Специальность «Менеджмент организации»
Срок обучения 6 лет, заочная форма обучения.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Лекции | Семинары | Самостоятель-ная работа |
1. | Введение. Понятие, предмет и метод философии. Философия как система теоретических знаний и тип мировоззрения. | |||||
Раздел I. История философии | ||||||
2. | Философия Древнего мира (Индия, Китай, античность). | |||||
3. | Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени. | |||||
4. | Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков. | |||||
5. | Русская философия. | |||||
Раздел II. Философия всеобщего. | ||||||
6. | Философское учение о бытии (онтология). | |||||
7. | Философское учение о развитии. | |||||
8. | Сознание. | |||||
9. | Познание как проблема философии. Наука и научное познание. | |||||
Раздел III. Социальная философия и философская антропология. | ||||||
10. | Общество как объект философского анализа. | |||||
11. | Сферы общественной жизни. | |||||
12. | Проблема периодизации всемирной истории | |||||
13. | Социокультурная природа человека. | |||||
14. | Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности | |||||
15. | Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. | |||||
Курсовая работа | ||||||
Экзамен | ||||||
Итого: |
Тематический план
Специальность «Менеджмент организации».
Срок обучения 3 года, заочная форма обучения.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Лекции | Семинары | Самостоятель-ная работа |
1. | Введение. Понятие, предмет и метод философии. Философия как система теоретических знаний и тип мировоззрения. | |||||
Раздел I. История философии | ||||||
2. | Философия Древнего мира (Индия, Китай, античность). | |||||
3. | Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени. | |||||
4. | Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков. | |||||
5. | Русская философия. | |||||
Раздел II. Философия всеобщего. | ||||||
6. | Философское учение о бытии (онтология). | |||||
7. | Философское учение о развитии. | |||||
8. | Сознание. | |||||
9. | Познание как проблема философии. Наука и научное познание. | |||||
Раздел III. Социальная философия и философская антропология. | ||||||
10. | Общество как объект философского анализа. | |||||
11. | Сферы общественной жизни. | |||||
12. | Проблема периодизации всемирной истории | |||||
13. | Социокультурная природа человека. | |||||
14. | Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности | |||||
15. | Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. | |||||
Курсовая работа | ||||||
Экзамен | ||||||
Итого: |
Программа дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.
Тема 1. Понятие, предмет и метод философии. Философия как система знаний и тип мировоззрения. Понятие философии, её общая характеристика. Современные дискуссии о предмете и методе философии. Особенности философского мировоззрения. Формирование философии как особого вида познавательной деятельности, универсальность философских обобщений. Место и роль философии в культуре.
Решение онтологических и гносеологических проблем различными философскими направлениями: материализмом, объективным и субъективным идеализмом, дуализмом.[1] Структура и специфика философских дисциплин: онтология, гносеология, диалектическая логика, учение о развитии, социальная философия, история философии, философская антропология.
Творческие функции философии: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, аксиологическая и др.
Философия и наука. Основные подходы к определению науки и её существенные признаки. Понятие научной картины мира и современного стиля мышления. Формы и методы научного познания. Особенности развития современной науки и перспективы научно-технического прогресса. Интеграция и дифференциация научного знания. Роль научных и философских знаний в профессиональной деятельности управленца человеческими ресурсами.
Контрольные вопросы
1. Что такое «философия», что она изучает?
2. Можно ли говорить в каком-то смысле о полезности или бесполезности философии?
3. В чем заключается специфика философского знания и её отличие от научного?
4. Какие основные вопросы составляют проблему «смысла жизни»?
5. Как Вы понимаете смыслообразующую роль философии в культуре?
6. Что такое мировоззрение и какова её структура?
7. Является ли философия наукой?
8. Чем философия отличается от специальных наук?
9. Каково назначение философии?
10. Когда человек становится философом в повседневной жизни?
11. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук?
12. Что такое материализм и идеализм?
13. В чём состоит опровержение агностицизма?
14. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?
15. Почему необходимо повышать уровень мышления человека с обыденного до теоретического?
16. В чём состоит мировоззренческое и методологическое значение философии?
Рекомендуемая литература
1. Волкогонова О.Д. Основы философии. – М., 2009.
2. Герасимов Б.И. Основы научных исследований. – М., 2009.
3. Ильин В.В. Философская антропология: учеб. Пособие для вузов. – М., 2010.
4. Каверин Б.И., Дибижев В.В., Ищук М.Н., Демидов И.В. Философия: учеб. Пособие. – М., 2004.
5. Кузнецов В.Г., Миронов В.В. и др. Философия: Учебник. – М., 2006.
6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.
7. Солопов Е.Ф. Философия. – М., 2006.
8. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
9. Философия / Под ред. В.И. Кириллова. – М., 2006.
10. Философия / Под ред. В.В. Миронова. – М., 2005.
Тема 2. Возникновение и основные этапы развития философии Древнего мира.
Эволюция философии Древнего мира и этапы её исторического развития. Особенности восточного и западного стилей философствования. Основные понятия и принципы индийской философии. Специфика буддийской картины бытия.
Основные понятия китайской философии. Учение о первоэлементах мира как своеобразный тип мировоззрения древних китайцев. Философские воззрения Конфуция о природе человека.
Античная философия. Характерные черты мировоззрения античных философов. Основные философские направления и школы античности.
Постановка и решение онтологических и гносеологических проблем античными философами.* Решение проблемы первоосновы мира Демокритом и Гераклитом. Жизнь и творчество Сократа. Воззрения Платона на общество и государство. Теория познания и логика Аристотеля.
Контрольные вопросы
1. Как называется в буддизме состояние, которым завершается восхождение по пути совершенствования?
2. Назовите понятие древнеиндийской философии, обозначающее небытие, которое выступает воплощением сил, дезорганизующих космос?
3. В Древнем Китае «какое великое начало, способное родить, наделить и погубить человека»?
4. Какова логика и методология древнекитайской философии?
5. Назовите основные этические проблемы в древнекитайской философии?
6. Учитель и ученик в крнцепции Конфуция.
7. Что означают слова Аристотеля: «Платон мой друг, но истина дороже»?
8. Каковы основные характерные черты мировоззрения античных философов?
9. Назовите основные направления и школы античной философии?
10. Дайте характеристику теории познания и логики Аристотеля.
Рекомендуемая литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. – М., 2003.
2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006.
3. Гусейнов А.А. Философия и этика. – М., 2009.
4. Ильин В.В. История философии: Учебник. – М., 2003.
5. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010.
6. Кузнецов В.Г. и др. Философия: Учебник. – М., 2006.
7. Лутченко В.А. и др. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006.
8. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2001.
9. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1990.
10. Чернышев А.И. Философия Древнего Мира. – М., 2001.
Тема 3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Становление и основные этапы развития средневековой философии. Логика развития и особенности средневекового мышления. Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема «универсалий» как центральная проблема средневековой философии. «Реализм» и «номинализм». Философия Пьера Абеляра и религиозно-филосфские воззрения Фомы Аквинского.
Формирование философии Возрождения и Нового времени. Основные направления философии Возрождения и их характеристика. Философские воззрения Н. Кузанского, Дж. Бруно, Т. Мора, Н. Коперника, Г. Галилея, Леонардо да Винчи.*
Характерные черты философии Нового времени. Формирование научной картины мира и материалистического стиля мышления. Рост научных знаний и необходимость решения проблемы достоверности знаний, разработки методов и методологии научного познания. Обоснование новой механистической картины мира и её динамика. Философские взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Беркли, Д. Юма. И. Кант, его натурфилософия и учение о познании. Философская концепция Г. Гегеля, его диалектика. Антропологический материализм философии Л. Фейербаха.
Контрольные вопросы
1. В чём состоит особенность средневекового мышления?
2. Назовите учение о сотворении мира богом из ничего.
3. Назовите направление в схоластической философии, порождённое влиянием Фомы Аквинского?
4. В чём состоит сущность и содержание эпохи Возрождения?
5. Каковы основные направления философии Возрождения?
6. Какое влияние оказала научная революция XVII века на решение основных философских проблем?
7. Каковы философские воззрения И.Ньютона?
8. Назовите основные причины развития взглядов о господстве человека над природой в эпоху Просвещения?
9. Какие философские взгляды исповедовали и развивали Ф. Бекон и Р. Декарт?
10. Каково смысловое содержание понятия «гражданское общество»?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.
2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006.
3. Ильин В.В. Философия. – М., 2005.
4. Ильин В.В. Философия Нового времени: Уч. пособие – СПб., 1993.
5. Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.
6. Лейбниц Г.В. Сочинения. – М., 1982.
7. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
8. Скирбекк Г. История философии. – М., 2003.
9. Спиркин А.Г. Философия. М., 2005.
Тема 4. Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков.
Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе. Исторические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки развития марксистской философии, её основные особенности и характерные черты.* Формирование новой концепции общественного сознания. Разработка концепции материалистической диалектики общественного развития. Учение об общественно-экономической формации.
Эволюция основных направлений современной западноевропейской философии (Неотомизм, Неопозитивизм, Экзистенциализм). Характерные особенности религиозной философии XX в.Неотомизм как разновидность объективного идеализма. Решение онтологических и гносеологических проблем религиозной философией. Философско-религиозные воззрения Ф. Аквинского. Проблема соотношения веры и разума в религиозной философии.
Философия позитивизма и её основные разновидности. Основные школы и исторические формы классического позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Проблемы знания и языка в философии позитивизма.
Философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания. Страдание и страх как экзистенциальные категории.
Экзистенциальные воззрения Н.А. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю; Ж.-П. Сартра. Проблема свободы в философии экзистенциализма.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные идеи иррационализма как философского направления?
2. В чём состоит сущность материалистического понимания истории?
3. В чем смысловое значение понятия общественно-экономическая формация?
4. Какое влияние оказал Людвиг Фейербах на творчество Карла Маркса?
5. Назовите основные направления современной западноевропейской философии.
6. Каковы особенности и основные этапы развития позитивизма?
7. Дайте характеристику неопозитивизму и постпозитивизму.
8. Назовите основные характерные особенности экзистенциализма и его разновидности.
9. Как решает экзистенциализм проблему свободы и ответственности личности?
10. Почему Фридриха Ницше считают «возмутителем спокойствия»?
Рекомендуемая литература
1. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – 2-е изд. Т. 13.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. – Т.3. – М., 1971.
3. Губман Б.Л. Современная философия культуры. – М., 2005.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1992.
5. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005.
6. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.
7. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.
9. Сартр Ж.-П. бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М., 2002.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
Раздел 2.
Тема 5. Русская философия.
Особенности русской философской мысли. Характерные черты и периодизация русской философии. Религиозно-философская мысль в средневековой Руси. Становление и развитие русской философской мысли. Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий. Нил Сорский. Политическая концепция «Москва – третий Рим». Философская мысль в России в XVIII веке. Философские воззрения М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Славянофильство и западничество в русской общественно-политической мысли XIX века. Идеи материализма и социализма. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Льва Толстого. Философско-социологические взгляды К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева.
Русская религиозно-идеалистическая философия на рубеже XIX-XX вв. Философия всеединства В.С. Соловьева. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева.
Русский космизм К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Русский марксизм Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Русская философия советского периода.
Контрольные вопросы
1. В чём проявилось влияние византийских традиций на становление и развитие русской философии?
2. Каковы характерные черты русской философии?
3. Какова идея концепции «Москва – третий Рим»?
4. Как называется философия М.И. Ломоносова и в чём её особенность.
5. Что составляет основу спора между славянофилами и западниками?
6. Назовите основных представителей русского позитивизма.
7. В чём состоит особенность культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского?
8. Какую роль сыграло в философии Н.А. Бердяева понятие свободы?
9. Что такое «Русская идея»?
10. Почему М.В. Ломоносова называю «нашим первым университетом»?
Рекомендуемая литература
1. Бердяев Н.А. Самосознание. – М., 1991.ю
2. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 2005.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 2002.
4. Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2007.
5. Гуревич П.С. Философия человека. – М., 2001.
6. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007.
7. Михайлова Е.Е. Русская философия: Учебное пособие. – Тверь, 2009.
8. Сербиенко В.В. Русская философия. Курс лекций. – М., 2006.
9. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2008.
10. Хрестоматия по истории философии. – М., 2000.
Тема 6. Философское учение о бытии (онтология).
Понятие, структура и общая характеристика бытия. Основные концепции и формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика социального бытия. Духовное бытие и его формы.* Понятия материального и идеального. Материя как объективная реальность. Эволюция представлений о материи. Основные уровни организации материи и их взаимосвязь.
Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи. Понятие и основные формы движения. Движение и развитие, прогресс и регресс. Особенности концептуального, реального и перцептуального подходов к пространству и времени. Эволюция представлений о пространстве и времени. Единство материи, движения пространства и времени.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные формы бытия.
2. Как изменилось представление о материи в ходе его исторического развития?
3. Каков способ философского определения материи?
4. В чём Вы усматриваете сущность материи?
5. Какая форма движения материи является главной в работе компьютера?
6. Являются ли пространство и время особыми, самостоятельными физическими реальностями?
7. Различаете ли Вы понятия «материя», «реальность», «бытие»?
8. Назовите основные формы движения материи.
9. В чём заключается единство мира?
10. Как изменились представления о структуре и законах движения материи в связи с новыми открытиями в естествознании?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.
2. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.
3. Кузнецов В.Г., Миронов В.В. и др. Философия: Учебник. – М., 2006.
4. Лукач Д.К. Онтология общественного бытия. – М., 1991.
5. Солопов Е.Ф. Философия. – М., 2006.
6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.
7. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
8. Философский энциклопедический словарь. – М., 2004.
9. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
10. Хитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.
Тема 7. Философское учение о развитии.
Диалектика как общая теория развития. Понятие развития. Общая характеристика учения о развитии и всеобщей связи. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Основные философские концепции развития – диалектика и метафизика, догматическое мышление, софистика, схоластика и эклектика как альтернативы диалектики.* Принципы диалектики – объективности, всеобщей связи и развития.
Понятие и общая характеристика закона. Классификация зконов. Основные законы диалектики.
Категории диалектики. Понятие категорий и их концептуальная структура. Универсальные связи бытия: единичное и целое, явление и сущность. Структурные связи бытия: часть и целое, содержание и форма, элементы и структура. Причинные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. «Парные» категории диалектики как опорные пункты познания и их объективное содержание.
Контрольные вопросы
1. Что такое диалектика? В чём её противоположность метафизике, эклектике и софистике?
2. Что такое объективная диалектика, субъективная диалектика?
3. Что такое принципы диалектики, что они означают.
4. Объясните, в чём состоит совпадение диалектики, логики и теории познания?
5. Выражением каких связей объективного мира является закон?
6. Какие основные функции выполняет диалектика?
7. Что общего и в чём отличие категорий диалектики от понятий других наук?
8. Когда количественные изменения приводят к коренным качественным преобразованиям?
9. Объясните, почему противоречие является источником движения и развития?
10. В чём состоит методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.
2. Горакгауз Ф.А., Ефран И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2007.
3. Диалектика в науках о природе и человеке. – М., 2001.
4. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
5. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.
6. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М., 2005.
7. Куратов В.И. Начало философии: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.
8. Лутченко В.А. и др. Философский энциклопедический словарь. – М., 2006.
9. Люсый А.П. Сквозь символы. Диалектика символизации как фундаментальное основание прикладной культурологии // Вопросы философии. 2009, № 10.
10. Бересон А. Длительность и одновременность. – М., 2006.
Тема 8. Сознание.
Проблема сознания в философии. Понятие и структура сознания. Общая характеристика теорий происхождения сознания и мышления. Основные факторы становления, развития и функционирования сознания. Технические структуры и рациональный характер деятельности. Генезис коллективного взаимодействия как важнейший фактор формирования и развития сознания.
Сознание как высшая форма психологического отражения действительности. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения. Сознание как высшая форма отражения. Соотношение понятий материальное и идеальное, психика, сознание, бессознательное. Генетическая и социальная обусловленность сознания. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Язык как способ существования сознания. Естественные и искусственные (формализованные) языки, «диалог» человека с компьютером. Проблема формирования экологического сознания.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?
2. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «душа» и «человеческое сознание»?
3. Можно ли понять природу человеческого сознания,изучая только человеческий мозг?
4. Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?
5. Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
6. Назовите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных?
7. В каком смысле идеальное предшествует материальному процессу труда?
8. В каком смысле ощущение и мысль можно рассматривать как продукт материи?
9. Может ли сознание отдельного человека отобразить всю совокупность взаимоотношений людей в обществе?
10. Каким образом экономически господствующий класс навязывает свое сознание обществу?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.
2. Бессознательное. – М., 1994.
3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.
4. Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии. 2009, № 2.
5. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
6. Лоренц К. Аргессия. – М., 1994.
7. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.
8. Мозг и разум. – М., 1994.
9. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
10. Таранов П.С. Философия. Биографический словарь. – М., 2004.
Тема 9. Познание как проблема философии. Наука и научное познание.
Проблема познания в философии. Исторический аспект проблемы познания. Проблема познаваемости мира и её решение в истории философии. Агностицизм и его формы. Социальная природа познания. Познание как отражение действительности. Диалектический характер процесса познания. Субъект и объект познания, их взаимодействие. Виды познания. Чувственное и рациональное познание.
Особенности научного познания как специфического вида духовной деятельности. Структура научного познания, его методы и формы. Современная научная картина мира. Понятие и основные формы научного познания: научная проблема, гипотеза, научный факт, теория, доказательство.
Понятие истины и её характеристика. Истина как процесс. Соотношение абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение. Критерий истины. Практика как основа, цель познания и критерий истины.*
Методология науки и методы научного познания. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Роль всеобщих философских методов в научном познании. Проблемы формирования стиля методологической культуры учёного.
Контрольные вопросы
1. Верна ли применительно к науке следующая формула:
Практика = Эксперимент?
2. Относится ли к практике научный эксперимент?
3. Дайте оценку и анализ следующему высказыванию: «Практика без теории слепа, теория без практики безжизненна».
4. Любое ли взаимодействие включает в себя отражение?
5. Может ли метафизическое мышление правильно отражать объективную реальность?
6. Является ли информацией любой результат отражения?
7. Чем определяется познавательная деятельность человека?
8. В чём состоит противоречивость процесса познания?
9. Какова природа познания и существуют ли пределы познания?
10. Является ли практика единственным критерием истины?
Рекомендуемая литература
1. История, философия и методология науки: Хрестоматия. – М., 2005.
2. Лебедев С.А. и др. Выведение в историю и философию науки. – М., 2005.
3. Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2005.
4. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.
5. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии. 2009, № 10.
6. Пирожкова С.В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии. 2009, № 6.
7. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
8. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
9. Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009, № 5.
10. Шахов М.О. Возможен ли переход от знания о сущем к знанию о должном // Вопросы философии. 2009, № 11.
Раздел 3.
Тема 10. Общество как объект философского анализа.
Понятие «общество» и его социальная структура. Основные социальные общности людей. Социальные слои, группы, классы. Специфика социальной деятельности. Деятельность и поведение. Виды предметно-практической и духовной деятельности. Общество как совокупность общественных отношений. Структура общественных отношений, её основные элементы. Отношения общения, их роль в историческом развитии.*
Философские концепции истории общества и государства. Гражданское общество и государство. Первичные и вторичные уровни общественной жизни. Социо-культурные регулятивы общественного развития. Сфера управления общественными процессами.
Контрольные вопросы
1. Что Вы понимаете под социальными общностями людей?
2. Какова структура общества?
3. Чем принципиально отличается общество от государства?
4. Назовите основные современные теории общества?
5. В чём, с Вашей точки зрения, отличие законов природы от социальных законов?
6. Является ли социальная философия наукой?
7. Чем отличается социальная философия от специальных общественных наук?
8. В чём состоит особенность, специфика социальной философии?
9. Каково назначение социальной философии?
10. В чём состоит методологическое значение социальной философии?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007.
3. Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры // Вопросы философии. 2008, № 8.
4. Ильин В.В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.
5. Куратов В.И. Начала прагматической антропологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.
6. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.
7. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008, № 7.
8. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
9. Россман В. Мистерия центра: Идентичность и организация социального пространства в современных и традиционных обществах // Вопросы философии. 2008, № 2.
10. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2006.
Тема 11. Сферы общественной жизни.
Понятие и структура общественной жизни. Основные сферы жизни общества. Диалектика общественного бытия. Общие законы и специфические формы их проявления в истории. Особенность материально-производственной жизни общества. Производственная деятельность и её роль в общественном развитии. Противоречие в системе «общество – природа». Гуманистическая ориентация материального производства. Нравственное и эстетическое отношение человека к природе.
Способ производства и его структура. Роль способа производства материальных благ в жизни общества. Научно-технический прогресс и эволюция материально-производственной жизни общества. Социальные критерии научно-технического прогресса.
Социальная сфера жизни общества. Демократизация всех сфер социальной жизни общества. Социальная справедливость как основная правовая ценность. Основные институты социальной сферы жизни общества. Проблема формирования институтов гражданского общества.
Политическая сфера жизни общества. Понятие и общая характеристика политики как общественного явления. Структура и основные элементы политической системы общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества. Государство и гражданское общество. Политические союзы, партии и организации целевого назначения. Политическая деятельность, политическое сознание, политические отношения, политическая власть.
Духовная сфера жизни общества. Понятие и структура духовной жизни общества. Духовная деятельность и духовные потребности. Производство, воспроизводство и удовлетворение духовных потребностей.
Идеологическая сфера жизни общества. Понятие общественной психологии и общественной идеологии как форм общественного сознания. Структура и социальные функции общественной идеологии и общественной психологии.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные сферы жизни общества.
2. В чём специфика материально-производственной жизни общества?
3. Какова роль производственной деятельности в жизни общества и человека?
4. Как Вы относитесь к утверждению о возрастании роли техники и организационных форм технологий в общественной жизни?
5. Каковы критерии общественного прогресса?
6. Назовите основные институты жизни общества?
7. В чём Вы видите сложность формирования институтов гражданского общества в нашей стране?
8. Как соотносится государство и гражданское общество? Объясните Вашу позицию?
9. Назовите основные признаки и функции государства?
10. Дайте определение общественной психологии и общественной идеологии.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.
2. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали // Вопросы философии. 2006, № 5.
3. Генон Ф. Кризис современного общества. – М., 2008.
4. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
5. Капустин Б.Г. Заметки об «общественной морали» // Вопросы философии. 2006, № 12.
6. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.
7. Кравченко И.И. Политика и сознание // Вопросы философии. 2006, № 11.
8. Кузьмин М.Н., Артименко О.И. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтнического российского социума // Вопросы философии. 2006, № 6.
9. Миронов В.В. Философия. – М., 2008.
10. Назарчук А.В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана // Вопросы философии. 2006, № 6.
11. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
Тема 12. Проблема периодизации всемирной истории.
Понятие и сущность периодизации всемирной истории. Характеристика основных концепций периодизации общественного развития.* Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
Понятие и структура общественно-экономической формации. Диалектика взаимосвязи базиса и надстройки. Противоречие как источник развития общественно-экономической формации. Роль науки, техники и технологии в формационном развитии общества. Становление, развитие и смена общественно-экономических формаций как естественноисторический процесс.
Цивизационное развитие общества. Специфика философского подхода к цивилизации. Понятие цивилизации как ступени развития общества. Соотношение цивилизации и культуры. Культура как цель, средство и результат человеческой деятельности. Типы культур. Общая характеристика различных типов культур. Материальная и духовная культура. Развитие общества как возникновение, функционирование и эволюция культуры и социальных общностей людей. Виды цивилизации. Структура и основные элементы цивилизации. Роль социальных институтов общества в историческом развитии.
Контрольные вопросы
1. В чём заключается специфика философско-исторического подхода к обществу?
2. Назовите основные критерии периодизации всемирной истории и её основные концепции.
3. Дайте философский анализ формационной и цивилизационной концепции общественного развития.
4. Что Вы понимаете под общественным развитием и каковы его основные критерии?
5. Какое смысловое значение Вы включаете в понятие «общественно-экономическая формация?
6. Какова структура и основные элементы общественно-экономической формации?
7. Что такое экономический базис и политическая надстройка?
8. В чём Вы усматриваете многозначность культуры?
9. Назовите основные признаки цивилизации?
10. Дайте характеристику современной эпохи.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация. – М., 2006.
2. Алексеев П.В. Философия. – М., 2007.
3. Генон Р. Кризис современного общества. – М., 2008.
4. Канке В.А. Философия. – М., 2007.
5. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.
6. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: Учебное пособие. – М., 2006.