Введение в историю философии
Для аспирантов
I. Двойной смысл термина “история философии” — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии.
II. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.
III. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.
IV. Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.
V. Философия в России: специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации.
1. Античная философия
I. Античная философия как исторически первая форма европейской мысли, ее рождение на фундаменте цивилизации и культуры. Периодизация античной философии и источники ее изучения.
II. Ранняя греческая философия. Философия и философы в системе древнегреческой культуры. Философия и мифология. Первые греческие мудрецы. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. “Милетская школа”: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости. Пифагор и пифагорейцы. “Элейская школа”: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Эмпедокл. Левкипп и Демокрит, учение об атомах и пустоте.
III. Философия в Афинах V в. до н. э.: Анаксагор из Клазомен. Ум (нус) как причина оформления мира и всех вещей. Софисты и софистика. Сократ, его жизнь и мученическая смерть, устное учение.
IV. Платон: жизнь и сочинения. Переосмысление Платоном предшествующей философской традиции и создание самостоятельного философского учения. Умопостигаемый мир вечных “идей” как мир подлинного Бытия. Иерархия идей. Идея Блага. Мир изменчивых вещей. Учение Платона о душе и ее бессмертии. Знание как «припоминание» идей. Структура души. Учение Платона об обществе, государстве, законах. Этическая концепция.
V. Аристотель: жизнь и сочинения. Учение о познании, логика. Учение о категориях. Наука о природе у Аристотеля. Первая философия Аристотеля (“Метафизика”). Противостояние и связь формы и материи. Понятие “энтелехии”. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.
VI. Философия поздней античности.
1. Стоицизм Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Панеций, Посидоний) и внесение изменений в доктрину стоиков. Римский стоицизм. Сенека и развитие этики стоицизма. 2. Эпикуреизм. Физика и этика в чтении Эпикура. 3. Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Этика скептицизма. 4. Неоплатонизм. Плотин и его школа. Учение о душе (психология), уме (ноология) и едином (генология) Плотина. Развитие неоплатонической системы в Афинской и Александрийской школах неоплатонизма. Комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.
2. Средневековая философия
I. Социально-исторический контекст формирования средневековой философии.
II. Патристическая философия.
III. Схоластическая философия:
IV. Раннее средневековье. 1. Иоанн Скот (Эриугена). Схоластика ХП века. 2. Зрелая схоластика. Сочинения Фомы Аквинского. 3. Августинизм и его роль в развитии схоластики.
V. Поздняя схоластика.
3. Философия древнего и средневекового Востока.
I. Китайская философия: Конфуцианство. Даосизм. Буддизм. Многовековое влияние конфуцианства. Неоконфуцианство XI в.
II. Древняя и средневековая индийская философия.
1. Пред-философские элементы памятников дофилософского периода – гимны Ригведы, диалоги Упанишад. 2. Основные школы-направления индийской мысли (Санкхья. Йога. Вайшешика. Веданта. Джайнизм. Буддизм).
III. Арабо-мусульманская философия
1. Основные проблемы и понятия арабо-мусульманской мысли. 2. “Калам”: философские аспекты. Исмаилизм, арабский аристотелизм – фальсафа. Ишракизм (философия озарения), суфизм. 3. Выдающиеся мыслители арабо-мусульманской философии: Ибн Сина (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Ибн Араби.
Философия эпохи Возрождения
I. Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой этой эпохи. Микель Анжело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.
II. Гуманизм Данте.
III. Научные трактаты и философские идеи Николая Кузанского.
IV. Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).
V. Социально-философские идеи и концепции эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.
VI. Христианские гуманисты. Эразм Роттердамский. Томас Мор.
VII. “Опыты” М. Монтеня как форма возрожденческого скептицизма.
5. Русская культура и философия Х-ХVII вв.
I. Допетровский этап в развитии отечественной мысли. Отношение к античной философии. Образ Софии Премудрости Божией.
II. Философия Киевской Руси.
III. Русская культура и философия в XVII в.
6. Философия Нового времени
I. Философия природы и науки Нового времени. Математика, физика и метафизика в картезианстве. Механицизм и его философское обоснование.
II. Учение о человеке в философии Нового времени. Природное в человеке и человеческая “природа” (сущность).
III. Исследование проблем познания и метода. Рационализм и его борьба с эмпиризмом.
6.1. Великие философы XVII-XVIII вв.
I. Фрэнсис Бэкон:
1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о Природе и поиски всеобъемлющей “естественной” философии. 3. Идея Бэкона о “великом восстановлении наук”. 4. Учение об “идолах” (призраках) Разума. 5. Учение Бэкона о познании и методе. Учение Бэкона об индукции. 6. Социально-философские и этические идеи Бэкона.
II. Рене Декарт:
1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение о предмете, функциях и задачах философии. 3. Методическое сомнение Декарта. Картезианская концепция мышления. Психофизическая проблема в философии Декарта. 4. Декарт-ученый. Картезианская научная картина мира.
III. Бенедикт Спиноза:
1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Учение Спинозы о природе и субстанции. 3. Учение о человеке. 4. Учение о познании и методе. 5. Социально-философские и политические идеи Спинозы.
IV. Томас Гоббс:
1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Философское и политическое учение Гоббса. 3. Структура, предмет и цели философии. Утилитаристская концепция познания: “знание есть только путь к силе”. 4. Первая философия как учение о пространстве и времени, о теле и его свойствах, о причине, количестве, действительности и возможности. Познание как вычисление. 5. Учение Гоббса о человеческой природе. Социальная философия Гоббса.
V. Джон Локк:
1. Жизненный путь и сочинения. 2. Учение Локка о природе; картина мира. 3. Человек и его сущность. 4. Учение Локка о познании. «Идеи» как элементы мира; “простые” и “сложные” идеи. 5. Социально-философские и политические взгляды Локка. Обоснование либерализма в социальном учении Локка.
VI. Готфрид Вильгельм Лейбниц:
1. Жизненный путь и основные сочинения. 2. Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница. 3. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. 4. Субстанция как монада. 5. Учение Лейбница о познании и знании. Критика эмпиризма Локка и новое обоснование рационализма.
VII. Дэвид Юм:
1. Жизненный путь и сочинения Юма. 2. Центральное положение науки о человеке в системе человеческого знания. 3. Критика понятия причинности у Юма. Вера и привычка. 4. Социально-философские идеи Юма. 5. Учение Юма о религии и церкви.
6.2. Философия французского Просвещения.
I. Онтологические, гносеологические, антропологические аспекты философии Просвещения.
II. П. Гольбах и его “Система природы”.
III. Гельвеций как автор книг “Об уме” и “О человеке”.
IV. Вольтер против теодицеи и провиденциализма.
V. Ж.Ж. Руссо о естественном и цивилизованном состоянии. “Энциклопедия” и ее роль в формировании нового субъекта и распространение просветительских идей.
6.3. Немецкая классическая философия
I. Немецкая классическая философия в контексте социально-культурной ситуации в Европе и Германии 2-й пол. XVIII в. и 1-й пол. XIX в. Философия и другие науки. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма.
II. Иммануил Кант:
1. «Докритический» период. Работы Канта по философии естествознания, проблемам метафизики, логики, эстетики. 2. «Критический» период творчества Канта: 2.1. “Критика чистого разума” — новый этап европейского философствования. Понятие “a priori” и его толкование у Канта. Трансцендентальная эстетика, или учение о чувственности; пространство и время как чистые формы созерцания. Трансцендентальная аналитика. О дедукции чистых рассудочных понятий; рассудок — спонтанность познания; рассудок — способность мыслить, “познание через понятия”. Трансцендентальная диалектика как учение о разуме; антитетика чистого разума; идеал чистого разума). 2.2. “Критика практического разума”. Деление на субъективные максимы и объективные практические законы, гипотетические и категорические императивы; проблема счастья и низшей способности желания; понятие свободной воли в контексте «Критики чистого разума»; понятие долга и автономии воли; о мотивах чистого практического разума; различение легальных и (истинно) моральных поступков; «долг» как важнейшая категория кантовской этики. 2.3. “Критика способности суждения” и формирование субъекта эстетического вкуса; понятие природы (по законодательству рассудка) и понятие свободы (по законодательству разума); способность суждения как “среднее звено” между рассудком и разумом; целесообразность природы как априорное понятие рефлектирующей способности суждения; аналитика прекрасного; суждение вкуса как эстетическое суждение; аналитика возвышенного; культура как умение разумного существа ставить любые цели вообще).
III. И.Г. Фихте: Жизнь и сочинения. Наукоучение как основание системы Фихте. Фихте о необходимости и возможности вывести из Я, как основоположения, мир природы, духа, общества, культуры. Диалектика Я в философии Фихте. Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности.
IV. Ф.В.Й. Шеллинг:
Жизнь и сочинения. Натурфилософия Шеллинга и Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Поворот Шеллинга к метафизике абсолюта. Философия позднего Шеллинга. Лекционный курс "Позитивная философия" (1832-1833). Философия откровения позднего Шеллинга. Лекции Шеллинга 1841-1842 годов. Влияние философии Шеллинга на развитие философии. Русские шеллингианцы.
V. Г.В.Ф. Гегель:
V.I. Этапы творческого развития и сочинения Гегеля:
1. Штутгартский период (1770-1788). Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796). Французская революция и ее воздействие на молодого Гегеля. Влияние философии Канта и французских просветителей. "Теологические сочинения" Гегеля. Идеал свободы. Поиски "религии сердца".
2. Йенский период (1801-1807). Критические исследования современной Гегелю философии; попытки создания собственой философской системы и поиски ее оснований; "Система нравственности" (1803) и "Йенская реальная философия" (1805-1806); "Феноменология духа" – выдающееся произведение йенского периода (1807).
3. Бамбергский период (1807-1808). Гегель – директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816). Гегель – профессор в Гейдельберге (1816-1818).
4. Берлинский период (1818-1831).
V.II. Система и основные принципы философии Гегеля:
1. Наука логики как фундамент философской системы. 2. "Реальная философия" как единство философии природы и философии духа. 3. Основные принципы философии Гегеля: абсолютный идеализм логицистского типа; системность; научность как особая научность философии; историзм, диалектика, теологический характер. Диалектика как "принцип всякого движения, всякой жизни и всякой действительности" и диалектика понятий.
4. Социальная философия Гегеля как "философия права". Идеалы гражданского общества и правового государства.
VI. Л. Фейербах:
Творческий путь Л. Фейербаха. Путь Фейербаха от гегельянства к критике гегелевского идеализма. Обоснование философского антропологизма. Гуманизм и антропологический принцип Л. Фейербаха. Человек и Бог. Человек и природа. Бытие и человеческая чувственность. Этика любви. «Я» и «Ты» в философии Фейербаха. Критика религии.
VII. К. Маркс:
1. Жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883). Влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха; преодоление этого влияния и выработка самостоятельной философской позиции ("Тезисы о Фейербахе"). Проблема человека и его сущности, проблема отчуждения сущности человека. 2. Идеологические позиции Маркса и его социальная философия. "Капитал" и философские аспекты этого произведения. Концепция общественных отношений. Формационный подход к философии истории. 3. Концепция труда, производства, собственности К. Маркса.
7. Русская философия
7.1. Философия XVIII-XIX вв.
I. Философия в России в эпоху Просвещения.
II. М.В. Ломоносов – ученый, философ, литератор. Единство научных и философских идей.
III. А.Н. Радищев. Освоение идей французских и немецких просветителей. Трактат "О человеке, его смертности и бессмертии". 3. Славянофильство и западничество: И.В. Киреевский и критика отвлеченного знания; А.С. Хомяков и критика материализма;), путешествия на Запад и знакомство с Шеллингом; "Философические письма" П.Я. Чаадаева
IV. В.С. Соловьев — выдающийся философ России. Жизненный путь и сочинения. "Критика отвлеченных начал" и обоснование "цельного знания" . Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева. "Оправдание добра" как главное сочинение и основная проблема философии позднего Соловьева. Влияние В.Соловьева на русскую философию и культуру.
7.2. Выдающиеся философы России XX века
I. Павел Новгородцев: 1. Основные сочинения. 2. Новгородцев – создатель русской школы философии права. 3. Критика марксизма. 4. Проблема демократии и правового государства. Критика издержек демократии. Сознание народа и демократия.
II. Николай Бердяев: 1. Жизнь и сочинения Бердяева. 2. Критика Бердяевым западной философии за гносеологизм, за противопоставление бытия и мышления, веры и знания. Философия как антроподицея, как "оправдание человека". 3. Поздние произведения Бердяева: этика творчества и экзистенциальная диалектика.
III. Иван Ильин: 1. Жизнь, сочинения и основные идеи. 2. Исследование и интерпретация философии Гегеля (двухтомное исследование И. Ильина). 3. И. Ильин о России и российской культуре. 4. "Путь духовного обновления".
IV. Лев Шестов. 1. Жизнь и сочинения Л. Шестова. 2. Специфика философского творчества Л. Шестова. Борьба против культа разума. Новый тип философствования о человеке. 3. "Философия трагедии" Л. Шестова. Л. Шестов о Шекспире и Достоевском. 4. В контексте экзистенциального философствования: Шестов о Кьеркегоре.
V. Павел Флоренский: 1. Жизнь и сочинения П. Флоренского. Вклад в развитие естествознания и философии. 2. Трагедия жизни и творчества Флоренского после Октября 1917 года. Мученическая смерть в 1937 году. 3. Философская проблематика в книге "Столп и утверждение истины". 4. Учение о Софии.
VI. Семен Франк:
1. Жизнь и сочинения. 2. Основные принципы и идеи философии С. Франка: действительность, реальность, идеальное бытие, бытие и жизнь, "живое знание". 3. Трилогия Франка: "Предмет знания" (1915); "Душа человека" (1917); "Духовные основы общества" (1930).
VII. Николай Лосский:
1. Жизнь и сочинения. 2. Философия интуитивизма Н. Лосского. Критика традиционных философских учений. 3. Новая онтология и учение о свободе. 4. Единое философское учение Лосского: гносеология интуитивизма; идеал-реализм как учение об идеальном бытии; обоснование принципа персонализма.
8. Западная философия XIX—XX вв.
I. Позитивистская философия:
1. “Первый позитивизм” (Сен-Симон; Конт; Милль; Спенсер). 2. "Второй позитивизм" – эмпириокритицизм. Концепции Р.Авенариуса и Э.Маха.
II. Неокантианство:
1. Марбургская школа неокантианства. Г.Коген: анализ трех кантовских «Критик». Этический софиализм Когена. П.Наторп, основные идеи. 2. Фрайбургская (Баденская) школа неокантианства. В.Виндельбанд и Г.Риккерт — основные философские идеи.
III. Неогегельянство.
1. Гегельянство в Англии и США (Дж. Д. Стерлинг; Ф. Брэдли; Дж. Ройс). 2. Неогегельянство в Германии. Обогащение корпуса сочинений Гегеля, их новые издания Г.Глокнером и Г.Лассоном. Р. Кронер как исследователь философии Канта и Гегеля. 3. Неогегельянство в Италии. Б. Кроче и Дж. Джентиле.
IV. Прагматизм.
1. Ч.С.Пирс: «принцип Пирса» и «методы закрепления веры». 2. У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и попытки обоснования религиозной веры. 3. Дж.Дьюи: бихевиористское толкование познания; прагматизм как инструментализм.
V. Философия жизни.
1. Отличительные особенности «философии жизни». 2. А.Шопенгауэр как предтеча «философии жизни». Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. 3. Ф.Ницше: жизнь и сочинения; учение о переоценке ценностей, понятие ressentiment (озлобленность, зависть); тезис о «смерти Бога»; учение о «вечном возвращении», принцип «воли к власти». 4. А.Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». Интеллект. Инстинкт. Интуиция. 5. В.Дильтей как основатель философской герменевтики. 6. Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.
VI. Феноменология.
1. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления. 2. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля. 3. Влияние феноменологии Гуссерля на развитие философии XX века.
VII. Психоанализ и его философское содержание.
1. З.Фрейд и рождение психоанализа. Концепция бессознательного психического. Сознание – предсознательное – бессознательное. "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики. 2. Неофрейдизм: К.Г. Юнг и учение о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма и К. Хорни.
VIII. Неотомизм.
1. Э. Жильсон и обновление учения Фомы Аквинского. 2. Ж.Маритен и неотомистское учение о бытии, о моральном и поэтическом опыте. 3. Неотомистские философские концепции мира, человека, Бога, их развитие во 2-й пол XX в.
IX. Экзистенциализм.
1. Провозвестники экзистенциализма: Л.Шестов, Н.Бердяев, М. Де Унамуно. Влияние творчества Ф.М.Достоевского. 2. Немецкий экзистенциализм: основные понятия философии К. Ясперса; Мартин Хайдеггер и его "Бытие и время" (1927). Работы 20-30-х гг. "Грехопадение" 1933 г. Поздние работы Хайдеггера. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера. 3. Французский экзистенциализм: Жан-Поль Сартр и его сочинения "Бытие и ничто" (1943), "Критика диалектического разума" (1960; 1985). Художественные и литературно-критические сочинения Сартра. Альбер Камю о проблеме существования и его абсурдности. "Миф о Сизифе" (1942). Тема "Бунтующего человека" (1951). Философское и литературное творчество Габриеля Марселя.
X. Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма.
1. "Венский кружок" (М. Шлик, Р. Карнап), борьба против «метафизики» и философских «псевдопроблем». 2. Аналитическая философия. Дж. Э. Мур и поворот к реализму. Б. Рассел как философ, логик, общественный деятель. Л.Витгенштейн: 1) понятия и проблемы «Логико-философского трактата»); 2) «Философские исследования» и новое учение о сущности языка. 3. Философия как логика науки у Р. Карнапа, Г. Райла, Дж. Остина. 4. Основные черты и понятия неопозитивизма К. Поппера и его "критический рационализм". Принцип фальсификации.
XI. Философские дискуссии последних десятилетий. 1. Современная “критика” разума и поиски новой модели рациональности. 2. М. Фуко и критика “логоцентризма”. 3. “Деконструктивизм” Ж. Деррида. 4. "Этика ответственности" Х. Йонаса. 5. Философия коммуникативного разума и "этика дискурса" (К.-О. Аппель, Ю. Хабермас). 6. "Теория справедливости" Дж. Роулса.
89.