Конец абстрактного cogito
Начало новоевропейской традиции философствования идет с провозглашения примата научного знания.
1. КРИЗИС ГНОСЕОЛОГИИ
2. КОНЕЦ ЭПОХИ РАЗУМА
3. НАЧАЛО МУДРОСТИ
КОНЕЦ НЕОСХОЛАСТИЗМА
Схоластизм – это характерное явление прошлой философии. Он является атавизмом шаманизма, от которого ведет происхождение философии. Непонятное бормотание – один из типичных приемов шаманизма. Известно ходячее высказывание – выражайся непонятно – прослывешь философом. В европейской традиции философии этот шаманский прием преобразовывается в схоластизм. Схоластизм – это практика толкования каких-либо ментальных конструкций, созданных на основании тех или иных конкретных практик культурного творчества. Схоластик уже не понимает ни истоков того или иного творчества, ни его мотивов, применяя, как правило, практики логического упорядочения тех или иных текстовых массивов этих ментальных конструкций. В результате этого схоластической герменевтической практики исходный текст еще более отрывается от реальных корней той или иной ментальной конструкции, становится похожим на шаманское бормотание, ибо смысловые основы знаков, составляющих ментальную конструкцию, становятся неясными. Философствование над текстами прошлого превращаются в «игру в бисер». Философские тексты, основанные на такой герменевтической практике толкования прошлых философских текстов, вырождаются, и традиция философствования в том или ином текстовом массиве заканчивается.
Сейчас постоянно раздаются голоса о конце философии. Но это не конец философии, а конец традиции той интровертно-академической философии, той сциентистско-аналитической и той «эстетско-элитной» философии, которые являются формами неосхоластизма, превзошедшими на несколько порядков своих средневековых коллег в создании массы пустых систем, интепретаторских словоблудий, мистико-бредовых откровений. Что характерно, «Христос» современного мистического неосхоластизма – М. Хайдеггер сформировался не только благодаря Э. Гуссерлю, также склонному к умозрительным спекуляциям, выросшему на идеях интровертной «интроспективной» психологии, но и благодаря изучению в молодости наследия «короля» схоластики – И. Дунса Скотта.
Что интересно, об этом «конце» говорят именно эти неосхоласты, которые и завели философию в тупик. Но им самим довольно вольготно существовать, - они давно перешли на «режим самообеспечения»: преподают философию на кафедрах и получают за это часто неплохие оклады, друг друга истолковывают и критикуют, некоторые создают приправленные фрейдо-сексуальным «кетчупом» разного рода символические конструкции, имеющие сбыт на рынке книжной продукции наряду с дешевыми детективами и комиксами. Их вынуждены слушать и изучать студенты, ибо предмет «философия» входит в систему современного образования; их книги покупают, ибо в обществе всегда есть определенный процент людей с нездоровой психикой. Но толка от их философских систем никакого: ни для студентов, которые стремятся после сдачи экзаменов быстрее забыть эту чушь; ни для современной ментальности, – ибо области человеческого знания, отчаявшись взять что-либо позитивное от их философствования, создают свои региональные философии; ни для современного общества, которое обремененное множеством серьезнейших проблем не может взять в качестве руководства к их решению смутные философские конструкции этих «неосхоластов».
Собственно говоря, они не являются философами – они не философствуют, они не проникнуты духом подвижничества и боли за судьбы современной культуры, - они являются уродливыми «Гобсеками» былых откровений истинных подвижников - мыслителей, занимая позицию платного архивиста страстной мысли философов прошлого. Даже некоторые из их представителей, которые подходят под определение философов заражены этой болезнью.
Философ Ландшафта не приемлет этого схоластизма: он старается сделать понятным и ясным суть современной культуры, он обращен к миру, он проникается проблемами современной ментальности, проблемами современного общества и человека.
Философ Ландшафта дает не только историю знаний, он дает «интраисторию» (М. де Унамуно) – историю народа, который «молчит, молится и платит», и она отлична от внешне выраженной истории экзальтаций «гениев», преступлений «героев» и сомнительных изобретений «ученых».
Философ Ландшафта путешествует по «Текстам» культурного Ландшафта; взбирается на его вершины и осматривает философским взглядом – «Эйдосом», - выясняя, - что случилось с Культурой, какие в ней разломы и напряжения, чем она «дышит»; он пролезает в тайные пещеры общественного устройства, выясняя, - крепки ли сваи его фундамента; он, далее, с иронией наблюдает за «делишками» пронырливых бизнесменов в хозяйстве, видит, как напрягаются люди весь день на работе, ведя часто бессмысленную жизнь… И он, видя все это, не «теоретизирует», он феноменологически об этом повествует: иногда гневно возмущается, как Гераклит; иногда иронизирует, как Сократ; иногда смеется, как Демокрит и…, все ищет и ищет, как Диоген, Человека в человеческом…