Раздел II. Методология науки
Главы:
11. Проблемная ситуация в развитии науки.
12. Постановка, разработка и решение проблемы.
13. Методы и методология науки.
14. Научные факты и их обобщение.
15. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания.
16. Эмпирический уровень познания.
17. Теоретический уровень познания.
18. Гипотеза как форма развития научного знания.
11. Выдающиеся философы, уделявшие внимание методам и методологии науки: |
А) Б.Хоффман; |
Б) Ф. Бекон; |
В) Р. Декарт. |
Г) Б. Рассел |
5. Проблемная ситуация – это: |
А) возникновение противоречия на определенном этапе развития научного знания, когда прежнее значение оказывается в или иной степени неадекватным действительности; |
Б) ситуация, возникшая во время проведения эмпирического исследования; |
В) трудность, преграда, которую невозможно решить логическим путем. |
Г) этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объект. |
6. Методы познания в науке – это: |
А) индукция; |
Б) математический алгоритм; |
В) дедукция; |
Г) скептицизм. |
7. Индукция – это: |
А) момент интеллектуального озарения; |
Б) логический путь от общего к частному; |
В) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка. |
Г) способность подмечать частности, подробности явлений, фактов. |
8. Дедукция – это: |
А) отрицание возможности достоверного познания объективной действительности; |
Б) относительная, неполная истина; |
В) передача ложного знания, как истинного. |
Г) логический путь от общего к частному. |
9. Эмпирический уровень научного познания это: |
А) чувственное, обыденное-практическое познание предметов действительности; |
Б) изучение предметов действительности с применением методов абстрагирования и идеализации; |
В) непосредственное изучение предметов и явлений действительности, с применением наблюдения и эксперимента. |
Г) опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. |
10. Теоретический уровень познания это: |
А) ориентируется на результат непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте; |
Б) опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия; |
В) концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов; |
Г) организация взаимодействия с объектом исследования, непосредственного влияния на него, обработки результатов и вводов. |
11. Что относится к уровням научного познания: |
А) эмпирический; |
Б) диалектический; |
В) мифологический. |
Г) теоретический. |
12. Научная гипотеза – это: |
А) это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам; |
Б) форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области; |
В) особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований |
Г) создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней. |
13. Функции научных теорий: |
А) смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки; |
Б) анализ, классификация и систематизация многочисленных фактов и фрагментов научных знаний; |
В) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; |
Г) процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части. |
Ключи к тесту:
№ вопроса | Ответ |
Б, В | |
А | |
А, В | |
В | |
Г | |
В | |
Б | |
А, Г | |
А | |
Б |
Тест по философии.
1. Какова главная цель философии науки?
1)объяснение смысла бытия;
2)раскрытие глубоких смыслов сознания о мире бытия;
3)раскрытие методов, способов и приемов, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире;
4)объяснение понятий, способов, приемов и методов.
2. Расставьте правильные отождествления представителей милетской школы.
1)Фалес; а) атомы;
2)Анаксимен; б) вода;
3)Гераклит; в) воздух;
4)Демокрит. г) огонь.
3. В каком веке наука начала формироваться как социальный институт?
1)XX;
2)XVIII;
3)IX;
4)XVI.
4. На какие более распространенные этапы делят развитие науки философии?
1)классический и неклассический;
2)постнеклассичесский и классический;
3)классический, неклассический,постклассический и постнеклассический;
4)классический, неклассический, постнеклассический.
5. Кто из философов уделил большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания?
1)Р. Декарт и Ф. Бэкон;
2)Платон;
3)Аристотель;
4)Р. Декарт.
6. Назовите важнейший метод эмпирического исследования.
1)наблюдение и эксперимент;
2)наблюдение;
3)все ответы не верны;
4)эксперимент.
7. Сколько основных функций призвана осуществлять каждая наука?
1) 2;
2) 3;
3) 4;
4) 1.
8. В каком году французский математик и философ Эдуард Ле Руа ввел понятие ноосферы?
1) 1933 г.;
2)1950 г.;
3) 1927 г.;
4) 1948 г..
9. Кто был автором многотомного труда «Синтетическая философия»?
1) Ж. Б. Ламарк;
2) Г. Спенсер;
3) Ч. Дарвин;
4) Ч. Лайлель.
10. В каком веке начала обсуждаться классическая эпистемология категория ценностей начала?
1)XX;
2) XIX;
3)XI;
4)XVII.
Ключ к тесту.
№ | Ответ | Раздел | Глава |
1. | |||
2. | 1-Б;2-В;3-Г;4-А. | ||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |