Позитивизм и его исторические формы
Широко распространенным течением западной философии второй половины XIX – начала XX вв. является позитивизм (от лат. hositivus - положительный). В истории западноевропейской мысли выделяют четыре его основные формы: 1) позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и Дж.Ст. Милля; 2) эмпириокритицизм, или махизм, Э. Маха и Р. Авенариуса; 3) неопозитивизм, включающий «логический атомизм», «логический эмпиризм», «аналитическую философию» и др.; 4) постпозитивизм. Каждая из этих форм имела свои исторические особенности и оказывала определенное влияние на культуру западноевропейского общества.
Основателем позитивизма является О. Конт (1798-1857), выступивший с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном построении знания, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на его учении о трех стадиях в развитии познания: 1) теологическая, характеризующаяся господством религии; 2) метафизическая, для которой характерна абсолютизация философии; 3) позитивная, отличающаяся от этих двух стадий господством позитивного, т.е. положительного, научного знания.
По мнению Конта, задача философии ограничивается обобщением результатов специальных наук и не имеет своего предмета. Он выступал также против постановки и решения основного вопроса философии, считая, что наука сама себе философия.
В конце XIX в. возникла вторая форма позитивизма, связанная с гносеологическим кризисом в физике. Открытие электрона, явлений радиоактивности и др. привели к крушению старых представлений о материи и отказу некоторых ученых от признания объективного существования мира. Махизм в значительной мере реанимировал субъективный идеализм Беркли.
Основным принципом научного познания Э. Мах провозгласил принцип «экономии мышления», суть которого состоит в том, чтобы освободить знание от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость» рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие никакого смысла помимо человека и, следовательно, объективного содержания. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил», значит не объяснять, а описывать явления.
Претендуя на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма, Мах вводит понятие «нейтральных элементов мира». Эти элементы, по его мнению, не являются ни физическими, ни психическими - они «нейтральны». Мир представляется махистам в виде комплексов ощущений.
Неопозитивизм сформировался в 20-е годы XX в. в Европе, а в 40-50-е годы это течение получило широкое распространение в США. Представителями неопозитивизма являются М. Шлик, Р. Карнап, А. Тарский и др. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали Б.Рассел и Л. Витгенштейн. Рассел, применив метод анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, пришел к выводу, что он может быть применен к любой области знания, включая философию.
Логика была провозглашена сущностью философии. Эти мыслители поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей - простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых суждений, назвав свою теорию логическим атомизмом. Атомарные предложения они рассматривали как точное изображение простых единиц бытия – «атомарных» фактов, совокупность которых составляет весь мир. «Выдвигаемую мной философию, - писал Рассел, - можно назвать логическим атомизмом».
Одним из важных принципов логического позитивизма является принцип верификации, согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта. Общие положения науки и философии оказываются бессмысленными, поскольку они неверифицируемы. Научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, не согласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.
Представители аналитической философии считали, что большинство философских проблем носят логико-лингвистический характер. Предметом анализа выступают языковые средства науки, обыденного языка и языка философии. Философский род деятельности преследует две цели: устранить из науки все псевдопроблемы и обеспечить при помощи аппарата математики логическое построение моделей осмысленного рассуждения. Эти философы считали, что пользуясь методом «анализа» можно унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки.
Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. К его представителям относят К. Поппера, Ш. Лакатоса, П. Фейерабенда, Т. Куна. Центральное место здесь принадлежит критическому рационализму, основателем которого является Поппер. Его основные работы «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги», «Логика и рост научного знания». По мнению К. Поппера, реальность, в которой мы живем, представляет собой три мира: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, психический мир состояний индивидуального сознания; в-третьих, мир объективного содержания мышления, который включает теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации, гипотезы, доказательства, а также поэтические идеи и художественные произведения.
По мнению Поппера, лишь те теории являются научными, которые могут быть опровергнуты. В отличие от науки философия не может быть фальсифицирована, так как она не имеет научного характера. Таким образом, он проводит демаркационную линию между философией и наукой. Философия выступает как осмысление роста научного знания.
Другим крупным представителем постпозитивизма является Кун. В своей книге «Структура научных революций» он излагает новую концепцию философии науки. По его мнению, история науки - это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм.
Под парадигмой Кун понимает, прежде всего, модели теоретического мышления, приверженность различным понятиям, законам и т.д. Кроме того, парадигма - это и совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научные традиции. Господство парадигмы - это период «нормальной науки», который заканчивается взрывом парадигмы изнутри. Расшатывание парадигмы начинается с появлением новых проблем, кризис не решаемых проблем приводит к революциям. Таким образом, происходит смена одной парадигмы и возникновение другой парадигмы.
Прагматизм
Прагматизм является одним из влиятельнейших философских течений XX в., в котором соединились субъективный идеализм и утилитаризм. Он возник в последние десятилетия прошлого века в США, став своего рода национальной философией. В нем проявились специфические черты обыденного сознания американского буржуазного и мелкобуржуазного образа жизни. Создатели прагматизма Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джемс (1842-1910) впервые поставили и решили вопрос о смене оснований философствования с умозрительных на практические. Они стремились показать, что философия должна не размышлять о первых началах бытия и познания, а быть методом решения реальных практических проблем, которые встают перед людьми в конкретных жизненных ситуациях.
Философия в понимании прагматизма должна помогать человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. В прагматизме дух рационализма заменен духом пользы и выгоды и утверждается, что философия помогает человеку в преобразовании мира, выступает как философия действия.
Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную проблему в конкретной ситуации. Человек, по их мнению, сам создает себе объект познания. Так, Джемс утверждал, что единственная известная нам реальность в значительной степени создана нашим познанием. Вопрос об отношении мышления к бытию решается субъективистски - бытие растворяется в познании. Поскольку считается, что в реальности все происходит случайно, постольку невозможно какое-либо устойчивое теоретическое постижение мира.
В прагматизме «гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения непознавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Раньше субъект только ощущал и мыслил, а теперь деятельность познающего субъекта стимулируется потребностью в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютной и превратились в средство. Поэтому для того, чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь.
Прагматизм конституирует три основные идеи, которые должны быть использованы человеком наилучшим образом. Во-первых, познание - это прагматическая вера, во-вторых, истинность есть неспекулятивный опыт, дающий желательный результат, в-третьих, философская рациональность есть практическая целесообразность.
Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию. Так, Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Подобно махистам, они подменяют объективность истины общезначимостью. Критерием истины объявляется польза или удобство.
Идеи и теории трактуются в прагматизме как «инструменты», которые служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций.
Стремление прагматистов к быстрому и дешевому успеху приводило к пренебрежению в отношении к серьезной науке и терпимости в отношении к шарлатанской выдумке.
Прагматизм как философское направление наложил отпечаток на американскую действительность. Эта подлинно американская система философии стала в известной степени доминирующей системой воспитания ряда поколений американцев. Обучение студентов и школьников было переключено с широкого общего образования на узкопрофессиональное, целиком посвященное задаче обеспечения заработка.