II. 2.3.2.2.2. Основное изложение
В этом разделе четыре части: 1) истинное состояние основы бытия, 2) почему существа ее не узнают, 3) неизменное присутствие основы бытия [даже] в состоянии заблуждения, 4) дополнительное [объяснение] места пребывания исконной мудрости и конца заблуждения [из-за воспринимаемых] объектов.
II. 2.3.2.2.2.1. Истинное состояние основы бытия
В этом разделе три части: 1) обоснование того, что шесть основ бытия, признаваемых неполными воззрениями, ошибочны, 2) обоснование того, что истинное состояние основы есть изначальная чистота, и 3) восемь способов проявления основы.
II. 2.3.2.2.2.1.1. Обоснование того, что шесть основ бытия, признаваемых неполными воззрениями, ошибочны
Шесть [утверждений] касательно истинного состояния исходной основы ошибочны.
Что такое истинное состояние исходной, изначальной основы бытия, предшествующее появлению будд благодаря ее постижению и появлению живых существ из-за ее не постижения? Отвечая на этот вопрос, традиция Великого Совершенства указывает на ошибочность шести утверждений касательно основы, опирающихся на воззрения людей, приверженных к философским системам: утверждения о том, что [основа] 1) спонтанна или 2) неопределенна, или 3) определенна, или 4) превращаема во что бы то ни было, или 5) что ее можно как бы то ни было ограничить, или 6) что она многообразна и многогранна.
Эти шесть представлений об основе ошибочны в том, что являются неполными ее описаниями. Обоснования их ошибочности таковы:
1) Утверждение, что [основа бытия] спонтанна, ошибочно потому, что, существуй в основе изначально и пороки и достоинства, их присутствие противоречило бы изначальной чистоте. Кроме того, такая основа составляла бы неподходящую опору для практики пути [к освобождению], а даже если бы практика и выполнялась, освобождение было бы неподходящей целью.
2) Утверждение, что [основа] неопределенна, ошибочно потому, что, будь основа неопределенна, она могла бы стать чем угодно по произвольному замыслу разума, а это привело бы к нелогичному вы воду о том, что можно питать заблуждения даже после обретения освобождения.
3) Утверждение, что [основа] определенна, ошибочно потому, что [будь это так] основа была бы неизменяемой, а это подразумевало бы невозможность очистить загрязнения неведения.
4) Утверждение, что [основа] может превратиться во что бы то ни было, ошибочно потому, что тогда основа не была бы постоянна, а потому плод (освобождения) мог бы снова превратиться в причину [круговорота бытия].
5) Утверждение, что [основу] можно как бы то ни было ограничить, ошибочно потому, что, если явления бесконечны, основа тоже должна быть бесконечна. [Будь это так] можно было бы говорить об основе или как о вечной, или как о конечной.
6) Утверждение, что [основа] многообразна, ошибочно потому, что такая основа была бы неподходящей опорой для подлинного освобождения, поскольку основа, связанная с множеством мысленных по строений, не может быть изначально чистой основой.
Эти шесть представлений, каждое по-своему, ошибочны в том, что дают основе одностороннюю оценку. А потому, не обеспечивая надлежащего описания «основы бытия», они позволяют получить лишь частичное понимание истинного состояния основы.[291]
II. 2.3.2.2.2.1.2. Обоснование того, что истинное состояние основы есть изначальная чистота
В этом разделе две части: 1) определение изначально чистой сущности [основы] и 2) точное объяснение изначально чистой природы [основы].
II. 2.3.2.2.2.1.2.1. Определение изначально чистой сущности [основы]
Правильное [воззрение состоит в том, что основа] — это изначальная чистота, общий источник и заблуждения и свободы.
Изначальная чистота исходной основы — это поприще того, кто практикует путь [Великого Совершенства], кто свободен от ошибочных уклонов, когда [основу] постигают различными искусственными способами, и кто обладает правильным [пониманием] основы как изначальной чистоты.
[Изначальная чистота основы] полностью превосходит слова, понятия и определения, она выходит за пределы бытия и небытия.
Сущность основы изначально чиста. Поэтому основа выходит за пределы постоянства или бытия: ее невозможно свести к вещественным или приложимым к объектам признакам. Природа основы — самосовершенство, а потому основа выходит за пределы небытия или уничтожения. Это ясный свет ригпа, чистая пустота дхарматы, естественное и изначальное просветление, неизменяемая мудрость дхармакаи. Не будучи ни сансарой, ни нирваной, она пребывает изначально пустой. Это великая самосущая мудрость, которая, как и пространство, присутствует изначально.
Если [сущность основы] — изначальная чистота, то разве логично, что живые существа, впадая в заблуждение, оказываются в круговороте бытия? Поскольку существа обладают неотъемлемой свободой, не остается никаких реальных загрязнений, которые нужно было бы очищать, и невозможно определить ни врожденное заблуждение, ни свободу. Тем не менее, существа, заблуждаясь, попадают в круговорот бытия, потому что [свобода и заблуждение], как и свобода и заблуждение [переживаемые в] сновидении, проявляются просто как игра ригпа, как несуществующие с первого мига их переживания, а потому изначально чистые.
Если природа [основы] — самосовершенство, не освобождаются ли живые существа сами собой, поскольку цель [т. е. просветление] неотъемлема от них самих? Поскольку [основа] самосовершенна, каи и исконные мудрости [дхарма]дхату изначально обладают полнотой в своей чистой сущности. Тем не менее, осуществление [кай и исконных мудростей] в изначальной [основе] происходит [тогда, когда существа], словно пробуждаясь ото сна, становятся свободными от привнесенных загрязнений.
Когда [основа бытия] предстает в собственной сущности как проявление, основа служит опорой и для свободы, и для заблуждения, а потому называется общей основой. Поскольку она служит опорой для свободы, то зовется основой свободы. Поскольку она служит опорой и для заблуждения живых существ, то зовется основой заблуждения. Проявление основы имеет одну сущность, но если ее рассматривать [как опору для] свободы, заблуждения [или того и другого], то она становится тройной.
Слово «изначальная» (в выражении «изначальная чистота») означает «коренная», «исконная» и равнозначно выражениям «исходная», «с самого начала», «с безначальных времен» и т. д.
II. 2.3.2.2.2.1.2.2. Точное объяснение изначально чистой природы основы
[Основе бытия] неотъемлемо присущи две или три исконные мудрости.
Изначально чистой природе [основы бытия] неотъемлемо присущи две или три исконные мудрости.
Две мудрости таковы. Ригпа невещественно, а потому неотделимо от пустоты. Вследствие этой нераздельности природа заключает в себе две исконные мудрости: исконную мудрость изначально чистой сущности, свободную от умопостроений, и исконную мудрость самосовершенства — изначальное сияние светящееся в сокровенной глубине. В «Шести пространствах» [292] говорится:
Сущность [основы] — изначальная чистота; Ее природа — самосовершенство.
Аспект сущности [основы] запределен всем ограничениям бытия и небытия. Аспект природы [основы] — это ее созидательный потенциал. Присущая этим двум аспектам нераздельность — это Великое Совершенство, свободное от ограничений. В тантре «Самоосвобожденное ригпа» [293] говорится:
[Великое Совершенство] — это свобода от загрязнений, свойственных четырем пределам.
Как утверждается в тантре «Зеркало сущности Ваджрасаттвы» [294], [изначально чистой основе] неотъемлемо присущи три исконные мудрости:
Знай, что у основы есть три свойства:
Сущность, природа и энергия.
Дхармакая есть измерение изначально чистой сущности, а потому является источником возникновения трех кай, которые всегда неотъемлемо в ней присутствуют. Однако у дхармакаи нет никаких разнообразных или приложимых к объектам признаков, таких как лицо или руки.
Качество [основы] — ясная [исконная мудрость], предстающая как пять светов. Три сияния [295] (этих светов) обладают исходной врожденной ясностью, однако они не существуют как нечто раздельное, обладающее каждое своим цветом.
Энергия [основы] присутствует как исконная мудрость — ригпа: ее способность познавать проявляется разнообразно, явно и беспрепятственно, без двойственного восприятия, подразумевающего наличие наблюдателя и наблюдаемого объекта.
Эти исконные мудрости (сущность, природа и энергия) неотъемлемы от изначально чистой исходной основы бытия, просто как творческий потенциал этой основы, однако они не проявляются. Поэтому было бы логичным [сказать], что две исконные мудрости (мудрость — изначально чистая сущность и мудрость — самосовершенная природа) раскрываются во время просветления. В «Сжатом изложении Праджняпарамиты» [296]говорится:
Без исконной мудрости не было бы ни качеств, которые необходимо развивать, ни пробуждения и не возникли бы океаны достоинств будд.
Когда ригпа пребывает в основе бытия (т. е. присутствует как внутреннее измерение), оно и вначале и в конце [297] присутствует как внутреннее сияние, которое не предстает в виде кай и светов. Когда ригпа проявляется из основы, оно проявляет свое неотъемлемое лучистое сияние. Ригпа, пребывающее в сердце, называется вместерожденным ригпа, пребывающим во временной основе. Однако в этом случае ригпа уже проявилось из дхармадхату как круговорот бытия, но еще не достигло места освобождения; следовательно, оно все еще считается проявлением основы. Поясню: незрелое ригпа [298], словно не вылупившийся из яйца павлин, пребывает в пространстве пяти самосияющих светов, которое можно сравнить с павлиньим яйцом. Когда возникают проявления пути — четыре видения, — ригпа предстает как радуга в небе. Если материальное [тело] очищено, ригпа совершенно и являет себя в каях, как павлин, вылупившийся из яйца. Следовательно, основа дхармадхату и временная основа отличаются тем, что у первой нет видимого ореола сияния, а у второй он есть.
[Если подвести итог] сущность [основы] — это нераздельность блаженства и пустоты, ее природа — это нераздельность ясности и пустоты, а ее энергия — нераздельность ригпа и пустоты. Если пояснить их присутствие в нас примерами, то сущность — изначально чистая исконная мудрость — подобна чистому небу, природа — самосовершенная исконная мудрость — подобна прозрачному океану, а энергия — всенаполняющая исконная мудрость — безупречному драгоценному камню.
II. 2.3.2.2.2.1.3. Восемь способов проявления основы