Тема 6. немецкая классическая философия 6 страница
В животном мире выделился отряд класса млекопитающих – приматы, из которого за два миллиона лет произошел новый вид – человек разумный. Он образовал высший уровень материального мира – человеческое общество с присущими ему закономерностями, где наряду с объективными факторами приобретают важное, а иногда и определяющее значение субъективные факторы, обусловленные появлением в мире нового феномена – человеческого сознания.
Исчерпаны ли все виды материальных объектов? Наряду с известными нам видами материи во Вселенной могут существовать и другие ее виды (например, пока совершенно непонятна природа квазаров – источников мощного излучения, превосходящего излучение целых галактик или «физического вакуума», рождающего элементарные частицы).
Итак, понятие материи, в котором обобщен исторический опыт человеческого познания мира, фиксирует в сжатом, свернутом виде его сущность: мир материален, то есть существует сам по себе, несотворим и неуничтожим, бесконечен, имеет сложную, многоуровневую структуру.
2. Определение сущности мира как материального логически подводит к следующему вопросу: поскольку мир представляет собой упорядоченное многообразие видов материи, то каким способом он существует и чем обусловлено его многообразие? Научная философия пришла к выводу о том, что способом существования материи является движение. «Материя не существует без движения, как и движение без материи» (Дж. Толанд).
Что такое движение? Формирование понятия движения шло двумя путями: через философские размышления и через обобщение достижений естествознания и науки в целом. Философия, давая в целом умозрительное решение проблемы движения, открыла существенные его особенности. Так, уже Гераклит заявлял: «Этот Космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». В этом и других его изречениях («все течет, все изменяется», «влажное высыхает, сухое увлажняется») содержится идея изменчивости вещей, причем не просто их превращения в нечто другое, а превращения в свою противоположность («в свое другое», как говорил Гегель).
Главным в проблеме движения материи является вопрос об его источнике. Дуалистическая философия видела его в боге (например, бог-перводвигатель у Аристотеля, божественный первотолчок у И. Ньютона). Научная философия ищет его в объективной реальности. Важную для понимания источника движения мысль дал Гегель. Саморазвитие мировой идеи, составляющей сущность и основу мира, идет через взаимодействие тезиса и антитезиса, то есть через противоречия. Эта мысль, истолкованная материалистически, указывает на объективный источник движения в природе и истории. Им являются объективно существующие противоречия, открытые наукой: давление и реакция опоры в механике, электрическое и магнитное притяжение и отталкивание в физике, ассоциация и диссоциация в химии, ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость в биологии, производство и потребление в экономике, наличие взаимоисключающих экономических и политических интересов государств, социальных общностей и т. д. Например, устойчивость планетных орбит и, как следствие, Солнечной системы в целом есть результат противоречия, возникающего и разрешающегося в каждой точке орбиты: планета под действием силы тяготения падает на Солнце и в то же время по инерции движется по касательной к орбите. В результате она переходит в следующую точку орбиты, где вновь возникает то же противоречие.
Понятие движения – это основная категория физики, и первым его исследовал Аристотель. Хотя в его трактате «Физика» еще не разделены натурфилософский и собственно физический планы исследования, но под движением тела Аристотель определенно понимает перемену места, то есть то, что впоследствии стало называться пространственным перемещением, или механическим движением. Понимание движения только как пространственного перемещения тел сохраняется в науке Нового времени вплоть до середины XIX в., когда наряду с механическим стали изучаться другие формы движения материи. Только со второй его половины стало постепенно наступать осознание того, что теплота, электричество, магнетизм – это не проявления особых невесомых жидкостей, как считалось в физике прежде, а формы движения, присущие определенным видам материи и способные превращаться друг в друга с сохранением некоторых количественных характеристик.
Таким образом, и философия, и наука пришли к единым выводам о природе движения. Во-первых, движение в самом общем виде может быть понято как всякое изменение материальных объектов: качества, свойства, формы, состояния, состава, строения, положения в пространстве и т.д. Во-вторых, материя и движение неразрывно связаны друг с другом. В-третьих, источником движения являются объективно возникающие противоречия (сил, свойств, процессов, тенденций).
Идея неразрывной связи материи и движения пробивала себе дорогу в естествознании Нового времени с большим трудом. В механике выделяются два противоположных состояния тел: состояние покоя и состояние движения. Первое начало механики как раз выражает этот факт: тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока внешняя сила не изменит это состояние. Таким образом, покой и движение – это два независимых состояния тела, в которых оно может находиться, а источником движения выступает внешняя сила.
Поскольку механика в XVII в. была единственной в естествознании наукой, достигшей логической завершенности, то ее представления были использованы другими науками и философией. Это породило механицизм – стиль мышления, согласно которому все явления природы рассматривались как механические, совершающиеся под действием некоторых внешних сил. Следовательно, механистическое мышление допускало идею существования материи как покоящейся. Эта мысль нашла выражение в учениях Декарта и Спинозы о субстанции. Движение – это не атрибут (неотъемлемое свойство) субстанции, а модус, то есть свойство, присущее некоторым ее частным проявлениям. Однако материалистическая философия в лице Толанда, Гольбаха, Дидро и других мыслителей даже при механистическом методе мышления пришла к выводу о неразрывной связи материи и движения. Окончательное утверждение этой истины было связано с развитием естествознания XIX-XX вв., когда на основе фактов было доказано, что каждый материальный объект сохраняет свою определенность благодаря тем или иным взаимодействиям, то есть благодаря движению. Например, атом как стабильная система существует благодаря электромагнитному взаимодействию ядра и электронов, организм – обмену веществ с окружающей средой, общество – материальному производству. Таким образом, движение – необходимое условие существования многообразия видов материи, ее дифференциации. Исчезновение движения привело бы к деградации материальных систем до элементарных объектов – фундаментальных частиц типа кварков. Если бы не существовало движения, то невозможно было бы и познание мира, так как, во-первых, предметы обнаруживают свои свойства только во взаимодействиях и, во-вторых, познание – это тоже вид взаимодействия.
Однако возможно ли существование движения без материального носителя? Этот вопрос возник в связи с революцией в физике. Наряду с уже ранее названными открытиями (рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона, квантов) следует указать еще одно чрезвычайно важное. А. Эйнштейн вывел формулу: E = mc , которую физики интерпретировали как выражение эквивалентности массы и энергии и даже как превращение материи в энергию. В. Оствальд, крупный физико - химик, предложил вариант энергетической философии, согласно которой единственной реальностью является энергия, а материя и дух – это виды энергии. Казалось бы, энергетическая философия покончила с древней проблемой отношения материи и духа и, как следствие, с противостоянием двух мировоззрений – материализма и идеализма. Однако с созданием теории относительности, которая окончательно установила, что электромагнитное поле является таким же реальным видом материи, как и вещество, выяснилось, что во всех названных явлениях имеет место не «исчезновение материи», не превращение материи в энергию, как заявляли некоторые физики, а превращение материи из дискретной, вещественной формы в непрерывную, полевую. Было установлено, что электромагнитное и другие виды полей обладают массой в той же мере, что и вещество. А ведь именно массу всегда было принято считать в физике главным признаком материальности.
Термин «энергия» был введен в физику для обозначения способности тела совершать работу, затем понятие энергии было расширено: энергия стала пониматься как количественная характеристика различных видов движения (кинетическая и потенциальная энергия в механике, внутренняя энергия в термодинамике и др.). Закон сохранения энергии как раз и говорит о количественной неизменности движения при различных изменениях его форм (например, при превращениях теплоты в механическую работу и обратно). Однако впоследствии этим термином стали называть сами виды движения. Появились термины: механическая, тепловая, электрическая, атомная энергия. Эта двойственность употребления термина для обозначения различных явлений, как отмечалось ранее, иногда порождает путаницу в понятиях и приводит к неясности в рассуждениях. Она проявилась и в теории Оствальда, который использует термин «энергия» в неопределенном смысле (что такое энергия вообще, взятая сама по себе, без отношения к материи?).
Энергетизм Оствальда, предложенный в качестве философии новейшей физики вместо якобы устаревшего материализма, оказался несостоятельным. Отсюда следует вывод о том, что движение – это, в конечном счете, коренное, неотъемлемое свойство материи, а именно способ ее существования. Следовательно, движение так же несотворимо и неуничтожимо, как и его носитель –материя. Эту идею впервые выдвинул Декарт: количество движения во Вселенной всегда одно и то же. Формула Эйнштейна теперь считается обобщенным законом сохранения массы и энергии. В физике имеется еще ряд законов, подтверждающих идею количественной неуничтожимости движения: законы сохранения импульса, момента импульса, электрического заряда и другие. Из закона сохранения энергии следует вывод о невозможности создания «вечного двигателя» – устройства, позволяющего получать полезную работу без затраты энергии извне, о чем мечтали изобретатели XVII-XVIII вв. Доказательство несотворимости энергии подрывает также и веру в магию (колдовство), ибо она исходит из возможности вызывать изменения в вещах без непосредственного энергетического взаимодействия с ними.
Наряду с количественной существует и качественная неуничтожимость движения. Вопрос о ней возник в середине XIX в. Р. Клаузиус, создатель термодинамики, распространил ее второе начало, справедливое для замкнутых систем, на Вселенную. Суть этого начала состоит в том, что теплота может самопроизвольно переходить только от горячего тела к холодному. При этом некоторая величина, характеризующая состояние системы и называемая энтропией, увеличивается. Максимум энтропии системы означает наступление в ней теплового равновесия, то есть покоя, отсутствия макроскопических движений. Иначе говоря, с ростом энтропии системы происходит обесценение энергии, выражающееся в ее неспособности совершать работу. Применительно к Вселенной это означает, что со временем все звезды излучат внутреннюю энергию, теплота равномерно рассеется, энтропия мира достигнет максимума и наступит состояние макроскопического покоя («тепловая смерть» Вселенной), из которого Вселенную может вывести только внешняя сила – Бог.
Многие ученые не приняли этот финалистский вывод, подвергнув его критике с использованием различных аргументов. Например, Л. Больцман, один из создателей статистической физики, утверждал, что Вселенная уже находится в тепловом равновесии, но по законам случайных процессов в ней образуются местные, ограниченные флюктуации, то есть самопроизвольные отклонения от равновесного состояния. Наша часть Вселенной – пример такой флюктуации. Современная астрофизика разрабатывает сценарии эволюции Вселенной, одним из которых является модель «пульсирующей» Вселенной, в которой стадия расширения сменится стадией сжатия, то есть энтропийная фаза эволюции Вселенной сменится антиэнтропийной фазой под действием гравитационных сил. Однако проблема «тепловой смерти» Вселенной остается в физике теоретически не преодоленной, поскольку достоверно не известно, как возникла Вселенная и каковы законы ее эволюции.
Одним из всеобщих свойств движения является его противоречивость. Ее подметили уже элеаты – в V в. Зенон в апории «Ахилл и черепаха» доказывает, что Ахилл не сможет догнать черепаху, если они движутся в одном направлении и она в начале движения находится впереди него. Пока Ахилл достигнет пункта, где находилась черепаха, она отойдет вперед на некоторое расстояние; пока он достигнет этого места, она опять отползет и т. д. Расстояние между ними будет неограниченно убывать, но никогда не станет равным нулю. С другой стороны, ясно, что быстроногий Ахилл легко догонит черепаху. Получается противоречие между этими выводами. Однако явление, мысль о котором противоречива, не может существовать (например, круглый квадрат). Значит, предположение о том, что в мире существует движение, приводит к противоречию. Следовательно, делает вывод Зенон, движения нет. На самом деле, эта и другие апории Зенона доказывают не невозможность движения, а его объективную противоречивость. Проблема заключается не в том, существует ли движение, а в том, как его мыслить, как выразить его в понятиях?
Противоречивость движения имеет двоякий характер. Любая материальная система от атома до общества существует как устойчивое образование благодаря наличию в ней противоположностей, о чем говорилось ранее. Противоречивость движения проявляется также в форме соотношения некоторых его свойств: абсолютность и относительность, конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, устойчивость и изменчивость, обратимость и необратимость.
Движение абсолютно как способ бытия материальных систем, вне которого они бы не существовали, и относительно, так как существует в виде особенных форм (физических, биологических и т. д.). Каждая конкретная форма движения конечна и во времени, и по своим параметрам (например, энергетическим), но движение материи бесконечно применительно к Вселенной. Прерывность, дискретность движения и его непрерывность можно показать на примере двойственной природы света (корпускулярно-волновой дуализм). Устойчивость движения выступает как временное относительное равновесие противоположных процессов в системе, обеспечивающее ее стабильность. Когда же равновесие нарушается, наступает стадия коренных изменений системы. Внешне состояние равновесия выглядит как покой, то есть отсутствие движения. Такого рода покой лежит в основе дифференциации материальных систем (например, в основе видового многообразия биологических и социальных систем). Если бы не было наследственности (устойчивости биологических форм, то есть относительного покоя), то каждый организм был бы качественно отличен от других, вследствие чего невозможно было бы и размножение, и существование многоклеточных организмов. Земля была бы покрыта слоем слизи из одноклеточных организмов.
Особым проявлением противоречивости движения выступает соотношение обратимости и необратимости в материальных процессах. Переход тела из одного состояния в другое называется необратимым, если не существует процесса, переводящего данное тело в первоначальное состояние. В противном случае изменение тела называется обратимым. Примерами обратимых процессов являются движения планет, циклические процессы в технических системах. Однако абсолютно обратимых явлений не существует: организмы стареют, машины изнашиваются, происходит обесценение энергии – рост энтропии систем и т. д. Поэтому необратимость – ведущая тенденция мире.
Среди множества необратимых изменений можно выделить такую их разновидность, в которой имеется определенная направленность, вектор изменений. Например, в замкнутой системе превращения энергии идут в направлении роста энтропии, и система эволюционирует к состоянию равновесия. Последовательная цепь необратимых направленных изменений называется развитием.
Процессы развития можно разделить на три группы. Первая группа – процессы, переводящие объект на более высокий уровень организации, сложности, внутренней упорядоченности (эволюция организмов в биологии, историческое развитие общества как смена типов цивилизаций и т. д.). Такое развитие называется прогрессом. Вторая группа явлений, имеющих противоположный характер – деградация, разложение, упадок, называется регрессом. И, наконец, третий вид развития – поступательные и направленные изменения объекта, однако не переводящие его на более высокий качественный уровень (индивидуальное развитие организма в биологии как реализация его генотипа, развитие общественной системы на основе сложившегося типа экономических и политических отношений). Следует отметить, что в чистом виде эти типы развития в действительности, то есть в природе и истории, не существуют – «без регресса нет прогресса». Так, технический прогресс трех последних столетий привел к глобальному экологическому кризису, уменьшение в составе общественного труда доли физических усилий – к гиподинамии и различным заболеваниям людей. Но прогресс и регресс – не равнодействующие тенденции развития. Достижения прогресса при их разумном использовании позволяют не только нейтрализовать последствия регресса, но и двигаться дальше.
До сих пор речь шла о движении в его самом общем виде. Так понимаемое движение – это такая же абстракция, как и материя. Даже оставаясь в границах Земли, можно обнаружить бесконечное множество его частных проявлений, и лишь некоторые из них даны нам в чувственном опыте. Поэтому познать движение можно только путем изучения его конкретных форм. Вовлекая те или иные природные явления в сферу своей деятельности, люди обнаруживали практически значимые их свойства и тем самым их познавали. Так возникли представления о механических свойствах предметов, теплоте, электричестве и т. д. Перед наукой встала задача выделить из всего многообразия движений его основные формы и установить связи между ними.
Классификацию основных форм движения в природе, соответствующую уровню науки XIX в., предложил Ф. Энгельс: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Кроме того, существует социальная форма движения – общественная жизнь. Каждая форма движения, за исключением механического как самого простого и входящего в состав всех других форм, имеет специфический носитель, каковым является определенный вид материи. Физическое движение – это механическое движение молекул (то есть тепловое движение, так как только оно было адекватно познано в середине XIX в. Представления об электричестве, магнетизме и свете оставались натурфилософскими до конца этого века). Химическое движение – это физика атомов, биологическое движение – это химизм белков. Таким образом, основные формы движения не просто сосуществуют, а находятся в объективной связи друг с другом, как генетической, так и структурной. Как установлено современной наукой, на основе физической формы материи миллиарды лет назад началась химическая эволюция, а на ее основе – биохимическая и биологическая, а затем социальная.
Классификация Энгельса имеет большое познавательное значение. То, что для понимания химических связей атомов в молекуле необходима физика, ученые установили лишь в XX в., когда была создана теория атома. Во времена Энгельса химики объясняли химическую связь на основе натурфилософской идеи химического сродства отдельных атомов. Это объяснение немногим отличалось от учения Эмпедокла о любви и вражде как главных «силах» природы. То же относится и к биологии. По Энгельсу, жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Современная наука раскрыла природу тех материальных процессов, которые в совокупности объясняют явления жизни, – это сложнейшие химические процессы, происходящие в клетке (фотосинтез, синтез белка, нуклеиновых кислот и др.).
Таким образом, формы движения образуют иерархию, в которой они соотносятся как высшее и низшее. Каждая более сложная форма движения включает в подчиненном виде все более простые, но не сводится к ним. С другой стороны, низшая форма, будучи включенной в высшую, достигает в ней гораздо большей сложности и разнообразия, чем вне нее. Гигантская сложность и многообразие химических соединений в составе клетки в сравнении с веществами неорганической химии могут служить тому примером. Отсюда следует, что познание высшей формы движения опирается на знание низших форм, но вместе с тем не сводится только к этому знанию. Познание химических свойств веществ невозможно без физики, но одна физика не способна полностью объяснить химические свойства. Так же дело обстоит и с пониманием сущности жизни.
Современная наука внесла коррективы в данную классификацию, открыв субатомный мир с присущими ему микрофизическими формами движения, а также наряду с веществом группу физических полей. Поэтому современная картина основных форм движения материи стала гораздо более сложной, но она не отменила тех принципов классификации, которые предложил Энгельс. Это, во-первых, идея связи видов материи с присущими им формами движения, которые являются их способом существования, и во-вторых, идея упорядоченности форм движения в плане соотношения высшее – низшее.
3. Признание того, что материальные предметы существуют вне и независимо от сознания, приводит к вопросу о том, где они существуют. Так появляется идея пространства. Античная натурфилософия в лице Демокрита и Аристотеля дает два противоположных образа пространства. Демокрит использует образ пустоты, которая является вместилищем для атомов и их агрегатов, но существует независимо от них. Аристотель вводит понятие места, занимаемого телом. Поскольку без тела нет и его места, значит, пустого пространства не существует.
В философии и науке Нового времени эти идеи Демокрита и Аристотеля положили начало двум противоположным концепциям пространства: субстанциальной и реляционной.
Движение предполагает последовательность этапов, смену состояний какого-либо процесса, а это приводит к идее времени. Время – это способ существования изменяющихся вещей. По Аристотелю, время существует только в подлунном мире, где есть рождение и смерть. Для мира сверхъестественных существ, идей Платона, надлунного мира Аристотеля, то есть для мира неизменных сущностей, использовался другой образ времени – вечность. Поскольку естествознание изучает формы движения, то есть изменения материи, оно взяло из философии идею времени, оставив идею вечности для мировоззренческих рассуждений. В целом же античность не выработала общих понятий пространства и времени, но зато создала первую научную теорию пространства - геометрию Евклида, сыгравшую в философии и науке Нового времени выдающуюся роль.
Потребность в ясных понятиях пространства и времени возникла при создании теоретической механики Ньютона. Чтобы математически описывать движение тела (например, планеты или ее спутника), нужно задать систему координат. В качестве таковой И. Ньютон взял абсолютное время и абсолютное пространство.
«Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.
Абсолютное пространствопо самой своей сущности, безотносительно к чему-либо внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным» (И. Ньютон).
Таким образом, в классической механике абсолютное время считается однородным, необратимым и равномерным, как если бы оно отсчитывалось какими-нибудь мировыми часами. Аналогично, абсолютное пространство бесконечно, неподвижно, трехмерно, однородно и изотропно. В чем смысл этих характеристик? Однородность означает, что все моменты времени и все точки пространства одинаковы, и любые из них можно взять в качестве начала системы отсчета. Изотропность пространства означает равноправность всех направлений в нем, так что любые три прямые линии, не лежащие в одной плоскости, могут быть выбраны в качестве координатных осей. Из этой теории пространства и времени следовало, что при математическом описании движения тела в качестве системы отсчета можно взять любую систему, которая покоится или движется равномерно и прямолинейно. Такие системы называются инерциальными. При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой размеры несжимаемого тела, интервал времени между какими-либо событиями и масса тел остаются одинаковыми (инвариантными). При переходе от одной системы отсчета к другой используются простые математические формулы преобразования координат (преобразования Галилея).
Этот образ пространства Ньютон почерпнул из геометрии Евклида. Действительно, то пространственное представление, которое определяется постулатами евклидовой геометрии (пространство плоское, однородное, изотропное, бесконечное), полностью соответствует теории Ньютона.
Созданный Ньютоном образ абсолютного, математического пространства и времени – это абстракция, существующая в сознании, это такой же абстрактный идеализированный объект, как, например, число или геометрическая фигура. Как в природе не существуют цилиндры и конусы, а имеются тела, отдаленно их напоминающие (ствол сосны или сосновая шишка), так и реальное пространство лишь весьма отдаленно соответствует тому образу, который следует из евклидовой геометрии. Евклид, однако, считал геометрию наукой о реальном пространстве. Также поступил и Ньютон, придавший этим абстракциям реальное существование. Он считал, что реальное пространство и время в точности таковы, какими он их представил. Его теория – это пример субстанциальной концепции, согласно которой пространство и время – это две реальности (субстанции), существующие наряду с материей и являющиеся внешними условиями ее существования.
Создание теории относительности в начале ХХ в. поставило под сомнение существование абсолютного пространства и времени, независимых от движения материи. А. Эйнштейн вывел ряд формул, физическое истолкование которых приводило к парадоксам, то есть выводам, противоречившим принципам классической механики. Парадокс сокращения длины заключался в том, что длина движущегося тела уменьшается по сравнению с длиной того же тела, находящегося в покое. Парадокс замедления времени состоял в том, что время в движущейся системе замедляется. Парадокс массы означал, что масса движущегося тела возрастает в той же пропорции. Эти эффекты – зависимость свойств пространства и времени от скорости относительного движения – становятся заметными и измеримыми лишь при скоростях движения, сравнимых со скоростью света, но они существуют при любых скоростях, оставаясь ничтожно малыми и потому нечувствительными. Г. Минковским была введена величина – пространственно-временной интервал, инвариантная во всех системах отсчета. Сохранение этой величины во всех инерциальных системах отсчета говорит о том, что пространство и время как формы движения взаимосвязаны, что существуют не две различные, а одна единая форма бытия – пространство-время. Эйнштейн также установил, что пространство в различных областях Вселенной может иметь положительную или отрицательную кривизну в зависимости от средней плотности вещества в них.
Геометрии пространства, обладающего кривизной, были созданы еще в XIX в. Н.И. Лобачевским (1829) и Б. Риманом (1854), но они долго не находили признания в науке и считались продуктом воображения, пока Эйнштейн не применил их в общей теории относительности. Отсюда следовало, что геометрия Евклида – геометрия плоского пространства – является не единственной научной теорией пространства.
Таким образом, было установлено, что не только метрические (расстояния, длительность), но и топологические (кривизна) свойства пространства и времени зависят от движения материи. Когда Эйнштейна спросили, чем его релятивистская теория пространства и времени отличается от теории Ньютона, он ответил так: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Теория пространства и времени, основанная на теории относительности, называется реляционной.
Обобщая достижения современной физики, необходимо приходим к выводу о том, что пространство и время – это не внешние условия бытия, а основные формы существования материи. Пространство – это форма существования материи, выражающая протяженность тел и наличие границ между ними, их структурность, симметричность, упорядоченность, взаимное расположение. Время – это форма движения материи, выражающая длительность процессов, последовательность смены их состояний, возникновение и исчезновение систем, направление их развития.
Основное свойство пространства и времени – это их объективность. Поскольку наши представления о них, как обыденные, так и научные, меняются, в философии выдвигались идеи о том, что пространство и время – это только формы чувственного созерцания человека, лишенные объективной значимости. Физик Э. Мах считал, что они – упорядоченные системы рядов ощущений, что, следовательно, не мы существуем в пространстве и времени, а пространство и время существуют в сознании. Повод для такого взгляда дал И. Кант.
Признавая объективное существование пространства и времени, он, как все агностики, считал их недоступными для познания. Но зато у людей есть «чистые созерцания пространства и времени» (Кант), есть внутренние представления пространства и времени, благодаря которым люди упорядочивают свой чувственный опыт, даваемый органами чувств. В результате соединения чувственного опыта с представлением пространства и времени в сознании складывается внутренний мир, который Кант называет «природой». Если бы не было этого синтеза, мир ощущений оставался бы хаотическим. Откуда же взялись эти внутренние представления пространства и времени? Они, по Канту, имеют всеобщий характер и в то же время априорны, то есть существует до всякого опыта познания мира, хотя он не считает их и врожденными. Здесь следует уточнить, что Кант имеет в виду не индивидуальное сознание реального человека, а трансцендентального субъекта, под которым можно предполагать коллективное человеческое сознание, поскольку сам Кант не дает разъяснения на этот счет.