Тема 12.2. Проблема сознания в философии

Проблема сознания в истории философии. Специфика философского рассмотрения проблемы сознания. Генезис сознания.

Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Психическая и социальная формы отражения. Сознание - высшая форма отражения действительности. Природные предпосылки возникновения сущности сознания. Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Понятие сознания. Бессознательное как психологический феномен. Структура и формы сознания. Соотношение психики и сознания. Проблема соотношения идеального и материального.

Самосознание и его формы. Мышление человека и проблемы его компьютеризации. Индивидуальная и общественная форма сознания. Роль сознания и самосознания в общении людей и формировании личности.

Раздел 13. Современные социально-философские проблемы. Тема 13.1. Общество как предмет философского анализа.

Проблема общества в истории философской и социальной мысли. Классические концепции общества (религиозная, натуралистическая, социально-психологическая, историко-материалистическая). Современное понятие человеческого общества.

Социальная реальность как форма объективной реальности. Общество как высший социальный тип целостной системы, как совместная жизнедеятельность людей. Субъект, его потребности, интересы, деятельность и общественные отношения. Его основные сферы и функции.

Тема 13.2. Структура общества.

Системообразующие компоненты общества. Основные сферы общества. Основные функции человеческого общества. Пространство и время как форма социального бытия. Специфика социального пространства и времени.

Общество как развивающаяся система. Материальное и идеальное в обществе. Общественные законы, их классификация и механизмы действия.

Тема 13.3. Общественное сознание.

Общественное сознание и его структура. Основные формы общественного сознания и их роль в развитии общества.

Духовная жизнь российского общества в конце XX в, духовные ценности россиян.

Раздел 14. Культура и ценности современного обшества.

Тема 14.1. Ценности, их природа и принципы классификации.

Эволюция ценностей в различных культурах. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и истина. Ценность и целеполагание.

Мораль и нравственность. Моральные и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей. Этические и эстетические ценности. Природа эстетического. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала.

Тема 14.2. Религиозные ценности. Религиозные ценности. Динамика форм религиозности. Свобода совести. Меконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Раздел 15. Глобальные проблемы современности и их философское осмысление.

Тема 15.1. Глобальные проблемы, их сущность и классификация.

Человечество перед лицом глобальных проблем. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. Глобалистика как новая область знания. Особенности философского осмысления глобальных проблем.

Становление глобальных проблем и их сущность особенности. Особенности разрешения глобальных проблем. Понятие глобальных проблем и их классификация. Глобальные проблемы и прогресс человечества. Экологизированное производство и экологическое сознание.

Экологический кризис и нравственные императивы экоразвития. Общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального мышления. Роль римского клуба, «Зеленого движения» в предотвращении глобольной экологической катастрофы. Ответственность людей за сознания культуры, жизни, природы. Глобальные модели развития человечества.

Тема 15.2. Философское осмысление будущего человечества в контексте глобальных проблем.

Сценарии будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Космические перспективы развития человечества.

4.3. Семинарские занятия

Таблица 4

п/п № раздела № и название семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий Вид контрольного мероприятия Кол-во часов
1. Раздел 1. Философия и ее роль в жизни общества н человека Устные ответы
    Тема 1.1. Философия, ее смысл и предназначение Семинарское занятие № 1. Мировоззрение и его виды. Философское мировоззрение и его особенности. Основной вопрос философии.    
2. Раздел 2. Философия Древнего мира Тестирование
    Тема 2.5. Классический период древнегреческой философии Семинарское занятие N 2. Философское учение Платона и Аристотеля.    
3. Раздел 3. Философия средневековья Раздел 4. Философия эпохи Возрождения Тестирование
    Тема 3.2. Средневековая схоластика. Борьба номинализма и реализма Семинарское занятие № 3. Соотношение веры и знания н средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.    
  Тема 4.1. Философия итальянского гуманизма. Возрождение античного культурного наследия. Антропоцентризм. Франческо Петрарка.    
4. Раздел 5. Западноевропейская философия XV11-XVIII вв Тестирование 4.
  Тема 5.2. Борьба эмпиризма и рационализма в философии Нового времени. Семинарское занятие №4. Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод. Рационалистическая философия Р. Декарта. Cogito ergo sum. Философия Беркли и Юма.    
5. Раздел 6. Немецкая классическая философия Контрольная работа 4.
  Тема 6.1. Критическая философия И. Канта. Семинарское занятие №5. Особенности философии «докритического» Канта. Теория познания Канта. Моральная философия Ката. Эстетика Канта.    
  Тема 6.4. Система объективного идеализма Г.В. Гегеля. Семинарское занятие „Vs6. «Феноменология духа» Гегеля. Учение Гегеля о субъекгивном, объективном и абсолютном духе. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Система и метод Гегеля. Диалекгическое учение Гегеля. Философия истории Гегеля.    
6. Раздел 7. Марксистско-ленинская философия Раздел 8. Русская философия Устные ответы
  Тема 7.2. Сущность материалистическ­ого понимания истории. Семинарское занятие №7. Материалистическое понимание истории в философии марксизма. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание.    
  Темя 8.3. Русская философия XIX-XX. Философия русского послеокгябрьског о зарубежья. Семинарское занятие №8. Философия всеединства (B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой. Е.Н. Трубецкой. ПЛ. Флоренский). «Всеединство» и «соборность». Проблема веры и разума. Философия русскою космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э Циолковский, В.И. Вернадский. Естественнонаучный материализм К.А. Тимирязева. Философия истории II. Даниловского. Философский персонализм ИЛ Бердяева. Интуитивизм И.О. Лосского. Политическая философия И.А. Ильина.    
7. Раздел 9. Современная западная философия Тестирование
  Тема 9.2. Иррационализм. Философии жизни. Семинарское занятие №9. Борьба разума и иррационализма. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра. Пессимизм Шопенгауэра. Философия Ф. Ницше. Учение Ницше о сверхчеловеке.    
  Тема 9.6. Постпозитивизм. Критический рационализм. Семинарское занятие .VilO. Критический рационализм К. Поппера. Проблема демаркации. Принцип фальсификации Социальная философия Поппера. Учение Поппера о трех мирах. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методология эпистемологического анархизма П. Фсйерабенда. Концепция «неявного знания» М. Полани.    
8. Раздел 10. Онтологические проблемы современной философии Устные ответы
  Тема 10.1. Отологии как учение о бытии. Семинарское занятие Л?! 1. Онтология как учение о бытии. Картины мира: мифологические, религиозные, научные, философские. Проблема бытия в истории философской мысли. Философское понимание бытия. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции и субстанциональность бытия.    
  Тема 10.2. Фундаментальные свойства и диалектика бытия Сущность бытия. Исходные формы бытия: природное, общественное, духовное. Формирование научно-философского понятия материи. Материя как объективная реальность. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Движение как фундаментальное свойство бытия. Движение и развигие. Модели развития. Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и развитие. Индетерминизм. Системность бытия. Пространственно-временные уровни бытия. Фундаментальные онтологические принципы. принципы. Единство материи, пространства и времени в свете современной философии и науки.      
Раздел 11. Гносеологические проблемы современной философии   Устные ответы  
  Тема 11.1. Особенности процесса познания. Проблема познаваемости мира, Познание как культурно-исторический феномен. Познание и знания. Многообразие форм познания. Вненаучные формы познания. Основные принципы теории познания. Основной вопрос философии и проблема познаваемости мира.    
  Тема 11.2. Особенности процесса познания. Проблема познаваемости мира. Человек как субъекг познания. Объекты материальные и идеальные. Понятие практики и ее формы. Единство чувственной и рациональной сторон в познании Категории как результат и средство осмысления действительности. Этапы познания и уровни знания. Чувственноеи рациональное в познании. Мышление, язык и действительности. Основные формы рационального познания.      
Раздел 12. Современные философско-аитропологические проблемы Раздел 13. Современные социально-философские проблемы   Контрольная работа
  Тема 12.1. Проблема человека в истории философии Семинарское занятие №13. Проблема человека в истории философской мысли. Человек как объект философского и научного познания.      
  Тема 13. 1 Общество как предмет философского анализа Биосоциальная природа человека. Человек, индивид, личность. Телесность как феномен культуры. Проблема обшества в истории философской и социальной мысли. Классические концепции общества (религиозная, натуралистическая, социально-психологическая, историко-материалистическая). Современное понятие человеческого общества. Социальная реальность как форма объективной реальности. Общество как высший социальный тип целостной системы, как совместная жизнедеятельность людей. Субъекг. его потребности, интересы, деятельность и общественные отношения. Его основные сферы и функции.    
  Раздел 14. Культура и ценности современного общества Раздел 15. Глобальпые проблемы современности и их философское осмысление Устные ответы
  Тема 14.1. Ценности, их природа и принципы классификации Семинарское занятие №14. Эволюция ценностей в различных культурах. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и истина. Ценность и целеполагание.    
  Тема 15.2 Философское осмысление будущего человечества в контексте глобальных проблем. Семинарское занятие №15. Сценарии будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы. Концепция безопасного и устойчивого развигия мирового сообщества и России. Космические перспективы развития человечества.    
Итого

Таблица 5

4.4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.

№ п/п № раздела и темы Переченьрассматриваемых вопросов длясамостоятельного изучения Кол-во часов
Раздел 2.
  Тема 2.2 Основные черты древнеиндийской философии: космизм, альтруизм,экологизм. Веды и основные философские школы: ортодоксальные (веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья, йога) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).    
  Тема 2.3. Древнекитайская философия и ее основные школы: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Исходные понятия древнекитайской философии и ее характерные черты: натурализм, традиционализм, ориентация на авторитет и соииачыю-нравственный характер. Религиозно-философская мысль Древнего Востока и современность.  
3. Тема 2.6. Древнеримская философия и ее основные черты. Римский стоицизм. Философия Цицерона. Лукреция Кара, Боэция. Античная философия и ее место в историко-культурном развитии человечества.  
Раздел 5
4. Тема 5.3. Ранний атеистический материализм и утопический коммунизм Ж. Мелье. Деистический материализм и социально-политические учения: Монтескье, Вольтер, Руссо. Кондильяк Великие французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.  
Раздел 6
5. Тема 6.2. Фихте о принципе и системе философии. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте. Социально-политические взгляды Фихте.  
6. Тема 6.3. Философский путь Шеллинга от натурфилософии к трансцендентальному идеализму и философии откровения. Философия искусства Шеллинга.  
7. Тема 6.5. Особенности материализма Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.  
Разделе
8. Тема 8.2. Западничество и славянофильство в России, исторические формы и представления. Русская материалистическая философия XIX в.(А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) Русский консерватизм: философские идеи Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова и К. Леонтьева. Художественная форма философской мысли (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).  
Раздел 9
9.     Тема 9.1 Культурно-исторические предпосылки развития американской философии. Философская концепция Д. Пирса. Радикальный эмпиризм У. Джеймса. Инструментализм Дж. Дыои.  
Тема 9.3. Христианский предэкзистенциализм С. Къеркегора. Атеистический экзистенциализм. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм Ж.П. Сартра. Абсурд и проблема свободы в философии А. Камю. Религиозный экзистенциализм К. Ясперса и Г. Марселя.  
Тема 9 5. Первый позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер. Дж.Ст. Милль. Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм).  
  Раздел 11  
Тема 11.3. Классическое и неклассическое понимание истины. Истина и заблуждение. Знание и вера. Творчество и интуиция. Скептицизм и агностицизм. Истина, оценка и ценности. Критерии истины. Роль практики в достижении истины. Особенности социального. гуманитарного и технического познания. Рациональное в человеческой деятельности.  
Тема 12.2.   Проблема сознания в истории философии. Специфика философского рассмотрения проблемы сознания. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Психическая и социальная формы отражения. Сознание -высшая форма отражения действительности. Природные предпосылки возникновения сущности сознания Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Понятие сознания. Бессознательное как психологический феномен. Структура и формы сознания. Соотношение психики и сознания. Проблема соотношения идеального и материальною Самосознание и сто формы. Мышление человека и проблемы его компьютеризации. Индивидуальная и общественная форма сознания. Роль сознания и самосознания в общении людей и формировании личности.  
ВСЕГО

Реферат

Целью написания реферата является закрепление теоретических знаний и практических навыков самостоятельного решения задач, развития творческих способностей, умение пользоваться справочной и нормативной литературой.

Тема реферата связана с применением знаний, полученных при изучении дисциплины «Философия» для конкретной предметной области.

Тема реферата может быть предложена студентом в зависимости от его интересов по согласованию с преподавателем. Рефераты оформляются в письменном виде и докладываются студентом в согласованные с преподавателем сроки.

Наши рекомендации