Какие формы (пути) познания представлены в данном фрагменте текста? Какой их них является истинным?
16. В учении Демокрита (460 – 370 до н. э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. Бытие – это атомы ( неделимые бесконечные по числу частицы), а небытие – пустота. Мир един, т.к. основу его составляют атомы. Атомы сталкиваются, сплетаются между собой и образуют все видимое многообразие вещей.
Как называется учение Демокрита? Какими свойствами, согласно Демокриту, обладают атомы?
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
периодизацию средневековой философии;
- содержание христианских догматов;
- сущность схоластики;
- специфику социально-политических учений Возрождения
уметь
самостоятельно осуществлять поиск и отбор научной информации;
- аргументировано представлять позицию авторов по различным философским проблемам;
- использовать положения и категории средневековой и ренессансной философии для оценивания и анализа соответствующего исторического периода и тенденций дальнейшего общественного развития;
владеть
- пониманием общей направленности развития европейской философии средних веков и эпохи Возрождения и содержания гуманистических ценностей.
1. Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии.
2. Проблемы средневековой философии (бог и человек, вера и знание, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Номинализм и реализм.
3. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно.
4. Человек, общество и государство в философии Возрождения. Н. Макиавелли.
Основные этапы средневековой философии: патристика, схоластика. Особенности средневековой философии. Основные проблемы Средневековой философии: проблема человека (дух-душа-тело), соотношение знания и веры, проблема доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм.
Особенности философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Натурфилософия Николая Кузанского. Естествознание и философия в эпоху Возрождения. Натурфилософия Дж. Бруно. Социальная философия Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Реформация.
Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, буддизм, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклирикализм, утопия, абсолют.
Контрольные вопросы
1. Каковы социально-исторические предпосылки возникновения средневековой философии?
2. Какие философские положения античности легли в основу средневековой философии?
3. Почему картина мира в период средневековья основана на теоцентризме?
4. Какое место занимает идея креационизма в философии средневековья?
5. Что является высшей формой знания в средневековье? Почему?
6. В чем суть полемики реализма и номинализма?
7. Какие виды познания истин выделяются в следующем отрывке Фомы Аквинского: «Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь, двояко: первый вид умозрителен, когда некоторому лицу открываются божественные тайны; другой же род познания связан с чувством и производит любовь к Богу».
8. Что представляет собой гуманизм Возрождения? В чем выражаются его противоречия?
9. Как рассматривается в философии Возрождения проблема человека?
10. В чем выражается пантеизм философии Возрождения?
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014.
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014.
3. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010.
Дополнительный
1. Августин. Исповедь/Августин. М.: Ренессанс, 1991.
2. Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Кратка история этики. – М.: Мысль, 1987.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.6 Мысль, 1978.
4. Лоссикй В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие. – Киев: Путь к Истине, 1991.
5. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. Произведения. – Ростов н /Д., 1998.
6. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. – М.: Юристъ, 1996.
7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди/Л.М. Баткин. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 1995.
8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности/Л.М. Баткин. М.:Наука, 1989.
9. Косевич. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета // Филос. Науки. – 1992. - №2.
10. Кураев А. Человек перед иконой: (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991.
11. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – Спб.: Изд-во СПбГУ, 1993.
12. Жаров С.Н. Христианство как духовный стержень европейской культуры // Культурология: Учебное пособие для вызов / Отв. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996.
13. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985.