Логика и теория познания
ЛЕКЦИЯ 9
Три свойства просветленного сознания. — Изучение логики
как основа правильного мировоззрения.
Для обычного человека просветление — просто абстрактное понятие. Чтобы понять, что это за состояние и как его достичь, требуется глубокое и детальное изучение соответствующих разделов философии. Для начала нам надо понять, куда именно должно быть ориентировано наше сознание, если мы хотим обрести просветление.
Согласно Четырем благородным истинам, любое живое существо подвержено страданию. Желая его избежать, все существа стремятся к счастью. Есть изречение, называемое «Четыре печати Будды», которое гласит: «Все обусловленное невечно, все омраченное — страдание, все элементы бытия по своей природе пусты, нирвана — истинный покой». Буддийская нирвана — это полное счастье. Ум существа, погрузившегося в нирвану, абсолютно не подвержен страданиям. Счастливое состояние — это первое качество просветленного сознания. Второе — это ясность, подразумевающая то, что счастье не может быть достигнуто при помощи наркотиков и тому подобных искусственных средств. Прибегая к ним, мы омрачаем собственный ум, лишаем его ясности, поэтому состояние наркотической эйфории не имеет ничего общего с просветлением. И третье, наиболее важное качество, которое нам надо развить в себе, — это сострадание ко всем живым существам.
Это самое основное, что требуется для достижения глубинного просветления. Когда мы принимаем на себя обязательства, связанные с этапом освоения бодхичитты, то есть стремления к пробуждению, мы говорим: «Я хочу достичь состояния будды ради блага всех живых существ». Зарождая эту мысль, мы сначала развиваем ее как относительную, поэтому и существует понятие «относительная бодхичитта». После того как мысль о пробуждении укоренится в нашем уме, мы вступаем на этап абсолютной бодхичитты. Мы придерживаемся этой мысли и реализуем ее вплоть до достижения просветления.
Эти три аспекта просветления, хотя они в целом и понятны, требуют дополнительного разъяснения. В классической системе ясность ума связывается, прежде всего, с четкостью мышления. Поэтому первый шаг к освоению буддийского мировоззрения — это знакомство с логикой и теорией правильного познания. Этот предмет имеет три основных раздела. Первый из них — введение в эту дисциплину, по-тибетски дуйра. Дальше следует лорик, то есть логика, а за ней идет собственно цэма — теория познания.
Изучение философии начинается с исследования окружающего мира. Затем происходит усложнение предмета изучения: требуется определить, что такое религиозность, будды и бодхисаттвы, святые и так, далее. При этом возникает очень много вопросом. Существуют ли будды сами по себе? Где они — вне или внутри нас? Существуют ли бодхисаттвы? Есть ли святые? Возможно ли достижение святости? В результате изучения этих вопросов мы приходим к глубокому убеждению, что есть и просветление, и будды, и бодхисаттвы.
Очень часто бывает так, что мы, обычные люди, допускаем ошибки в своих логических построениях. Развивая свои неверные выводы, мы делаем над ними как бы «надстройку», что усугубляет наши заблуждения, и в конце концов получается так, что из-за отсутствия навыков правильного мышления мы начинаем страдать. Иными словами, если мы не способны правильно мыслить, то путем неправильных логических построений можем сформировать глубоко ошибочную оценку своих отношений с миром. Впадая в соответствующие эмоциональные состояния, мы способны довести себя до болезненного состояния сознания. Поэтому нам необходимо очень серьезно подходить к изучению логики. К сожалению, ее почти невозможно преподавать в лекционной форме. Этот предмет лучше всего усваивается путем практики буддийского диспута, в ходе которого наш оппонент дает нам возможность убедиться, правы мы или нет. В буддийских монастырях логика изучается именно с помощью диспутов, потому что так ум привыкает правильно мыслить.
В логике существуют определенные схемы рассуждения, подобные формулам в математике. Логические построения имеют три составляющих: предмет спора, утверждение и доказательство. По этим трем аспектам мы и допускаем ошибки. Рассмотрим для примера ошибку в утверждении — хотя бы по отношению к себе. Каждый из вас наверняка хоть раздумал: «Я гений!» «Я» —это предмет спора, «гений» — это утверждение. Третий аспект — это доказательство. Есть ли основания думать, что я гений, или нет такого основания? Умение правильно мыслить дает нам возможность адаптироваться в окружающем обществе, верно оценив, насколько мы гении, а насколько, наоборот, глупые и беспомощные люди. Наше «я» имеет много аспектов, и
мы едва ли задумываемся о них, но, наверное, все-таки, и понимаем, что гении мы не во всем, и плохие и тоже не во всем. В каждом из нас есть какое-то количество добродетелей, которые мы накопили в прошлых жизнях, и какое-то количество недобродетелей. Посредством логического мышления мы можем точно установить, на какой ступени развития пребывает наше «я». Допустим, если я говорю себе, что я гений, то сразу начинаю думать: «А зачем мне развиваться?» Но, как утверждается в буддийских трактатах, лишь только человек решает: «Я самый лучший», он закрывает свой предел, потому что его ум уже не хочет прогрессировать. А если человек допускает, что где-то есть люди умнее и лучше его, то он решает, что хочет быть на них похожим. И тогда у него появляется новая устремленность, новые цели и задачи, и в конце концов он достигает счастья. При этом, однако, нельзя и уничижать себя. Если кто-либо говорит, что он самый плохой и гадкий человек на свете, то он порождает в собственном сознании апатию, безразличие и уныние, которые, в свою очередь, провоцируют возникновение других аффективных состояний. Это тоже не имеет ничего общего со счастьем, с ясным умом, поскольку приводит нас не к просветлению, а к страданию. Поэтому очень важно обладать штыками правильного логического мышления, умением правильно исследовать каждый объект и каждую ситуацию. Если, например, в доме пожар, то надо собирать вещи и убегать, а не сидеть и начитывать мантры, ожидая помощи от Трех драгоценностей. Иными словами, нужна ситуационная правильность мышления.
Научившись логически рассуждать, мы убеждаемся, что перерождение существует на самом деле.
Хотя мы еще не способны непосредственно вспомнить свои прошлые жизни, мы можем прийти к заключению, что они действительно были. Признавая существование прошлых жизней, существование нынешней жизни, мы можем сделать вывод, что существуют и будущие жизни, и таким образом проверить правильность теории кармы. Рассуждая далее, посредством правильного познания мы можем логически доказать, что существуют будды, бодхисаттвы, буддийские святые, и что само просветление как таковое тоже возможно.
ЛЕКЦИЯ 10