Атеистически-материалистическое направление
Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Жан Мелье(1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму). Этот философ-материалист не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога), не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души. Если Лютер и Кальвин лишь подвергли сомнению необходимость некоторых церковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отвергнув все основные догматы католической веры. Прежде всего, он критикует само содержание Библии: показывает несостоятельность сведений о явлениях Бога людям, показывает, что все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой различные вариации мифов, которые существовали до появления Библии. Идея возникновения мира в результате комбинаций разных веществ представляется ему гораздо более достоверной, чем идея сотворения мира Богом. Если ранее философы стремились найти доказательства существования Бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что Бога не существует. Сам Мелье придерживался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье является не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культ и поклонение богам» – это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство». Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку политики правителей, которые использовали веру в Бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким проявлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достоянием общества только после смерти философа. Обращаясь к посещавшим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им глаза и «показать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать».
Он считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи, которая является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению. Материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи. Познание при этом представляет собой отражение материи самой материей, а источником большинства знаний являются чувства.
Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда. Поэтому он выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности. В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к только к первым ярким атеистам, но и к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Жюльен Ламетри(1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге. Ламетри выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Он был утилитаристом, считал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Одним из самых выдающихся французских философов-материалистов был Дени Дидро(1713 – 1784). Он внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».«Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов. Он признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи. Движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению). Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи. В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеалом государства считал «просвещенную монархию», экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Дидро также выступает критиком христианской религии. Он обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий, из которых в дальнейшем сами церковники отобрали только четыре, признав остальные недостоверными. Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у язычества некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией матерью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христианства (и в частности, догмата о триединстве бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.
Близкую позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает один из самых прямолинейных философов эпохи Просвещения Поль Гольбах(1723 – 1789).Так, критикуя Ветхий завет, он, аналогично другим мыслителям, например Спинозе, сомневается в том, что Моисей на самом деле является автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказывается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На основании подобных фактов Гольбах делает вывод, что произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время. Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения религии.Одним из таких источников является иудаизм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов».
Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»), освободили философию от многих религиозных предрассудков, дали более реалистическое определение субстанции – материя, выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя, подвергли критике сверхчувственное знание, обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма, обосновали идеи социальной справедливости и др.