Раздел II. Методология науки

Главы:

11. Проблемная ситуация в развитии науки.

12. Постановка, разработка и решение проблемы.

13. Методы и методология науки.

14. Научные факты и их обобщение.

15. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания.

16. Эмпирический уровень познания.

17. Теоретический уровень познания.

18. Гипотеза как форма развития научного знания.

11. Выдающиеся философы, уделявшие внимание методам и методологии науки:
А) Б.Хоффман;
Б) Ф. Бекон;
В) Р. Декарт.
Г) Б. Рассел
5. Проблемная ситуация – это:
А) возникновение противоречия на определенном этапе развития научного знания, когда прежнее значение оказывается в или иной степени неадекватным действительности;
Б) ситуация, возникшая во время проведения эмпирического исследования;
В) трудность, преграда, которую невозможно решить логическим путем.
Г) этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объект.
6. Методы познания в науке – это:
А) индукция;
Б) математический алгоритм;
В) дедукция;
Г) скептицизм.
7. Индукция – это:
А) момент интеллектуального озарения;
Б) логический путь от общего к частному;
В) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.
Г) способность подмечать частности, подробности явлений, фактов.
8. Дедукция – это:
А) отрицание возможности достоверного познания объективной действительности;
Б) относительная, неполная истина;
В) передача ложного знания, как истинного.
Г) логический путь от общего к частному.
9. Эмпирический уровень научного познания это:
А) чувственное, обыденное-практическое познание предметов действительности;
Б) изучение предметов действительности с применением методов абстрагирования и идеализации;
В) непосредственное изучение предметов и явлений действительности, с применением наблюдения и эксперимента.
Г) опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода.
10. Теоретический уровень познания это:
А) ориентируется на результат непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте;
Б) опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия;
В) концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов;
Г) организация взаимодействия с объектом исследования, непосредственного влияния на него, обработки результатов и вводов.
11. Что относится к уровням научного познания:
А) эмпирический;
Б) диалектический;
В) мифологический.
Г) теоретический.
12. Научная гипотеза – это:
А) это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам;
Б) форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области;
В) особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований
Г) создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней.
13. Функции научных теорий:
А) смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки;
Б) анализ, классификация и систематизация многочисленных фактов и фрагментов научных знаний;
В) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
Г) процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части.

Ключи к тесту:



№ вопроса Ответ
Б, В
А
А, В
В
Г
В
Б
А, Г
А
Б

Тест по философии.

1. Какова главная цель философии науки?

1)объяснение смысла бытия;

2)раскрытие глубоких смыслов сознания о мире бытия;

3)раскрытие методов, способов и приемов, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире;

4)объяснение понятий, способов, приемов и методов.

2. Расставьте правильные отождествления представителей милетской школы.

1)Фалес; а) атомы;

2)Анаксимен; б) вода;

3)Гераклит; в) воздух;

4)Демокрит. г) огонь.

3. В каком веке наука начала формироваться как социальный институт?

1)XX;

2)XVIII;

3)IX;

4)XVI.

4. На какие более распространенные этапы делят развитие науки философии?

1)классический и неклассический;

2)постнеклассичесский и классический;

3)классический, неклассический,постклассический и постнеклассический;

4)классический, неклассический, постнеклассический.

5. Кто из философов уделил большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания?

1)Р. Декарт и Ф. Бэкон;

2)Платон;

3)Аристотель;

4)Р. Декарт.

6. Назовите важнейший метод эмпирического исследования.

1)наблюдение и эксперимент;

2)наблюдение;

3)все ответы не верны;

4)эксперимент.

7. Сколько основных функций призвана осуществлять каждая наука?

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 1.

8. В каком году французский математик и философ Эдуард Ле Руа ввел понятие ноосферы?

1) 1933 г.;

2)1950 г.;

3) 1927 г.;

4) 1948 г..

9. Кто был автором многотомного труда «Синтетическая философия»?

1) Ж. Б. Ламарк;

2) Г. Спенсер;

3) Ч. Дарвин;

4) Ч. Лайлель.

10. В каком веке начала обсуждаться классическая эпистемология категория ценностей начала?

1)XX;

2) XIX;

3)XI;

4)XVII.

Ключ к тесту.

Ответ Раздел Глава
1.
2. 1-Б;2-В;3-Г;4-А.  
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Наши рекомендации