Диалектика материализма
В основу ДМ была положена диал-ка Гегеля на материал принципах. Осн полож-я ДМ:
· Осн вопрос ф реш-ся в пользу бытия (материализма), т.е бытие опред-т сознание
· Созн-е опред не как самост сущность, а как св-во
· Материя отражает саму себя, материя нах-ся в пост движ-ии и разв-ии
· Бога нет, он явл–ся идеальным образом ч-ой фантазии, для объяснения явл-й непонятных ч-ву и дает ч-ву утешение и надежду. Бог не оказывает никакого влияния на окр-ю действ-ть.
· Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего сущ-ия.
· Важным фак-ром развития явл-ся практик, как преобр-е ч-м окр-й действ-ти, а также преобр-е ч самого себя
· Развитие происходит по з-нам диал-ки (единства и борьбы противолречия, перехода кол-ва в кач-во, ортиц-я отриц-ия)
· Выделяют идеальное дв-е материи в виде идеальных процессов (дух деят-ть, дух культура, мышление ч), а также новые формы дв-я геологич и космологич дв-ия материи
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. По Гегелю, субъективной логике (уч о чел мышл) должна предш логика объективная — учение о диалектическом саморазв Абс идеи (мирового Духа, Бога). Философия духа— это и есть фил культуры. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
Мир разв, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсо идеи — от абстрактного бытия до сотвор ею высших субъективных форм (самая соверш из них —фил). У такого разв есть не только исходный, но и кон пункт — осознан идеей самой себя. Его философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль. Но самое ценное философское достижение Гегеля —- диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.
Осн. закон его фил-и: закон противоречий. Оперирует 4 категориями:тождества, различия, противопол-ть, противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость, при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии.
Закон единства и б-бы против-тей. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот. порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом. кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и фил-ии. Через фил-ию чел-к сп-н постичь абс дух.
3 стадии духа: - субъективный (самопозн-е, разум отд ч-ка) - объективный (сознание об-ва) - абсол (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.