Тема 11. Познание как предмет философского анализа
Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания.Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания.
Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда.
Тема 12. Специфика научного познания.
Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки.
Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания.
Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.
Тема 13. Бытие и проблемы существования в философии (онтология).
Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия.
Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени.
Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.
Тема 14. Общество: основы философского анализа.
Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.
Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления.
Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.
I. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Тема 2. Онтология.
Тема 3. Наука. Метод. Истина.
Основная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.
3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.
Дополнительная литература:
1. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
7. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
4. http://school-collection.edu.ru/
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.(2 ч)
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы, структура, исторические типы.
2. Предмет и основные проблемы философии.
3. Социальная роль философии и философа.
4. Является ли философия наукой?
5. Место и роль философии в современной культуре.
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5. / www.desepetij.ho.ua/texts/berlin-philosophy.doc
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16./ www.guseinov.ru/publ/Utopia.html
3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. www.americapro.ru/uchebny-j-material/nikiforov-a-l-yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoj.html
4. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10. www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/5876
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002. www.lib.philosophical.ru/ilenkov/philosophyandculture.html
6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.