Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 4

Зан 1.1.1 Предмет Зад 1

Самой древней формой мировоззрения была мифология. Она объясняла явления природы и жизни людей в основном действием вымышленных существ и сил. Почему, несмотря на вымысел, мифология играла положительную роль в обществе и что полезного она давала людям?

Ответ:

Мифология, несмотря на вымысел, выполняла две важные функции:

1) Психологическая адаптация человека к миру, избавление от страха и чувства беспомощности: проявляется в объяснении процессов и явлений природы, личной и общественной жизни, верой в загробную жизнь, в тотемизме (вера а то, что данная группа людей имеет общего предка) , анимизме (вера в существовании души и духов), фетишизме (вера в духовные силы материальных предметов).

2) Попытка воздействовать на мир, изменить его, заставить служить его себе – реализуется в магии (практическая часть мифологии, совокупность действий, обрядов, манипуляций с предметами и веществами; способ воздействия на природу и человека через использование не объективных свойств предметов и явлений, а их связи со скрытыми духовными силами).

Зан 1.1.1 Предмет Зад 2

Мифология была доминирующей в обществе много тысяч лет. Но в 7-6-м веках до н.э. на её основе возникла философия. Какие потребности общества вызвали к жизни философию, как философия влияла на самоопределение человека в мире и почему она расширяла свободу человека?

Ответ:

По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения. Философия предполагает необходимость доказательства, аргументированности всех положений, которые в мифологии не играют существенной роли (т.к. главное – это вера и следование авторитету). Философия предлагает новый тип самоопределения человеку – не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура в лице вождя, шамана, жреца внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступал раньше». Философы же говорят: «Не принимай все на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.

Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 1

Какому философскому учению соответствует выражение Д.Беркли: «Существование чувственно воображаемой вещи (внешней – Н.Г.) не отличается от чувственного воображения или восприятия (perseption)… Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме»? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Выражение соответствует субъективному идеализму. Так как сущность субъективного идеализма заключается в том, что единственной реальностью в мире (единственной сущностью) признается сознание субъекта (человека), а внешние вещи есть элементы человеческого сознания. То, что называется внешним миром, объективно, т.е. самостоятельно, не существует, а представляет собой проекцию внутреннего мира вовне. Внешние предметы есть спроецированные вовне комплексы или комбинации ощущений. Все, что считается закономерностями и свойствами внешнего мира, принадлежит миру внутреннему, но приписывается якобы существующим внешним предметам.

Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 2

О борьбе представителей каких философских направлений идёт речь в выражении Платона: «Одни смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей; другие утверждают, что первоначало есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична. Относительно этого между обеими сторонами происходит сильнейшая борьба» ? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Речь идет о двух главных философских направлениях - материализме и идеализме (в решении основного вопроса философии: что служит основой мира – материя или дух?).

Их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Материализм исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Идеализм что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 3

Позитивистский и натурфилософский подходы неверно решают вопрос о значении философии для развития науки и практики. В чём вы видите ошибочность этих подходов и каково верное решение вопроса о роли философии в обществе?

Ответ:

Согласно позитивистскому подходу философия играет отрицательную роль для науки, поскольку она представляет собой совокупность псевдопроблем и потому засоряет ими культуру. Ценностью обладают лишь частные науки, именуемые позитивными

Натурфилософский подход преувеличивает значение философии в познании, вплоть до признания возможности для философии решать конкретные проблемы частных наук и тем самым заменять эти науки.

Мы не можем согласиться ни с позитивистским подходом, игнорирующим роль философии, ни с натурфилософским, гипертрофирующим ее роль. Философия не представляет совокупность псевдопроблем, но она же не есть королева наук, решающая за них их проблемы. Конкретные проблемы частных наук могут быть решены только самими науками. Однако философия, не решая специальных проблем науки, других сфер культуры, общественной практики, существенно помогает их решению и тем самым способствует прогрессу культуры и общества в целом.

Зан 1.1.2 Функции Направления Зад 4

Наши рекомендации