Эмпирическое и теоретическое познание

Чувственное познание - это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.

Эмпирическое познание - это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.

Эмпирическое познание - это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным в чувственном познании является ощущение -простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Ощущения имеют широкий спектр модальности:

- зрительные;

- слуховые;

- вибрационные;

- кожно-осязательные;

- температурные;

- болевые;

- мышечно-суставные;

- ощущения равновесия и ускорения;

- обонятельные;

- вкусовые;

- общеорганические.

Объективная основа восприятия образа как целостного - это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.

Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Память, представления и воображение.Ощущения и восприятия - это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти.Никакое познание немыслимо без феномена памяти.

Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.

Представления -это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.

В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением.

Воображение - это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.

Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, - это наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания.

Экспериментомназывается метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.

Научный факт.Установление фактов - это необходимое условие научного исследования.

Факт -это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами.

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Методологиейназывается учение о методах познания и преобразования действительности.

Методомназывается система регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической деятельности.

Методикойназываются конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Методика основана на методологических принципах и производна от них.

Метод находится в неразрывной связи с теорией, что находит свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых - универсальность.

К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и синтез; индукция и дедукция и др.

Философские методы - это приемы исследования объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во "взаимной дополнительности" отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Сравнительно-исторический метод -это установление различия и сходства предметов.

Сравнение - необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство:

- тех или иных животных;

- определенных языков;

- народов;

- некоторых религиозных верований;

- художественных методов;

- закономерностей развития общественных формаций и др.

Анализ и синтез. Анализомназывается мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтезомназывается мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрагирование - это выделение с помощью мысли:

- какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами;

- какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;

- какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Абстрагирование - это необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще.

Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования.

Идеализация -образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.

Обобщение - мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Процесс ограничения - мысленный переход от более общего к менее общему.

Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.

Наши рекомендации