На лекциях и семинарах
Навигатор самостоятельной работы студента
По дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических и непедагогических специальностей
Пермь
пгпу
УДК 1
ББК Ю 1
Н 153
Р е ц е н з е н т ы :
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Пермского государственного педагогического университета
А. Л. Жуланов
Автор-составитель: канд.филос.наук, доцент А.А. Краузе
Н 153 | Навигатор самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия»: учеб.-метод. пособие для студентов педагогических и непедагогических специальностей / автор А.А. Краузе ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 62 с. |
Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения и включает пояснительную записку, темы контрольных работ, рефератов, эссе и методические рекомендации по их выполнению и оформлению, списки литературы и источников.
Адресовано студентам, обучающимся в ПГПУ по различным специальностям
УДК 1
ББК Ю 1
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Краузе А.А., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………….....4
Раздел 1. Организация самостоятельной работы студентов на
лекциях и семинарах ………………………………………………………5
Раздел 2. Основные требования к конспектированию
в рабочей тетради…………………………………………………………..5
Раздел 3.Основные требования к работе с монографией……………....11
Раздел 4. Методические указания по выполнению реферата……….......29
Раздел 5.Методические указания по выполнению эссе………………....48
Раздел 6.Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы………………………………………………………..51
Приложение 1……………………………………………………………….58
Приложение 2……………………………………………………………….59
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Навигатор самостоятельной работы студентов предназначен для педагогического и непедагогического бакалавриата очной и заочной форм обучения. Основная задача данного учебно-методического пособия состоит в том, чтобы помочь студентам организовать процесс самостоятельной работы.
Цель настоящего учебно-методического пособия помочь:
- сформировать в сознании студентов философскую картину мира и показать ее эволюции за последние полтора века;
- выработать умение ориентироваться в сложном, многообразном материале, репрезентирующем развитие философской мысли;
- сформировать устойчивые навыки самостоятельной работы.
Содержание пособия обеспечивает целостность изучения дисциплины «Философия» в рамках государственного стандарта и направлено на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее достижения (ОК-1);
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в совей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).
В учебно-методическом пособии представлено пять основных разделов: методические рекомендации по освоению лекционного курса и семинарских занятий, основные требования к конспектированию в рабочей тетради, основные требования к работе с монографией, методические указания по выполнению реферата, методические указания по выполнению эссе, методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
Издание ориентировано на объективные профессиональные требования, предъявляемые к бакалаврам, оно учитывает особенности общекультурной подготовки студентов, их профессиональные интересы и склонности.
РАЗДЕЛ 1
Организация самостоятельной работы студентов
на лекциях и семинарах
Первые методические указания по организации самостоятельной работы студент получает на первой лекции, при первом знакомстве с дисциплиной «Философия».
На вводном занятии внимание студентов акцентируется на том, как слушать и записывать лекции, как оформлять конспект. Существенным моментом лекции, обеспечивающим успешную самостоятельную работу, является указание необходимой по данной теме литературы, пояснение, на какие вопросы темы следует искать ответ в том или ином источнике. Важное значение имеют небольшие по объему задания. На лекции невозможно раскрыть содержание всех вопросов учебной программы, поэтому часть из них лектор предлагает студентам изучить самостоятельно, указав необходимую литературу.
При организации самостоятельной работы в подготовке к семинарам составляется план семинаров с указанием обязательной и дополнительной литературы, а также требование обязательного конспектирования первоисточников. Формой самостоятельной работы студентов является также подготовка докладов для выступления на семинарах и конференциях.
К каждому докладу преподаватель рекомендует литературу, дает студенту конкретные советы, как составить план, какие положения и в каком порядке излагать, как выделить основные проблемы, как оформить научный аппарат, устанавливает срок представления работы. Преподаватель делает соответствующие замечания, студент их учитывает. Для выступления на семинаре дается 10-15 минут.
РАЗДЕЛ 2