Самостоятельная работа .в помощь студенту
Тема: «Диалектика как концепция связи и развития, ее основные принципы. Основные законы диалектики».
1. Диалектика как наука о наиболее общих законах развитая.
а) какие принципы диалектики Вы знаете? Дайте анализ принципов диалектики.
б) что такое закон? Дайте классификацию законов. Дайте характеристику особенностей всеобщих законов диалектики.
2. Диалектическое противоречие - источник развития. Многообразие противоречий.
а) что такое тождество, различие, противоречие. В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей (или взаимоисключения противоположностей).
б) виды противоречий. Особенности проявления данного закона в медицинской практике.
3. Взаимосвязь количества и качества. Мера.
а) что такое количество, качество, мера, как философские категории. Сущность закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.
б) виды скачков. Особенности проявления закона в медицинской практике.
4. Диалектическое отрицание как результат и направленность развития.
а) сущность и принципы диалектического отрицания.
б) проявления закона отрицания отрицания в медицинской практики.
Объясните понятия: детерминизм, диалектика, метафизика, закон, противоречие, качество, количество, мера, скачок, диалектическое отрицание.
Литература:
Философия Учебник под ред. Жукова Н.И. Минск, 1999г., гл.3,4,5,6 с. 173-198
Философия Учебник Алексеев П.В., Панин А.В., М., 1999г, гл. XX с.446-509.
Философия Курс лекций под ред. Калашникова В.Л. раздел 2 с.43-90
Введение в философию Фролов И.Т. М., 1989г.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, М., 1974, г. 1.
Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. т.20.
Теория философии под ред. Звездкиной Э.Ф. «Слово» 2004, гл.З - 20,21.23
Тема: «Категории диалектики»
Вопросы:
1. Понятие категории в диалектике. Философские категории как предельно широкие, универсальные понятия. Непарные и парные (соотносительные) категории.
а) объективное, предметное содержание категорий. Категории как формы отражения всеобщих свойств бытия.
б) категории как итог познавательной и практической деятельности людей.
в) категории как опорные пункты познания.
г) категории как средство метода познания.
д) диалектическая сущность категорий: подвижность, изменчивость, взаимосвязь и переход категорий друг в друга.
2. Единичное и общее
а) понятие «единичное», «особенное», «общее».
б) диалектика единичного и общего, их взаимосвязь.
в) переход единичного в общее и наоборот.
г) единичное и общее в медицине, логика медицинского мышления при постановке диагноза и назначении лечения (индукция, дедукция).
3. Содержание и форма
а) понятие «содержание» и «форма».
б) диалектическое единство содержания и формы.
в) определяющая роль содержания, активность формы.
г) неоднозначность связи содержания и формы: содержание одно - формы разные и наоборот.
д) конфликт формы и содержания. Их несоответствие, изменение в процессе развития.
е) значимость понятий «содержание» и «форма» для медицинской практики.
4. Сущность и явление
а) понятие сущности и явления.
б) взаимосвязь сущности и явления, их неполное совпадение.
в) адекватные и неадекватные явления (видимость, кажемость).
г) познание сущности через явления. Как основная задача любой науки и медицины в частности.
д) проявление категорий сущности и явления в медицинской практике.
5. Причина и следствие
а) понятие причины и следствия. Последовательность во времени и отношение порождения как двух основных признаков причины.
б) объективный, всеобщий, необходимый и закономерный характер причинно- следственной связи. Детерминизм и индетерминизм.
в) относительность и взаимный переход причины и следствия.
г) значение категорий причины и следствия для медицинской практики. Гигиена как медицина будущего. Профилактика заболеваний (как проявление знаний о причинах болезней и их предотвращение).
Необходимость и случайность
а) понятие необходимости и случайности. Случайность как форма проявления необходимости.
б) относительность и взаимный переход необходимости и случайности.
в) причинная обусловленность необходимости и случайности.
г) обнаружение необходимости, закономерности за случайными явлениями как основная цель науки.
д) санитарно-просветительная работа в медицине как форма предупреждения неблагоприятных случайностей.
Возможность и действительность
а) понятие возможности и действительности, их взаимосвязь.
б) обратимые и необратимые возможности.
в) формальные и (неформальные) реальные возможности.
г) невозможность.
д) вероятность как количественная мера возможности (пределы, в которых существует возможность).
е) проявление всех вышеуказанных категорий возможности и действительности в медицинской практике (примеры).
Источники информации.
П.В.Алексеев, А.В.Панин. Философия Учебник, изд.2-ое, Москва, «Проспект», 1999г.
Философия (под ред. Н.И.Жукова) изд. 4-ое, Минск, НТИ «АПИ», 1999
Философия (курс лекций) под ред. Е.Ф.Соколова Москва «Владос», 1997г.
Теория философии под ред. Звездкинон Э.Ф. гл.З - 16,17,18,19 «Слово» 2004
Сайт электронной библиотеки. www.koob.ru