Понятие и структура мировоззрения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОСОФИЯ:
КУРС ЛЕКЦИЙ
Орел
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
1.1. Понятие и структура мировоззрения.
1.2. Субъекты мировоззрения.
1.3. Уровни мировоззрения.
1.4. Типы мировоззрения
1.5. Культурно-исторические формы мировоззрения.
ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
2.1. Понятие мифа
2.2. Особенности архаичного мышления
2.3. Типология мифов
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
3.1. Понятие философии
3.2. Состав философского знания
3.3. Функции философии
3.4. Философия в системе культуры
ГЛАВА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
4.1. Основания типологии философских учений
4.2. Основной вопрос философии
4.3. Иные подходы к типологии философских учений
ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА 5. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
5.1. Общая характеристика
5.2. Древнегреческая мифология
5.3. Становление древнегреческой философии.
5.3.1. Космологический период.
5.3.2. Антропологический период.
5.4. Классический период древнегреческой философии
5.4.1. Объективный идеализм Платона
5.4.2. Энциклопедическое учение Аристотеля
5.4.3. Малые сократические школы
5.5. Эллинистически-римская философия
5.5.1. Скептицизм
5.5.2. Эпикуреизм
ГЛАВА 6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
6.1. Периодизация.
6.2. Становление христианства.
6.3. Патристика.
6.4. Схоластика.
ГЛАВА 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7.1. Понятия и термины. Периодизация.
7.2. Общая характеристика эпохи Возрождения.
7.3. Характерные черты и этапы философии Возрождения.
7.4. Ренессансный гуманизм.
7.5. Социальная философия эпохи Возрождения.
7.6. Реформация.
7.7. Натурфилософия эпохи Возрождения.
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
8.1. Общая характеристика эпохи.
8.2. Проблемы познания в философии Нового времени.
8.2.1. Проблема метода научного познания.
8.2.2. Проблема «врожденного знания».
8.2.3. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.
8.3. Проблема субстанции в философии Нового времени.
8.3.1. Дуалистическая онтология Р. Декарта.
8.3.2. Пантеистическая онтология Б. Спинозы.
8.3.3. Плюралистическая онтология Г. Лейбница
8.4. Социальная философия Нового времени.
ГЛАВА 9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
9.1. Философия И. Канта.
9.2. Философия Г. Гегеля.
9.3 Философия Л. Фейербаха.
9.4. Философия марксизма.
ГЛАВА 10. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
10.1. Социальные и духовные предпосылки развития постклассической западной философии.
10.2. Философия А. Шопенгауэра.
10.3. Философия С. Кьеркегора.
10.4. Философия Ф. Ницше.
10.5. «Философия жизни» и ее представители.
10. 6. Экзистенциализм и его представители.
10. 7. Фрейдизм и неофрейдизм.
10.8. Позитивизм и его разновидности.
10.9. Постпозитивизм (критический рационализм).
10.10. Прагматизм и его представители.
10.11. Постмодернизм. Философские настроения конца века
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия – предмет, входящий в базовую часть основной образовательной программы любого высшего учебного заведения и являющийся частью «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
Данная книга – учебное пособие, предназначенное для подготовки к сдаче экзамена по этому курсу. Книга написана в соответствии с требованиями утвержденного Министер-ством образования РФ Госстандарта, который определяет общую тематику вузовского курса философии, и может быть использована студентами всех специальностей.
ЧАСТЬ I. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Понятие и структура мировоззрения.
Наиболее распространенным определением понятия «мировоззрение», которое фигурирует в большинстве учебников по философии, является следующее: «Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире».
Несмотря на простоту данного определения, его толкование наталкивается на определенные сложности. Прежде всего, неясно, что имеют в виду под «совокупностью представлений о мире». Представления о мире многообразны: это могут быть и представления о Вселенной, и представления о полезных ископаемых планеты Земля, и представления о средствах для борьбы с тараканами. Если все эти представления включать в состав мировоззрения, то в этом случае объем понятия «мировоззрение» равен объему понятия «знание», и тогда становится неясным смысл его использования.
Менее распространенным, но, как кажется, более корректным, является определение мировоззрения как совокупности базовых взглядов, принципов и образных представлений, на основе которых возможна та или иная интерпретация явлений и событий окружающего мира. Например, признание реального существования всесильного и всеведущего Бога позволяет нам рассматривать человеческую историю как реализацию божественного замысла, отрицание же бытия Бога предполагает взгляд на человеческую историю как результат деятельности самих людей.
В идеале мировоззрение представляет собой сложную систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы.
Системообразующим элементом мировоззрения являются знания (идеи, теории, концептуальные образы), создающие определенную картину мира и человека. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многознание», которое, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей,вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п.
Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, формирует «образы» прошлого и» проекты» будущего, выстраивает программу действия.
Однако мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции, чувства и воля.
Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда - в тенденции - становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества.