Фил. как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе
Понятие мировоззрения, структура, ист. типы. фил. как рационально-теоретический тип мир..
Мир. – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.Структура мир.: 2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мир. участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Мир. включает в себя как бы два компонента - интеллектуальный и эмоциональный).2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания) 2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется соц. позиция). 2 ТИПА: жизненно-повседневная (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)
Ист. типы мир.:мифологическое, религиозное, фил-ое.
миф-ия – представляет собой исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мир.. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоц. восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и соц. жизни. Мифологическое сознание (МС) не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: чел. и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. МС основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.
Религиозное мир. исторически зарождается в недрах МС и первоначально несёт на себе отпечаток политеизма и пантеизма, кот. последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсуума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от миф-ии, Бог трактуется как Абсолют, кот. бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.
Становление фил. означало утверждение качественно нового в сравнении с миф-ей и религией типа мир.. В нём представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремлённостью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам чел. сознания и деятельности фил. сближается с религией, миф-ей, искусством. Однако, в отличие от искусства и миф-ии, она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.
фил. как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
С возникновением фил. начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой фил., какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой фил. и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. фил., действительно, уникальна в том смысле, что она перманентно проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что фил. - познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, фил. есть мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял фил. как вид умозрения.
В современной фил. разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и соц. мира, обосновываются новые цели и идеалы чел. деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления.
В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций фил.. В качестве таких функций, как правило, выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.
В XXI в. мировоззренческая функция фил. приобретает особое значение, поскольку безусловно актуальной становится проблема разработки и обоснования принципиально новых мировоззренческих идей и перспектив развития. Это определяет интерес современной фил. к социально-экологической проблематике, вопросам нравственности, свободе и ответственности человека, поиску аутентичных форм личностного бытия, проблемам морального выбора и самоопределения человека в сложном и меняющемся мире.