Тема 12.2. Проблема сознания в философии
Проблема сознания в истории философии. Специфика философского рассмотрения проблемы сознания. Генезис сознания.
Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Психическая и социальная формы отражения. Сознание - высшая форма отражения действительности. Природные предпосылки возникновения сущности сознания. Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Понятие сознания. Бессознательное как психологический феномен. Структура и формы сознания. Соотношение психики и сознания. Проблема соотношения идеального и материального.
Самосознание и его формы. Мышление человека и проблемы его компьютеризации. Индивидуальная и общественная форма сознания. Роль сознания и самосознания в общении людей и формировании личности.
Раздел 13. Современные социально-философские проблемы. Тема 13.1. Общество как предмет философского анализа.
Проблема общества в истории философской и социальной мысли. Классические концепции общества (религиозная, натуралистическая, социально-психологическая, историко-материалистическая). Современное понятие человеческого общества.
Социальная реальность как форма объективной реальности. Общество как высший социальный тип целостной системы, как совместная жизнедеятельность людей. Субъект, его потребности, интересы, деятельность и общественные отношения. Его основные сферы и функции.
Тема 13.2. Структура общества.
Системообразующие компоненты общества. Основные сферы общества. Основные функции человеческого общества. Пространство и время как форма социального бытия. Специфика социального пространства и времени.
Общество как развивающаяся система. Материальное и идеальное в обществе. Общественные законы, их классификация и механизмы действия.
Тема 13.3. Общественное сознание.
Общественное сознание и его структура. Основные формы общественного сознания и их роль в развитии общества.
Духовная жизнь российского общества в конце XX в, духовные ценности россиян.
Раздел 14. Культура и ценности современного обшества.
Тема 14.1. Ценности, их природа и принципы классификации.
Эволюция ценностей в различных культурах. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и истина. Ценность и целеполагание.
Мораль и нравственность. Моральные и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей. Этические и эстетические ценности. Природа эстетического. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала.
Тема 14.2. Религиозные ценности. Религиозные ценности. Динамика форм религиозности. Свобода совести. Меконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Раздел 15. Глобальные проблемы современности и их философское осмысление.
Тема 15.1. Глобальные проблемы, их сущность и классификация.
Человечество перед лицом глобальных проблем. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. Глобалистика как новая область знания. Особенности философского осмысления глобальных проблем.
Становление глобальных проблем и их сущность особенности. Особенности разрешения глобальных проблем. Понятие глобальных проблем и их классификация. Глобальные проблемы и прогресс человечества. Экологизированное производство и экологическое сознание.
Экологический кризис и нравственные императивы экоразвития. Общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального мышления. Роль римского клуба, «Зеленого движения» в предотвращении глобольной экологической катастрофы. Ответственность людей за сознания культуры, жизни, природы. Глобальные модели развития человечества.
Тема 15.2. Философское осмысление будущего человечества в контексте глобальных проблем.
Сценарии будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы Концепция безопасного и устойчивого развития мирового сообщества и России. Космические перспективы развития человечества.
4.3. Семинарские занятия
Таблица 4
п/п | № раздела | № и название семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
1. | Раздел 1. Философия и ее роль в жизни общества н человека | Устные ответы | ||
Тема 1.1. Философия, ее смысл и предназначение | Семинарское занятие № 1. Мировоззрение и его виды. Философское мировоззрение и его особенности. Основной вопрос философии. | |||
2. | Раздел 2. Философия Древнего мира | Тестирование | ||
Тема 2.5. Классический период древнегреческой философии | Семинарское занятие N 2. Философское учение Платона и Аристотеля. | |||
3. | Раздел 3. Философия средневековья Раздел 4. Философия эпохи Возрождения | Тестирование | ||
Тема 3.2. Средневековая схоластика. Борьба номинализма и реализма | Семинарское занятие № 3. Соотношение веры и знания н средневековой философии. Борьба номинализма и реализма. | |||
Тема 4.1. Философия итальянского гуманизма. | Возрождение античного культурного наследия. Антропоцентризм. Франческо Петрарка. | |||
4. | Раздел 5. Западноевропейская философия XV11-XVIII вв | Тестирование | 4. | |
Тема 5.2. Борьба эмпиризма и рационализма в философии Нового времени. | Семинарское занятие №4. Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод. Рационалистическая философия Р. Декарта. Cogito ergo sum. Философия Беркли и Юма. | |||
5. | Раздел 6. Немецкая классическая философия | Контрольная работа | 4. | |
Тема 6.1. Критическая философия И. Канта. | Семинарское занятие №5. Особенности философии «докритического» Канта. Теория познания Канта. Моральная философия Ката. Эстетика Канта. | |||
Тема 6.4. Система объективного идеализма Г.В. Гегеля. | Семинарское занятие „Vs6. «Феноменология духа» Гегеля. Учение Гегеля о субъекгивном, объективном и абсолютном духе. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Система и метод Гегеля. Диалекгическое учение Гегеля. Философия истории Гегеля. | |||
6. | Раздел 7. Марксистско-ленинская философия Раздел 8. Русская философия | Устные ответы | ||
Тема 7.2. Сущность материалистического понимания истории. | Семинарское занятие №7. Материалистическое понимание истории в философии марксизма. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание. | |||
Темя 8.3. Русская философия XIX-XX. Философия русского послеокгябрьског о зарубежья. | Семинарское занятие №8. Философия всеединства (B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой. Е.Н. Трубецкой. ПЛ. Флоренский). «Всеединство» и «соборность». Проблема веры и разума. Философия русскою космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э Циолковский, В.И. Вернадский. Естественнонаучный материализм К.А. Тимирязева. Философия истории II. Даниловского. Философский персонализм ИЛ Бердяева. Интуитивизм И.О. Лосского. Политическая философия И.А. Ильина. | |||
7. | Раздел 9. Современная западная философия | Тестирование | ||
Тема 9.2. Иррационализм. Философии жизни. | Семинарское занятие №9. Борьба разума и иррационализма. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра. Пессимизм Шопенгауэра. Философия Ф. Ницше. Учение Ницше о сверхчеловеке. | |||
Тема 9.6. Постпозитивизм. Критический рационализм. | Семинарское занятие .VilO. Критический рационализм К. Поппера. Проблема демаркации. Принцип фальсификации Социальная философия Поппера. Учение Поппера о трех мирах. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методология эпистемологического анархизма П. Фсйерабенда. Концепция «неявного знания» М. Полани. | |||
8. | Раздел 10. Онтологические проблемы современной философии | Устные ответы | ||
Тема 10.1. Отологии как учение о бытии. | Семинарское занятие Л?! 1. Онтология как учение о бытии. Картины мира: мифологические, религиозные, научные, философские. Проблема бытия в истории философской мысли. Философское понимание бытия. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции и субстанциональность бытия. | |||
Тема 10.2. Фундаментальные свойства и диалектика бытия | Сущность бытия. Исходные формы бытия: природное, общественное, духовное. Формирование научно-философского понятия материи. Материя как объективная реальность. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Движение как фундаментальное свойство бытия. Движение и развигие. Модели развития. Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и развитие. Индетерминизм. Системность бытия. Пространственно-временные уровни бытия. Фундаментальные онтологические принципы. принципы. Единство материи, пространства и времени в свете современной философии и науки. | |||
Раздел 11. Гносеологические проблемы современной философии | Устные ответы | |||
Тема 11.1. Особенности процесса познания. Проблема познаваемости мира, | Познание как культурно-исторический феномен. Познание и знания. Многообразие форм познания. Вненаучные формы познания. Основные принципы теории познания. Основной вопрос философии и проблема познаваемости мира. | |||
Тема 11.2. Особенности процесса познания. Проблема познаваемости мира. | Человек как субъекг познания. Объекты материальные и идеальные. Понятие практики и ее формы. Единство чувственной и рациональной сторон в познании Категории как результат и средство осмысления действительности. Этапы познания и уровни знания. Чувственноеи рациональное в познании. Мышление, язык и действительности. Основные формы рационального познания. | |||
Раздел 12. Современные философско-аитропологические проблемы Раздел 13. Современные социально-философские проблемы | Контрольная работа | |||
Тема 12.1. Проблема человека в истории философии | Семинарское занятие №13. Проблема человека в истории философской мысли. Человек как объект философского и научного познания. | |||
Тема 13. 1 Общество как предмет философского анализа | Биосоциальная природа человека. Человек, индивид, личность. Телесность как феномен культуры. Проблема обшества в истории философской и социальной мысли. Классические концепции общества (религиозная, натуралистическая, социально-психологическая, историко-материалистическая). Современное понятие человеческого общества. Социальная реальность как форма объективной реальности. Общество как высший социальный тип целостной системы, как совместная жизнедеятельность людей. Субъекг. его потребности, интересы, деятельность и общественные отношения. Его основные сферы и функции. | |||
Раздел 14. Культура и ценности современного общества Раздел 15. Глобальпые проблемы современности и их философское осмысление | Устные ответы | |||
Тема 14.1. Ценности, их природа и принципы классификации | Семинарское занятие №14. Эволюция ценностей в различных культурах. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и истина. Ценность и целеполагание. | |||
Тема 15.2 Философское осмысление будущего человечества в контексте глобальных проблем. | Семинарское занятие №15. Сценарии будущего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы. Концепция безопасного и устойчивого развигия мирового сообщества и России. Космические перспективы развития человечества. | |||
Итого |
Таблица 5
4.4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.
№ п/п | № раздела и темы | Переченьрассматриваемых вопросов длясамостоятельного изучения | Кол-во часов |
Раздел 2. | |||
Тема 2.2 | Основные черты древнеиндийской философии: космизм, альтруизм,экологизм. Веды и основные философские школы: ортодоксальные (веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья, йога) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята). | ||
Тема 2.3. | Древнекитайская философия и ее основные школы: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Исходные понятия древнекитайской философии и ее характерные черты: натурализм, традиционализм, ориентация на авторитет и соииачыю-нравственный характер. Религиозно-философская мысль Древнего Востока и современность. | ||
3. | Тема 2.6. | Древнеримская философия и ее основные черты. Римский стоицизм. Философия Цицерона. Лукреция Кара, Боэция. Античная философия и ее место в историко-культурном развитии человечества. | |
Раздел 5 | |||
4. | Тема 5.3. | Ранний атеистический материализм и утопический коммунизм Ж. Мелье. Деистический материализм и социально-политические учения: Монтескье, Вольтер, Руссо. Кондильяк Великие французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. | |
Раздел 6 | |||
5. | Тема 6.2. | Фихте о принципе и системе философии. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте. Социально-политические взгляды Фихте. | |
6. | Тема 6.3. | Философский путь Шеллинга от натурфилософии к трансцендентальному идеализму и философии откровения. Философия искусства Шеллинга. | |
7. | Тема 6.5. | Особенности материализма Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. | |
Разделе | |||
8. | Тема 8.2. | Западничество и славянофильство в России, исторические формы и представления. Русская материалистическая философия XIX в.(А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) Русский консерватизм: философские идеи Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова и К. Леонтьева. Художественная форма философской мысли (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). | |
Раздел 9 | |||
9. | Тема 9.1 | Культурно-исторические предпосылки развития американской философии. Философская концепция Д. Пирса. Радикальный эмпиризм У. Джеймса. Инструментализм Дж. Дыои. | |
Тема 9.3. | Христианский предэкзистенциализм С. Къеркегора. Атеистический экзистенциализм. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм Ж.П. Сартра. Абсурд и проблема свободы в философии А. Камю. Религиозный экзистенциализм К. Ясперса и Г. Марселя. | ||
Тема 9 5. | Первый позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер. Дж.Ст. Милль. Второй позитивизм (махизм, эмпириокритицизм). | ||
Раздел 11 | |||
Тема 11.3. | Классическое и неклассическое понимание истины. Истина и заблуждение. Знание и вера. Творчество и интуиция. Скептицизм и агностицизм. Истина, оценка и ценности. Критерии истины. Роль практики в достижении истины. Особенности социального. гуманитарного и технического познания. Рациональное в человеческой деятельности. | ||
Тема 12.2. | Проблема сознания в истории философии. Специфика философского рассмотрения проблемы сознания. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Психическая и социальная формы отражения. Сознание -высшая форма отражения действительности. Природные предпосылки возникновения сущности сознания Сознание и мозг. Социальная природа сознания. Понятие сознания. Бессознательное как психологический феномен. Структура и формы сознания. Соотношение психики и сознания. Проблема соотношения идеального и материальною Самосознание и сто формы. Мышление человека и проблемы его компьютеризации. Индивидуальная и общественная форма сознания. Роль сознания и самосознания в общении людей и формировании личности. | ||
ВСЕГО |
Реферат
Целью написания реферата является закрепление теоретических знаний и практических навыков самостоятельного решения задач, развития творческих способностей, умение пользоваться справочной и нормативной литературой.
Тема реферата связана с применением знаний, полученных при изучении дисциплины «Философия» для конкретной предметной области.
Тема реферата может быть предложена студентом в зависимости от его интересов по согласованию с преподавателем. Рефераты оформляются в письменном виде и докладываются студентом в согласованные с преподавателем сроки.