Мировоззрение: исторические типы, сущность и структура, функции
Мировоззрение- это целостный взгляд на мир
Структура : (1) Мироощущение и (2) Миропонимание.
Исторические формы мировоззрения:
1)Мифологическое, как возникает, как развивается, устроен мир. Специфика: наивность, синкретизм (целостность, неразделимость) вера в сверхъестественное.
2)Религиозное,которое базируется на вере в сверхъестественное
Функции: передача информации регулирование в обществе.
3)Естественно-научное: все, включая человека, общество, объясняется объективными законами природы
4)Философская: в центре стоит человек и рассмотрения мира дает понять место человека.
Функции мировоззрения: 1.Социально-аксиологическая функция. 2.Культурно-воспитательная функция.
2. Философия: предмет, основные проблемы и связь с мировоззрением
Философия изучает наиболее общие законы существования и развития природы, общества и мышления.
Проблемы:
- история философии
- онтология (онтос – бытие) наука, изучающая устройство мира
- гносиология (гносис – знание) – теория познания как и зачем всё происходит
- методология – учение о методах
- этика – учение о нравственных принципах человека
- антропология – учение о человеке
- социология – социальная философия
Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.
3. Функции философии. Место философии в системе культуры и науки.
Функции философии:
- мировоззренческая – способствует формированию мировоззрения
- онтологическая (онтос – бытие) наука, изучающая устройство мира
- гносиологическая (гносис – знание) – теория познания как и зачем всё происходит
- методологическая - учение о методах
- ценностная – формирование ценностей
4.Основной философский вопрос. Стороны и их решения
О.В.Ф. – вопрос об отношения мышления к бытию, сознания к материи.
Возникновения философии связано с удвоениям мира.
Мир реальный – мир в нашем сознании, и человек и наука постоянно в мире решают проблемы соотношения мира виртуального к реальному.
О.В.Ф. имеет две стороны:
1) Онтологическая (онтос - как устроен мир) Что первично – материя либо сознание, бытие либо сознание.
2) Гносиологическая – познаваемый мир.
Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании.
Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения.
5. Материализм и идеализм. Основные направление развития философии
Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание - первично, а материя, природа - вторично.
Идеализм бывает объективный и субъективный. Объективный – это то, что существует вне и независимо ни от чего. Является идеей, которая определяет развитие космоса, человека. Субъективный – первичным является внутренний мир человека, его сознание, а материальный мир и природа вторичны.
Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.
Материализм развивался исторически, его основные этапы развития: древнего мира, Древней Греции, Нового Времени, метафизический XIX и диалектический.
6. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический.
Диалектический метод формируется и обосновывается как специфический философский способ исследования проблем, предполагающих постижение сущего в его таких проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». «Диалектика» - умение вести спор, диалог, беседу. Философское учение о развитии. Истоки в античности в учении Гераклита.
3 закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода качества в количество, отрицания отрицания.
Метафизика – метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась философским методом, проникла из науки.
Характерными чертами метафизического метода являются:
а) представлять мир, находящимся в покое,
б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,
в) строить категорические утверждения по принципу "или то, или это".
Диалектика и метафизика – противоположные философские методы. Диалектику и метафизику принято считать важнейшими из методов, используемых философией для познания мира.
7. Философия древней Индии. Основные направления и принципы.
Для ранних форм развития ф.д.И. было характерно то, что объектом изучения является не объективный мир (космос), а результаты взаимодействия космоса и души человека.
Основные писания: веды, ромаяна, сутры.
Основные направления, принципы:
+Д`харма – основания, которые обеспечивают закономерное развитие мира.
+Сансара – душа человека вечна, но она постоянно меняется.
+Карма – принцип воздаяния.
+Мокша – стремление к духовному совершенству, которое достижимо.
+Ахимса – «любая жизнь священна».
Буддизм. Основные истины: мир полон страданий, им есть причина, от них можно избавиться, отказавшись от земных желаний.
Нирвана – состояние покоя, просвещения.
8. Философия древнего Китая. Основные школы (даосизм, конфуцианство, легизм).
Даосизм. Связывается с именем Лао Цзы.
Главный принцип – всё в мире взаимосвязано.
Основные понятия:
Дао – естественный закон, путь; субстанция, из которой всё состоит. Дэ – благодать, даёт толчок к созданию.
Конфуцианство. 551-479 гг. до н.э. Основное произведение – «Беседы и суждения».
2 основных вопроса: - как необходимо себя вести в обществе; - как управлять людьми;
Основные принципы:
1. Жить в обществе и для общества. 2. Необходимость уступать в обществе. 3. Послушание и почитание старших. 4. Избегать крайности, соблюдать меру. 5. Быть человечным.
Легизм.4 век до н.э. Жесткая доктрина. Человек по природе эгоистичен, зол, стремится к своим целям. Его нужно ограничивать. Государство выполняет эту функцию.