Глава 1 основные принципы философии будущего
Будущая философия – это философия Ландшафта. В заимствовании этого концепта «ландшафт» у географии нет ничего удивительного – философия является «прародителем» всех форм современной науки. Все концепты современной науки большей частью сформированы в недрах античной философии, и «взаимообмен» концептами, понятиями и категориями между этими сферами знания естественен. Более того, учение о пяти «зонах» (т.е. ландшафтах), согласно свидетельству Страбона, было создано «ключевым» для античной и последующей философии философом – Парменидом из Элеи. Да и все древнее знание формировалось в основном из географических знаний – это знание о жизненно важных для человеческого бытия местах окружающей его ойкумены: местах ритуальных действий, местах стоянок, местах охоты и собирательства, физико-географических свойствах окружающей среды. В этом отношении философия Ландшафта, являясь философией будущего, одновременно является радикальным возвратом в синкретичным формам древнего знания. Более того, что важно подчеркнуть, философия Ландшафта ориентирована на науку, являясь новой формой позитивизма, возрождающего в определенной степени онтологический позитивизм XIX века, но, используя при этом не физикалистскую или эволюционистскую парадигмы научного знания, а геолого-географическую синергетическую парадигму, которая только сейчас начинает формироваться в качестве общенаучной парадигмы. Но, с другой стороны, философия Ландшафта не является когнитивистской философией, ей близок нонкогнитивизм; именно этот нонкогнитивизм наиболее ярко проявлен в геолого-географических науках, где удивительно органично сочетается строгий математизм и доходящий до поэтических метафор способ описания наблюдаемых явлений
КОНЕЦ ПРЕДФИЛОСОФИИ
БЫЛА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?
Мы живем, как говорят многие, не во время «конца философии», а во время рождения собственно Философии. Обычные же в наше время разговоры среди философов о «конце философии» свидетельствуют лишь об одном - об отсутствии понимания сути философии и задач, которые ставит перед философией современность. Только сейчас философия имеет возможность обрести только ей присущую и адекватную форму. Прежняя же философия была лишь предфилософией, была эпифеноменом тех или иных ментальных форм: религии, науки и искусства. И только сейчас философия обретает возможность обрести собственное лицо и суверенное место в ментальной карте современности.
Философия насчитывает уже более 25 веков в классической интерпретации её истории. Но встает вопрос, – а было ли это философией? На протяжении этих двадцати пяти веков все время встает вопрос о состоятельности этой сферы ментальной деятельности. В начале философия выступала как авангард ментальности, инициируя возникновение тех или иных областей человеческой мысли. В данном случае её можно считать наиболее адекватной формой для философии, которая наблюдалась в прошлом. Потому-то античная философия считается классическим образом для последующего философствования, и ландшафтная философия не исключение и берет ее в качестве паттерна. Но далее произошла утеря её лидирующего положения. Философия становится либо теологией, либо философией науки, или же в качестве альтернативы философии науки – философией искусства и т.п… И только сейчас наблюдается то, что философия, высвободившись как от влияния религии, науки и искусства, обретает свой предмет. И это обретение, как было подчеркнуто, есть возрождение традиции античного философствования, но в совершенно новой форме. Это также возрождение в новой нонкогнитивной форме традиции позитивизма XIX века, и философия Ландшафта есть наиболее адекватная форма философии в «позитивную стадию» развития человеческой культуры. И между этими традициями нет противоречия – верхом античного философствования была философия Аристотеля, Аристотель же был первым позитивистом, а последующий период дальнейшего расцвета античной философии – философия раннего эллинизма, всех своих проявлениях позитивистская по своей направленности, вплоть до её окончательного упадка в позднеэллинистический период времен господства в средиземноморской ойкумене Римской империи..
Мы наблюдаем сейчас насущную потребность увеличения роли философии в ментальности человеческой культуры, ибо религия – как центр организации ментальных форм прошлого, уже не может выполнять эту функцию в современности. К сожалению, философия пока не может справиться с такой серьезной задачей, которая перед ней ставится, причина состоит в том, что все философские школы, действие традиций которых мы наблюдаем и по сей день, сложились на базе той вспомогательной эпифеноменальной роли в ментальности, которая была свойственна прошлой философии, потому философы, следующие этим традициям элементарно не готовы принять на свои плечи те серьезные задачи, которых требует от философии современность, они «прячутся» от этих насущных задач в теплые кафедральные «норы», погружаются в стрессово-параноидальный схоластизм, занимаясь раскладыванием пасьянса из разных философских концепций.
Религия в разных формах длительный период занимала центральное положение в человеческой ментальности, подвергаясь сначала модернизации со стороны античной философии, а с XVII века уступая свои позиции разного рода философским метафизическим концепциям, которые представляют по своей сути секуляризованные формы религии. Но к концу XIX века окончательно стало ясно, что «Бог умер». М. Гюйо, а затем его соотечественник Э. Дюркгейм, следуя идеям «социолатрии» (культа Человечества) О. Конта, провозгласили, что социология есть и религия, и позитивная философия, ставя фактически социологию на место идеологии. Тем не менее, потребовался еще определенный период в XX веке, чтобы в ближайшем будущем будет осознано более широкое понимание того, что культурология (которая включает социологию как частный момент своих исследований) есть религия и философия современного человечества и эта культурология имеет своим ядром философию Ландшафта.
Философия Ландшафта есть позитивная религия, которая изучает проблемы человека, ищет пути стабильного существования человечества на Земле; она есть позитивная философия, которая старается вносить коррективы в процессы современной культуры, выявляет «перспективы человека», основываясь не на разного рода трансцендентных «откровениях» проповедников, не на разного рода умозрительных предположениях метафизиков, - а на позитивный анализ перипетий человеческой цивилизации, на устранение опасных напряжений, которые возникают в её теле.
Следование же каким-либо формам религии, о возрождении которых ратуют некоторые, (в исходном или секуляризованном метафизическом варианте) не только неэффективно, но в наш «ядерный век» может привести негативным последствиям, ибо, как говорят, если где-то раздаются религиозные проповеди, то готовься к войне или, в лучшем случае, к худшим временам. Взлеты исламского «фундаментализма» в малоразвитых арабских странах и последствия, которые он вызывает во всем мире; а также появление разного рода неорелигиозных тоталитарных сект, как нельзя свидетельствуют об этом. Прежняя же умозрительная метафизика, хотя на словах искала «Истину», на самом деле, это была наполовину либо формой идеологического обеспечения всяких человеческих мерзостей, либо приятной приправой к салонным беседам дворян XVIII в. «после десерта» (И. Тэн), либо кафедральным бредом окончательно «зарапортовавшихся» профессоров и академиков, а потому мало пригодна для принятия её к руководству к действию.
Скажу резче - стремление инициировать возрождение религиозного и метафизического сознания в её разных формах преступно. Религия, ориентированная на нерациональные формы сознания, и метафизика, основанная на произвольных умозрительных предпосылках, могут привести к ошибочным стратегиям жизни. Этого современное общество уже не может себе позволить, ибо для обеспечения стабильности и выживания оно нуждается во взвешенных решениях, основанных на реалиях «человеческой природы» и на проверенных опытом предпосылках, - в противном случае, «апокалипсис» человечества неизбежен