Список справочных изданий
1. Блинников, Л. В. Великие философы : учеб. словарь-справочник /
Л. В. Блинников. – М., 1998.
2. Голуб, Л. Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему
учениям / Л. Ю. Голуб, О. Ю. Другова, П. Ю. Голуб. – М., 2003.
3. Ивин, А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никофоров. – М., 1997.
4. Мифологический словарь для школ, лицеев, вузов / И. Н. Лосева, Н. С. Капустин, О. Т. Кирсанова, В. Г. Махтамышев. – 3-е изд., перераб.
и доп. – Ростов н/Д ; М., 2000.
5. Мифы народов мира : энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев ;
репринт. изд. «Мифы народов мира» ; в 2 т. – М., 2003.
6. Русская философия : малый энцикл. слов. – М., 1995.
7. Современная западная философия : словарь / сост. и отв. ред.
В. С. Маланов, В. П. Филатов. – М., 1998.
8. Современная философия : словарь и хрестоматия / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д : Феникс, 1997.
9. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. – М., 1998.
10. Философская энциклопедия / науч. совет изд-ва «Советская энциклопедия», ин-т философии АН СССР ; гл. ред. Ф. В. Константинов : в 5 т. – М., 1960-1970.
11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1991.
12. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губ-
ский и др. – М., 1999.
V. Формы промежуточного и итогового контроля
Формы контроля | Специальность/направление | Очное отделение | Заочное отделение |
семестр | семестр | ||
Промежуточные формы контроля | |||
Контрольная работа | Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент | - | |
Промежуточная аттестация | Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент | 3,4 | - |
Тестирование | Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент | 3,4 | - |
Итоговые формы контроля | |||
Экзамен | Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент |
Обязательным условием допуска студента к экзамену является отчет за выполнение заданий по самостоятельной работе, наличие промежуточной аттестации в каждом семестре. На экзамене студент должен продемонстрировать знание основных философских терминов, особенностей философской методологии, представление об особенностях и содержании философской картины мира, навыки анализа философских текстов, понимание места и значения философии в культуре.
Часть II. Методическое обеспечение дисциплины
I. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Философия» предполагает овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции, рекомендуемая литература.
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.
Самостоятельная работа при изучении курса философии связана не только с повторением материала лекций по конспектам и изучением учебной и справочной литературы. Необходимо обратиться к хрестоматиям, антологии мировой философии и текстам оригинальных работ философов, что требует определенных усилий, сосредоточенности, систематичности.
Курс философии для студентов дневного отделения предполагает подготовку к семинарским занятиям.
II. Материалы, устанавливающие содержание
И порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Планы семинарских занятий
Тема 1.Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы
и место в духовной культуре
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрений, их специфика. Мировоззрение и философия.
2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции.
3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).
Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира
1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.
2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).
3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).
4. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков».
5. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Философские идея Пифагора и пифагорейцев.
6. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.
7. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические идеи.
8. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.
9. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.
10. Основные философские идеи Аристотеля.
11. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков, неоплатоников, эпикурейцев.
Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения
1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.
2. Патристика. Религиозная философия Августина.
3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.
4. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения.
5. Философские идеи гуманистов.
6. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.
7. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Тема 4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII- первая половина XIX вв.)
1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.
2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевропейской философии. Проблема метода.
3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.
4. Философские идеи и идеалы Просвещения.
5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).
6. Общая характеристика немецкой классической философии.
7. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.
8. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектического метода.
9. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.
Тема 5. Отечественная философская мысль XI-XX вв.
1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.
2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.
3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).
4. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
5. Философия Всеединства В. Соловьева.
6. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шестов).
7. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)
Тема 6. Философия марксизма, ее судьба
1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки
возникновения марксистской философии.
2. Основные идеи философии К, Маркса и Ф. Энгельса: историали-
стическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека, его свободы, и освобождения.
3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской философии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о государстве и революции.
Тема 7. Западая неклассическая философия XIX - XX вв.
1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования.
2. Постклассика: позитивизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм, постпозитивизм, логический позитивизм.
3. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.
4. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.
5. З. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознательного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального характера в философии неофрейдизма.
6. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер) (по выбору).
7. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).
Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии
1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.
2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции субстанции.
3. Категория материи в философии. Материя как объективная реальность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение.
4. Феномен бытия человека.
Тема 9. Сознание как философская проблема
1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание и дух.
2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.
3. Сознание и язык.
4. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политическое, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).
Тема 10. Познание как предмет философского анализа
1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в истории философии.
2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.
3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).
4. Проблема истины в философии.
Тема 11. Философское понимание человека
1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.
2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.
3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответственность личности. Понятие отчуждения человека.
Тема 12. Основные проблемы социальной философии
1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социальной философии. Типологии общества.
2. Общественное производство, его формы, их характеристика.
3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная (по выбору студента).
4. Классификация общностей людей, их сущность.
Тема 13. Философия истории
1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в истории.
2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,
3. Периодизация истории.
4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса.
Тема 14. Философия культуры
1. Понятие культуры. Культура и природа.
2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.
3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.
4. Особенности Восточной и Западной культур.
5. Культура и общество.
6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.
Тема 15. Глобальные проблемы современности
1. Проблемы будущего человечества в философии.
2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.
3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.