Тема 9. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – ХХ ВЕКА
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
- содержание основных направлений западной философской мысли;
- сущностные характеристики иррационализма;
- основные черты и этапы позитивизма;
- содержание и основные формы экзистенциализма;
- значение психоаналитической философии в контексте европейской философии и культуры;
уметь
- находить социальные, естественнонаучные и гуманитарные основания современных философских направлений, течений и школ;
владеть
- навыками критического анализа основных проблем, поставленных современной западной философией и применения их для осмысления личных, профессиональных и общественных задач.
1. Характерные черты философской мысли ХIХ-ХХ в. Философский иррационализм.
2. «Философия жизни» и ее разновидности (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).
3. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм).
4. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (Хайдеггер, Камю, Сартр, Ясперс).
5. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Витгенштейн,Рассел, Поппер, Лакатос).
Переход к неклассической философии. Разоружение разума. Философия Кьеркегора. Проблема одиночества человеческого существования. Иррационализм: воля против разума. А. Шопенгауэр и «воля к жизни». Ф. Ницше и «воля к власти». Идея сверхчеловека. Философия XX века: общие черты, направления (философия науки, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, неотомизм). Появление новых типов философии (неклассическая философия): сциентическая и экзистенциально-онтологическая (антропологическая). Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Существование, человек и его свобода в экзистенциализме. Философская герменевтика. Неотомизм.
Основные понятия: либидо, сублимация, воля к власти, иррационализм, сверхчеловек, воля к жизни, психоанализ, бессознательное, экзистенция, пограничные ситуации, Эрос, Танатос, сциентизм, антисциентизм, верификация, архетип.
Контрольные вопросы
1. Почему характерной чертой философии ХХ в. Является критицизм?
2. Что такое иррационализм? Каковы формы его выражения?
3. Чем характеризуется философия Ницше?
4. Каково место концепции сверхчеловека Ф.Ницше в философии ХХ в.?
5. В чем сходство и различие понятия «власть» у Шопенгауэра и понятия «воля к власти» у Ницше?
6. В чем выражается характеристика «творческой эволюции» А.Бергсона?
7. В чем философский смысл фрейдовского психоанализа?
8. Как развивалась философия психоанализа в творческом наследии Юнга и Фромма?
9. Что нового в философскую антропологию вносит экзистенциализм?
10. Каким реальностям современности отвечает неопозитивизм? Постпозитивизм?
11. Как рассматривает человека Ж.-П. Сартр? Проанализируйте его высказывание: «Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование … Субъективизм означает, что индивидуальный субъект сам себя выбирает…»
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
- Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010
Дополнительный
1. История современной западной философии: компаративистский подход. М., 1997.
2. Камю А. Бунтующий человек/А. Камю. М., 1990.
3. Кьеркегор С. Страх и трепет/С. Кьеркегор. М., 1993.
4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия/В.М. Лейбин. М., 1990.
5. Современная западная философия ХХ века. М., 1995.
6. Сумерки богов. М., 1989.
7. Хайдеггер М. Время и бытие/М. Хайдеггер. М., 1993.
8. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность/А. Шопенгауэр. М., 1992.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории/К. Ясперс. М., 1991.
Темы докладов и рефератов
1. Разум и воля – Ницше и Шопенгауэр.
2. Фрейдовский психоанализ – новый прорыв к человеку.
3. Юнговский архетипы и проблема феноменов человеческого бытия.
4. Э.Фромм – быть или иметь?
5. С.Кьеркегор как предшественник экзистенциализма ХХ века.
6. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Сартр).
7. Экзистенция и свобода «бунтующего человека» А.Камю.
8. Свобода как основание нравственности в философии ХХ века.
9. Смысл жизни как личное достояние человека.
10. Свобода и творчество в философии ХХ века.
Контрольные задания
1. Верны ли суждения об иррационализме:
А. Для иррационализма характерно отрицание разумного основания бытия.
Б. Для иррационализма характерна абсолютизация разума.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
2. Тезис о «смерти автора» был выдвинут в антропологической концепции…
а) герменевтики;
б) постпозитивизма;
в) модернизма;
г) постмодернизма.
3. Проблема свободы и ответственности личности является центральной для …
а) позитивизма;
б) постмодернизма;
в) структурализма;
г) экзистенциализма.
4. Верны ли суждения о позитивизме:
А. Позитивизм абсолютизирует методологию естественных наук.
Б.Для позитивизма характерна проблема демаркации научного знания.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
5. Обоснование негативной роли науки и техники в развитии общества характерно для…
а) сциентизма;
б) антисциентизма;
в) скептицизма;
г) технократизма.
6. Неизменные для всех времён и народов коллективно-бессознательные психические образы называются …
а)априорны формы;
б) мифы;
в) архетипы;
г) артефакты.
7. Состояние европейской культуры Фр.Ницше характеризовал как…
а) прогресс;
б) постмодерн;
в) декаданс;
г)модерн .
8. Согласно Шопенгауэру, основу мира составляет…
а) воля к власти;
б) жизненный порыв;
в) мировой разум;
г)воля к жизни.
9. В учении Фрейда бессознательное имеет происхождение…
а)биологическое;
б)божественное;
в) культурное;
г) общественное.
10. Верны ли суждения о постмодернизме:
А. Понятия «деконструкция», «гиперреальность», «симулякр» возникли в рамках постмодернизма.
Б. Для постмодернизма характерно отрицание универсальных объяснительных схем (метанарративов).
а)верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г)оба суждения неверно.
11. Установите соответствие между авторами и разработанными понятиями:
1.Пролиферация (размножение) теорий А. Т. Кун
2.Исследовательская программа Б П. Фейрабенд
3.Научная парадигма В. И. Лакатос