако на пути к институциализации в правовом государстве равного участия всех граждан в образовании политической воли проявились трудности, которые были заложены уже в самом понятии народного суверенитета. Народ, от которого должно исходить любое государственно организо — ванное принуждение, не является субъектом, наделенным волей и сознанием. Как целое он неспособен к принятию решений и действию. В сложных обществах самые серьезные стремления к политической самоорганизации терпят неудачу из —за сопротивления, оказываемого рынком и административной властью. Прежде речь шла об осуществлении демократии в борьбе против деспотизма, персонализированного в монархе, дворянстве, клире; ныне политическое господство деперсонализировано и демократизация уже не связана с собственно политическим восстанием.
Наконец, модерное сознание выражается в убеждении, что осуществление политического господства не может быть легитимировано ни религиозно (через апелляцию к божествен — ному авторитету) ни метафизически (через апелляцию к онтологически фундированному естественному праву). Радикаль — но посюсторонняя политика может быть оправдана только разумом, а именно посредством постметафизической теории. Для этого предлагались учения о рациональном естественном праве.
Итак, этот менталитет, которым мы обязаны прежде всего Французской революции, давно утратил свой революционный и утопический заряд и тривиализировался. Но утратил ли он при этом изменении формы также заключенную в нем энергию? Хабермас полагает, что культурная динамика, высвобожденная Французской революцией, не затихла, напротив, только сегодня она создала условия для культурного активизма, который стойко сопротивляется административным воздействиям. "В урбанистических контурах намечаются контуры общественного движения (Verkehr), которое отмечено одновременно социально дифференцированными формами выражения и индивидуализированными стилями жизни"', хотя, конечно, сейчас трудно точно предсказать, что именно получится из этого пестрого котла.
Как может сегодня выглядеть радикально — демократичес— кий политический проект, так сказать, революционный проект модерна, более не связанный с революцией? Хабермас отмечает, что по всему миру распространилась рожденная Французской революцией диалектика либерализма и ради-
калькой демократии. Основной спор при этом идет о том, как можно совместить равенство и свободу, единство и многообразие, право большинства и право меньшинства. Либералы считают основополагающим моментом институциализа— цию равных свобод и понимают их как субъективные права. Для них права человека обладают нормативным преимуществом перед демократией, конституция, основанная на раз — делении властей, — перед волей демократических законодателей. Напротив, сторонники эгалитаризма понимают коллективную практику свободных и равных как суверенное образование воли. Они понимают права человека как выражение суверенной воли народа; соответственно конституция, фиксирующая разделение властей, берет начало из просвещенной воли демократического законодателя.
Вопрос, по —видимому, заключается в том, как объединить права человека и демократию, практический разум и суверенную волю. Позиция Руссо заключалась в том, что осуществление народного суверенитета обеспечивает вместе с тем права человека, а его якобинские ученики практически осуществили эти идеи. Критики руссоизма обращали внимание на то, что фикция единой воли народа может быть осуществлена только ценой нивелирования и подавления гетерогенности частных воль.
Вывод должен состоять, однако, не в ограничении, а в перетолковании принципа народного суверенитета: Руссо представлял себе конституирование народного суверенитета как одноразовый акт, посредством которого обособленные индивиды превращаются в граждан государства, становятся членами Коллективного тела. Хабермас же полагает, что суверенитет должен выражаться только в рамках дискурсивных условий внутренне дифференцированного процесса образования мнений и воли: "Права человека не конкурируют с суверенитетом народа; они идентичны с конститутивными условиями ограничивающей себя самое практики открыто — дискурсивного образования воли"'.
Дискурс о свободе и равенстве в другой области продолжался как спор социализма с либерализмом (эта диалектика также была заложена уже во Французской революции и проявилась в протестах против формализма законов и тирании легализма). В XVIII веке критика общественного неравенства была направлена против социальных последствий политического неравенства. Однако по мере установления конституционных монархий и кодекса Наполеона обнаружились другие
формы социального неравенства. На место неравенства, связанного с политическими привилегиями, пришли те, которые развиваются только в рамках частно — правовой институциа — лизации равных свобод. Тогда речь идет о социальных последствиях неравного распределения внеполитически осуществляемой экономической власти распоряжения.
Маркс и Энгельс, трактуя буржуазный правовой порядок как юридическое выражение неравноправных отношений производства, расширяют само понятие политического — с организации государства на организацию общества в целом. С этим изменением перспективы обнаруживается функциональная взаимосвязь классовой структуры и правовой системы, которая делает возможной критику правового формализма — содержательного неравенства формально равноправных. Однако то же самое изменение перспективы рождает проблему, связанную со следствиями политизации общества для политического образования воли. Маркс и Энгельс, в общем — то, довольствовались ссылкой па Париже — кую коммуну и теорию демократии специально не разрабатывали. Социализм они понимали как исторически привилегированную форму конкретной нравственности, а не как воплощение необходимых условий для эмансипированных форм жизни, относительно которых сами участники достигали бы согласия. Расширенному понятию политического не соответствовало углубленное понимание способов функционирования и условий институциализации эгалитарного образования воли.
Другим вариантом решения проблемы был анархический социализм, развивавший идею свободных ассоциаций. Таковые ориентированы лишь на минимальную степень институ — циализации: горизонтальные контакты в области простых интеракций должны сконденсироваться в интерсубъективные практики совещания и принятия решений, которые достаточны для того, чтобы удерживать все прочие институты в состоянии перманентного учреждения и тем самым предотвращать их окостенение.
Общество, интегрированное через ассоциации, было бы политическим и вместе с тем свободным от господства порядком. "Анархисты возводят спонтанную социализацию к иному импульсу, чем модерное рациональное право (Vernunftrecht), — не к выгоде полезного обмена благами, а к готовности к договариванию, решающему проблемы и координирующему действия. Ассоциации отличаются от формаль — ных организаций тем, что цель единения (Vereinigung) еще функционально не обособилась относительно ценностных
ориентации и целей ассоциированных членов" '.
Конечно, этот анархический набросок общества, которое возникает в горизонтальном сплетении ассоциаций, был всегда утопичен; сегодня его делает нереальным потребность мо — дерного общества в регулировании и организации. Однако анархическое недоверие можно сделать методическим и критически обратить в обе стороны — в адрес нормативных теорий демократии, которые слепы в отношении системы, и фетишизирующего отчуждения системных теорий общества, которые вообще отказываются от всякой нормативности.
Классические теории демократии исходили из того, что общество воздействует на себя само (определяет себя само) через суверенную законодательную власть. Эта идея оправдана только при том допущении, что общество в принципе может быть представлено как ассоциация, которая определяет себя через право и политическую власть. Однако образ ассоциации является чересчур упрощенным, чтобы отобразить целую структуру общественных взаимосвязей.
Выяснилось, что администрирование никоим образом не является пассивным средством достижения политических или правовых целей. Нужно модифицировать идею самоорганизации общества. "Я предлагаю предпринять различение в понятии политического по принципу нормативно — инструмен — тальной двойной перспективы.
Мы можем различать между коммуникативно порожденной и административно применяемой властью. В политической публичности встречаются и пересекаются два противодействующих друг другу процесса: процесс коммуникативного производства легитимной власти, для которого X. Ареидт сделала набросок нормативной модели, и процесс достижения легитимации через политическую систему, посредством которого административная власть становится рефлексивной. Как осуществляются оба эти процесса, спонтанное формирование воли в автономных объединениях общественности (Offentlichkeiten) и организованное достижение лояльности масс, и какой из них господствует над другим, — это эмпирический вопрос. Меня интересует прежде всего то, как должно измениться нормативное понимание демократической самоорганизации общества в той мере, в какой эта дифференциация вообще является эмпирически релевантной" 2.
В конечном счете нормативные ожидания разумных результатов основываются на взаимодействии институционально
устроенного политического формирования воли со спонтанными коммуникативными потоками не запрограммированной на принятие решений и в этом смысле неорганизованной общественности. В этой взаимосвязи общественность выступает как нормативное понятие.
Как уже отмечалось, в модерных обществах благодаря рационализации жизненного мира образуется высокодиффе — ренцированная сеть объединений литературной, политичес — кой, научной, субкультурной и т. п. общественности. "Автономными я называю такие объединения общественности, которые не производятся и не содержатся политической системой ради получения легитимации. Спонтанно возникающие из микрообластей повседневной практики центры сгущения коммуникации могут развиться в автономные объединения общественности и стабилизироваться как самостоятельные (selbsttragende) формы интерсубъективности лишь в той мере, в какой потенциал жизненного мира используется ими для самоорганизации..."'
Эти объединения вовсе ие являются замкнутыми, их границы вполне проницаемы; при этом их сущностное сродство проистекает из дискурсивного характера формирования интерсубъективных мнений и общей воли. В этом плане частичные объединения общественности могут быть поняты как манифестации общественности в нормативном смысле — как инстанции, благодаря которым общество в целом рационально осознает себя. Конечно, в модериых обществах имеет место явная асимметрия между развитой спо — собностыо к интерсубъективиому самопониманию и спо — собпостыо к самоорганизации общества в целом, которая пока явно недостаточна.
Свободные ассоциации могут быть поняты как узловые пункты сети коммуникации, возникающей из сплетения автономных объединений общественности. Эти ассоциации специализированы на производстве и распространении практических убеждений, т. е. па том, чтобы находить темы, значимые для всего общества, интерпретировать ценности, производить хорошие резоны, отбрасывая все прочие. Они могут стать действенными лишь косвенно, а именно посредством того, что они смещают параметры институционально оформленного образования воли через изменение ценностей и установок.
Коммуникативная практика автономных объединений общественности обременена задачей стабилизировать себя
самое. Каждый публичный дискурс должен поддерживать чувство неискаженной политической публичности вообще и цель демократического формирования воли. Этот модус рефлексивного воспроизводства общественности указывает на место, с которым связываются ожидания суверенной само — организации общества.
Тем самым десубстанциализируется идея народного суверенитета: место "тела народа" (своего рода вакантное место суверена) занимает сеть ассоциаций. Полностью распыленный суверенитет воплощается ие в телах ассоциированных членов, а — если вообще еще можно говорить о воплощении — в бессубъектных формах коммуникации, которые регулируют поток дискурсивного образования мнений и воли таким образом, что их преходящие результаты содержат в себе предположения практического разума. "Ставший бессубъектным и анонимным интерсубъективно растворенный народный суверенитет помещает себя (sich zurtickzieht) в демок — ратические методы и требовательные коммуникативные предпосылки. Он сублимируется до тех трудно схватываемых интеракций между институциализированным в правовом государстве формированием воли и культурно мобилизован — ными объединениями общественности. Коммуникативно растворенный суверенитет обретает свою значимость во власти публичного дискурса, которая происходит из автономных объединений общественности, но в решениях демократических институтов формирования мнений и воли должна принять свою форму, поскольку ответственность за решения, богатые практическими последствиями, требует ясного институционального отнесения (Zurechnung). Коммуникативная власть осуществляется в модусе осады. Она воздействует на предпосылки процессов суждения и принятия решений без захватнических намерений, чтобы придать силу своим императивам в том единственном языке, который понимают в осаж — денной крепости: она возделывает основания, с которыми административная власть может, правда, обращаться инструментально, которые она, однако, будучи так законодательно устроенной, не может игнорировать" '.
Демократические процедуры, утвердившиеся в правовом государстве, позволяют ожидать рациональных результатов в той мере, в какой образование мнений внутри парламентских групп остается чувствительным к результатам информированного образования мнений, возникающего в их окружении в автономной общественности.
Моральная субстанция самозаконодательства, которая связывалась Руссо с одноразовым актом, дробится на множество составных частей и множество ступеней процедурного образования мнений и воли. Правда, народный суверенитет, ставший таким образом "процедурным", не сможет осуществляться без адекватной политической культуры, без опосредованных традицией и социализацией убеждений населения, привыкшего к политической свободе. Разумное политическое образование воли невозможно без встречного движения рационализированного жизненного мира.
Итак, перспектива социальной эмансипации в развитых обществах связывается Хабермасом с тем, что импульсы, идущие от жизненного мира, должны начать оказывать влияние на саморегуляцию функциональных систем. Это возможно лишь при изменении сегодняшнего отношения между автономными и самоорганизованными объединениями общественности, с одной стороны, и регулируемыми деньгами и властью областями действия, с другой, или, иными словами, при условии нового баланса силы в области общественной интеграции.
Социальная эмансипация, в понимании Хабермаса, не имеет никакой связи с революционными потрясениями общества: "Демократическое правовое государство становится проектом, одновременно результатом и ускоряющим катализатором рационализации жизненного мира, выходящей далеко за пределы политического. Единственным содержанием проекта является шаг за шагом улучшаемая институциализа— ция процедуры разумного формирования коллективной воли, которая не может предопределять конкретные цели участников. Каждый шаг на этом пути оказывает обратное воздействие на политическую культуру и формы жизни, без встреч — ного неинтендированного движения которых, в свою очередь, не могут возникать формы коммуникации, соразмерные прак — тическому разуму"1.
Идеи свободы уже в значительной мере нашли свое фактическое воплощение в институтах гражданского общества, в структурах демократического правового государства; рефор — мистская перспектива дальнейшей рационализации общества и выправления его патологий связывается Хабермасом с коммуникативным (дискурсивным) растворением фактически наличных социальных отношений и защитой жизненного мира от давления "обезмолвленных" средств коммуникации.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
УРОКИ ХАБЕРМАСА,
ИЛИ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ