Тема 7. Западная философия ХХ – ХXI веков
План семинарского занятия 7/1
1. Иррационализм и «философия жизни». Наследие
А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Развитие идей «философии жизни» в ХХ веке.
2. Фрейдизм и неофрейдизм. Природа бессознательного.
3. Неопозитивизм и прагматизм.
В рамках данного занятия проводится групповая работа (анализ философских высказываний).
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику мировоззрению ХХ века.
2. Почему волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии А. Шопенгауэра?
3. Какой образ «сверхчеловека» описывает Ф. Ницше, и какую роль в становлении такого человека играет мораль?
4. Объясните популярность психологического направления в философии ХХ века.
5. Какое воздействие, по мнению З. Фрейда, оказывают страсти на разум человека, и что может обеспечить его нормальную работу?
6. Какую сущность вкладывает Э. Фромм в понятие «коллективное бессознательное»?
7. Объясните, что нового появилось в учении позитивизма в XX веке.
8. Что такое истина, и чем определяется ее значение с точки зрения прагматизма?
Задание для анализа философских высказываний
Каждой группе предлагается по одному высказыванию представителей современной западной философии, которое необходимо проанализировать по следующему алгоритму:
1. К какому направлению в философии относится автор высказывания?
2. К какому разделу философского знания относится высказывание автора?
3. Какую мысль своим высказыванием пытается донести автор до читателей?
4. Определите свое отношение к высказанной автором мысли.
План семинарского занятия 7/2
1. Феноменология, постструктурализм и постмодернизм.
2. Основные идеи экзистенциализма. Экзистенциальная философия права.
В рамках данного занятия проводится работа с источником и контрольное тестирование по теме № 7.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику основным методологическим направлениям в современной философии.
2. В чем сущность теории исследовательских программ?
3. Чем можно объяснить появление методологического анархизма?
4. Дайте характеристику экзистенциальному направлению в современной философии.
5. Почему вопрос о смысле жизни считается в экзистенциальной философии основным вопросом философии?
Задание для работы с источником
Обучающимся предлагается прочесть отрывок по хрестоматии (Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев. – М., 2013) из произведения А. Камю «Эссе об абсурде» и написать собственное эссе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 7
Иконникова, Г. И. История философии XIX – начала XX века / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. – М., 2011.*
Фалев, Е.В. История философии второй половины XIX – начала ХХ века / Е.В. Фалев. – М., 2014.*
Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 2009.
Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2009.
РАЗДЕЛ II. Теория философии и философские проблемы
Философия познания (Гносеология)
Тема 8. Проблема истины в философии и науке
План семинарского занятия
1. Сущность и явление. Понятия “факт”, “артефакт”, “феномен”.
2. Чувственное и рациональное познание. Единство и различие эмпирического и теоретического уровней познания.
3. Информация: образ, знак, символ.
Контрольные вопросы
1. На примере объясните взаимодействие таких философских категорий как сущность и явление.
2. Дайте характеристику чувственного познания.
3. Дайте характеристику рационального познания.
4. Раскройте понятия «образ», «знак», «символ».
5. Письменно передайте информацию в виде образа, знака и символа о задуманном объекте, не раскрывая последний.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ № 8
Борзых, С.В. Идея мышления. – М., 2014.*
Кудашов, В.И. Эпистемологические проблемы понятия «знание» / В.И. Кудашов, М.А. Петров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – № 4. – 2012. Ч. 2.
Левин, Г.Д. Проблема «третьего мира» в современной эпистемологии / Г.Д. Левин // Эпистемология и философия науки, –2014. – № 1(39). [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Секундант, С.Г. Об отношении высших знаний дискурсивного разума к знаниям обыденного человеческого рассудка / С.Г. Секундант // Кантовский сборник. – 2014. – № 1. [Электронный ресурс] URL : http:// elibrary.ru.
Тема 9. Методология современного научного знания
План семинарского занятия
1. Понятия: теория, метод, методология.
2. Методы эмпирического и теоретического уровней знания.
3. Редукционизм и системная методология.
4. Особенности социального, в частности, юридического познания.
В рамках этого занятия проводится отработка метода выработки креативных решений (метод удержания объекта в фокусе) и контрольное тестирование по темам № 8 и 9.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под общефилософскими методами исследованиями?
2. Дайте характеристику основным общенаучным методам исследования.
3. Дайте характеристику эмпирическим методам исследования.
4. Дайте характеристику теоретическим методам исследования.
5. В чем заключается сущность системной методологии.
6. Назовите особенности юридического познания.