Глава i. предмет марксистско-ленинской
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
___
Российский государственный университет правосудия
Москва
Содержание
Введение …………………………………………………………………. | ||
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………… | ||
1.1. Специфика предмета марксистско-ленинской философии ……………... | ||
1.2. Социалистическая революция и право …………………………………… | ||
1.3. Закономерности развития социалистического права ……………………. | ||
ГЛАВА II. ПРАВО И КОММУНИЗМ ………………………………… | ||
2.1. Проблема «право и коммунизм»: значение в общей теории права……………………………………….......... | ||
2.2. Право и коммунизм: общие положения ………………………………….. | ||
Заключение ……………………………………………………………… | ||
Литература ……………………………………………………………… |
Введение
Классическая марксистская философия возникла в 40-х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенности к проблемам земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономике, социальным отношениям, политической жизни.
Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:
1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.
2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это – открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.
3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия – Гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.
Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Маркса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш. Фурье).
Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленной Руссо, опирается на представление о том, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Весь исторический процесс марксизмом был разделен на две крупные эпохи:
1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка и т.д.
2. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояния несвободы в царство подлинной свободы. В марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма - это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.
«Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма, в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.
Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма (в Западной Европе – Меринг, Лафарг, Каутский и др.). Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.
Взгляды Ленина, весьма радикальные, изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.
В работе представлен анализ методологических и исторических аспектов развития марксистско-ленинской философии.
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Марксизм-ленинизм представляет собой цельную и стройную систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Философия марксизма-ленинизма — это диалектический и исторический материализм.
Великая жизненная сила марксистско-ленинской философии состоит в том, что она неразрывно связана с коренными интересами рабочего класса, представляет собой их научное выражение, является идейным оружием пролетариата в борьбе за коммунизм. Диалектический и исторический материализм основывается на данных науки и практики, вскрывает наиболее общие закономерности развития мира и тем самым вооружает людей правильным методом познания и революционного преобразования действительности.
Главное назначение диалектического и исторического материализма в современную эпоху состоит в том, чтобы активно содействовать строительству коммунизма. Марксистско-ленинской философии принадлежит огромная роль в формировании у людей научного материалистического мировоззрения, в воспитании у них коммунистического сознания, таких моральных качеств, которые должны быть присущи человеку коммунистического общества.
Как наука диалектический и исторический материализм имеет свой самостоятельный предмет исследования, отличный от предмета других наук. Определить предмет философии марксизма-ленинизма — значит выяснить специфику этой науки и ее место в общей системе научного знания.