Первоначальный сон-сан
Первоначальный сон-сан (сон-сан Бога) — это аспект Бога, соответствующий душе, фундаментальная причина невидимых, функциональных, аспектов всех предметов творения. Нематериальные аспекты творения — это душа человека, инстинкт животных, жизненная сила растений и физико-химические свойства веществ.
Сон-сан Бога проявляется в тварном мире в различной степени, образуя различные уровни нематериальных аспектов. Например, в химических веществах сон-сан Бога находится в скрытом состоянии и проявляется только символически. В растениях сон-сан Бога проявлен более отчетливо. У животных — в еще большей степени. И наконец, у человека сон-сан Бога проявляется наиболее полно.
Дальнейший анализ первоначального сон-сан показывает, что он составляет аспекты функций и аспекты формы, которые называются, соответственно, внутренним сон-сан и внутренним хён-сан. Внутренний сон-сан обладает интеллектуальными, эмоциональными и волевыми способностями; внутренний хён-сан содержит идеи, концепции, принципы (законы), математические зависимости и т.д. Внутренний сон-сан — субъектная часть внутри сон-сан, а внутренний хён-сан — объектная часть внутри сон-сан.
Интеллект — это способность познавать: воспринимать, рассуждать и строить умозаключения; эмоции — способность чувствовать: ощущать радость, гнев, грусть, печаль, утешение и пр.; воля — способность к волевому акту, то есть способность желать, иметь намерение и решимость. Восприятие относится к способности получать представления или воспринимать образы, создаваемые объектом. Рассудок относится к способности строить суждения путем использования концепции. Разум относится к способности делать выводы с помощью концепций, а также постигать универсальные истины и сущность вещей.
Для примера рассмотрим, как Исаак Ньютон (1643—1727) открыл закон всемирного тяготения. Посредством восприятия Ньютон обнаружил, что с яблони на землю упало яблоко. С помощью рассудка он пришел к суждению, что яблоко упало вследствие притяжения конкретной силой. Наконец, с помощью разума Ньютон сделал вывод, что причиной падения яблока на землю явилось существование всеобщего тяготения.
Однако из сказанного не надо считать, что Бог использует в логическом мышлении Свой рассудок, основанный на чувственном познании. Напротив, интеллектуальная способность Бога заключает в себе три функции, существующие в единстве: восприятие, рассудок и разум. У человека же эти функции дифференцируются на последовательные стадии: восприятие, рассудок и разум.
Далее рассмотрим внутренний хён-сан. Божественный Принцип гласит, что, “хотя внутренний характер (сон-сан) невидим, он имеет определенную форму” 2. Это означает, что сон-сан уже содержит в себе элемент формы, а именно внутренний хён-сан. Божественный Принцип утверждает также, что “хён-сан может быть также назван вторым сон-сан” 3. Это означает, что форма внутри души (внутренний хён-сан) проявляется как внешняя форма (первоначальный хён-сан).
Когда мы видим цветок, птицу или горы, образы увиденного остаются в нашей душе. Основываясь на этих образах, мы создаем идеи или концепции. Что касается человека, то идея или какая-либо концепция появляется в нашей душе только тогда, когда мы познали нечто эмпирически 4. Бог, однако, владел идеями и концепциями еще до сотворения Вселенной. В книге Бытия написано, что когда Бог сказал: “Да будет свет...”— появился свет, а когда Он сказал: “Да будет твердь!”— появилась земля. После того как Бог провозглашал появление чего-либо, оно появлялось: “И стало так” (Быт. 1:3-9). Это означает, что все осуществилось именно так, как представил себе или задумал Бог. Стало быть, при сотворении Вселенной Бог руководствовался заранее имевшимися у Него идеями и концепциями.
Идеи и концепции относятся здесь к образам, или представлениям внутри души. Идеи относятся к конкретным представлениям об отдельном предмете творения, концепции — к представлениям об абстрактных элементах, присущих многим конкретным предметам. По мнению Платона (427—347 до н.э.), именно нематериальные идеи являются подлинной реальностью. Иначе говоря, Платон постигал идеи и концепции внутри Первоначального образа.
Принципы — это основные законы. Законы, открытые людьми, разнообразны, и некоторые их аспекты со временем меняются. Первоначальные законы тем не менее абсолютны. Законы, существующие внутри Бога, — Принципы. Первоначальные законы обнаруживаются в аспекте сон-сан и в аспекте хён-сан. Аспект сон-сан относится к нормам, действующим в человеческом обществе, таким, как этика и мораль. В отличие от него, аспект хён-сан относится к законам природы.
Более того, Бог, если можно так сказать, — есть Математическая сущность. В Его внутреннем хён-сан заключено математическое содержание в виде бесконечного числа математических величин и отношений. Пифагор (ок. 570—496 до н.э.) рассматривал числа как источник Вселенной. Очевидно, он был способен постичь идею о том, что внутри Первоначального образа лежат математические закономерности. На протяжении истории ученые вывели множество математических формул. Можно сказать, что каждый из них открывал некую часть математической природы Бога. Британский физик Поль Дирак (1902—1984), сформулировавший законы квантовой механики, говорил, что Бог — это математик высокого класса, ибо при создании Вселенной Он использовал высшую математику 5. Таким образом, Дирак свидетельствовал, что Бог — действительно Математическая сущность.
Эдмунд Гуссерль (1859—1938), основатель феноменологического направления, исследовал структуру чистого сознания. Согласно его воззрениям, чистое сознание — это сознание, из которого временно устранены суждения относительно существ, находящихся во внешнем мире. Анализируя структуру чистого сознания, он выделяет в нем функциональную и объективную части, иными словами, мыслящую часть и часть, являющуюся сознанием о .... Эти части, названные им ноэзис и ноэма, близки по смыслу внутреннему сон-сан и внутреннему хён-сан в философии Объединения. Гуссерль исследовал человеческое сознание. Однако следует отметить, что существование как функциональной, так и объективной части в человеческом сознании обусловлено тем, что именно так организован сон-сан Бога, а человек создан по образу Бога.