Основные проблемы политической философии

Политика и власть. Политическая система общества. Политический режим. Политичес­кая философия – это область филосо­фии, которая изучает общие основания, границы и воз­можности политики, ее цели и идеалы, методологию политического знания и другие проблемы. Основные категории политичес­кой философии – полити­ка и власть. Политика – это отношения между большими социальными группами, которые воздействуют на государственную власть для реализации своих интересов. Субъектами политики являются отдельный человек, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные объединения и другие социальные общности. Полити­ка – это наука и искусство руководить и управ­лять обществом. Главной це­лью политики является власть. Власть – это способность и возможность воздействовать на поведение людей, заставить их исполнять свою волю. Существует множество классификаций власти. По функциям государственных органов различают за­конодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти – монархию и республику. По пра­вовому признаку – законную и незаконную. По признанию власти народом – легитимную и нелигитимную. Политическая власть возника­ет вместе с государством и при­звана обеспечить общественный порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения.

Особую роль в жизни общества играет политическая система – это совокупность и взаимодействие всех политических институ­тов в обществе, регулирующих политическую жизнь. Она состоит из ряда подсистем:

– политические институты – государство, политические партии, общественные организации и движения;

– политико-правовые нормы – конституция, законы, традиции;

– политико-идеологическая подсистема – политических идеи, взгляды, чувства, идеологии;

– функциональная подсистема – отношения, связывающие субъектов политики, которые реализуются через формы политических режимов.

Политический режим – это методы осуществления политической власти. Режимы бывают тоталитарные, авторитарные и демократи­ческие. Для тоталитарных режимов характерны полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами деятельности, особая роль правящей идео­логии в обществе. В политической сфере этому соответствует монополизация власти. Ос­новными признаками авторитарного режима являются элитарность (принятие решений небольшим кругом лиц – элитой), антидемократизм, неподконтрольность власти народу и ее сильная централизация.

Традиционная и главная проблема философии политики на Востоке – как обеспечить порядок, стабильность и преемственность в обществе. Западная политичес­кая философия обращает главное внимание не на сам порядок, а на демократические способы его обеспечения. Демократический режим – такое устройство общества, в котором народ признается в качестве источника власти, граждане активно участвуют в решении государственных дел, имеют широ­кий круг прав и свобод. Политичес­кая философия рассуждает о фундаментальных основаниях демократии, т.е. о том, что нужно для ее построения и развития. К их числу можно отнести свободные, регулярные и конкурентные выборы, политический плюрализм, разделение властей. Политический плюрализм – при­знание многообразия независимых друг от друга идей, взглядов, интересов. Тем самым отрицается монополия на власть, возникает политическая конкуренция и складывается справедливый баланс интересов. Политический плюрализм предполагает разделение государственных властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые, будучи независимыми, в то же время контролируют, сдерживают и уравновешивают друг друга. Такую систему властных отношений называют принципом разделения властей. Законодательная власть принимает законы и решает принципиальные для развития страны вопросы. Исполнительная власть исполняет законы, принимая конкретные управленческие решения. Судебная власть следит за тем, чтобы в обществе, в том числе и всех ветвях власти, соблюдались общепринятые правовые нормы. В такой системе невозможно сосредоточение власти в одних руках, а значит, снижается вероятность злоупотреблений и установления чьей-либо диктатуры.

Гражданское общество и правовое государство.Идеология. Взаимоотношение политики, права и морали. В процессе развития политичес­кой философии происходило формирование идеалов политичес­кого устройства общества. Современный политический идеал – это построение развитого гражданского общества и правового государства. Гражданское общество включает несколько характери­стик:

– это совокупность экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других негосударственных отношений;

– это связь между людьми через добровольно созданные негосударствен­ные объединения;

– это сфера свободной деятельности граждан, огражденная законами от прямого вмешательства со стороны орга­нов государственной власти. Гражданское общество формируется раньше государства и является самоорганизующейся и само­развивающейся системой. Постепенно развиваясь, оно заставляет государство меняться в сторону демократичности и строгого соблюдения законов.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом. В правовом государстве существует развитая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти. Отличительными признаками правового государства являются:

– верховенство закона;

– всеобщность права, связанность правом самого государства;

– взаимная ответственность государства и личности;

– разделение властей;

– незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоин­ства;

– наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюде­нием прав и свобод граждан.

Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания. Политическое сознание - это со­вокупность знаний, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика. Одним из важнейших проявле­ний политического сознания является идеология. Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Идеология объединяет разные слои населения, определяет их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. В ней формируются государственно-нацио­нальные идеи, без которых нельзя добиться стабильного развития общества. Вместе с тем становление приоритетной национальной идеи не предпо­лагает переход к единой государственной идеологии, так как там, где ис­чезает плюрализм мнений и подходов и утверждается монополизм одного мнения, наступает конец демократи­и.

Для становления гражданского общества и правового государ­ства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права. Можно выделить три основных модели взаимодействия между моралью и политикой:

– подчинение практической деятельности людей, включая поли -тику, морали, что характерно для религиозных и гуманистических учений, а также этики и политики ненасилия;

– разрыв между политикой и моралью, что отразилось в принципе макиавеллизма «цель оправдывает средства» (Николо Макиавелли в XVI в. считал, что можно использовать все средства, включая насилие и убийство, для укрепления государственной власти);

– достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью (на основе взглядов И. Канта, призывавшего всегда относиться к человеку как к цели, а не только средству; жить в строгом соответствии абсолютному моральному требованию – категорическому императиву).

Контрольные вопросы и задания

1. Какие проблемы изучает политичес­кая философия?

2. Что такое власть?

3. В чем сущность политического плюрализма?

4. Что понимается под гражданским обществом?

5. Воспроизведите формулировку принципа макиавеллизма. Счи-

таете ли вы оправданным его применение в современной политике?

Основные понятия

Авторитаризм –политический режим личной власти.

Государство – это организация суверенной власти, распространяющаяся на всё население данной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения.

Гражданское общество – совокупность общественных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Демократия– политический режим, выражающий принцип народовластия, который реализуется через признание воли большинства источником государственной власти, а также через признание прав и свобод человека основными ценностями общественной жизни.

Политика – этодеятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования государственной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Политический интерес – это внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определённых политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политическая культура – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.

Элиты– высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах его жизнедеятельности общества, обычно имеющие ряд привилегий.

Политический процесс – совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Наши рекомендации