Раздел III Философия бытия
Тема №9 Метафизика и онтология. Проблемы бытия
(2 часа)
Ключевые понятия: метафизика, онтология, бытие, существование, реальность, виды бытия, уровни бытия, формы бытия, объективное, субъективное, актуальное, потенциальное, субстанция, материя, атрибуты, модусы, пространство, время, движение, механицизм, структура, иерархия, элемент, система, редукционизм.
Вопросы семинара |
1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии. Структура бытия, его виды, уровни и формы.
2. Категория материи. Эволюция представлений о материи. Современная наука и философия о системной организации материи.
3. Пространственно-временная организация мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Социальное пространство и время.
4. Движение как способ существования материи и его основные формы.
Методические указания |
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо:
1. В первом вопросе – определить содержание понятий «метафизика» и «онтология», на основе рассмотрения сменявших друг друга историко-философских онтологических концепций раскрыть философский смысл категории «бытие» и охарактеризовать структуру бытия, его виды, уровни и формы.
2. Во втором вопросе – обосновать ключевое мировоззренческое значение категории «материя» для характеристики основных философских направлений (материализма и идеализма), занимающих в определении материи противоположную позицию; показать эволюцию представлений о материи в различных исторических формах материализма и раскрыть эвристический потенциал ленинского определения материи в формировании современной научно-философской картины системной организации материи.
3. В третьем вопросе – раскрыть сущность пространства и времени как атрибутов материи и основных форм ее существования, показать различия идеалистических (например, априоризм Канта) и материалистических трактовок пространства и времени (субстанциальная и реляционная концепции), а также разных видов пространства и времени: реального, перцептуального, социального.
4. В четвертом вопросе – дать характеристику движения как способа существования материи и ее неотъемлемого атрибута; привести классификацию основных форм движения материи и показать качественную специфику этих форм, различающихся тремя критериями (материальным носителем движения, типом взаимодействия и соответствующими той или иной форме движения закономерностями); в завершение вопроса необходимо определить, в чем проявляется механицизм и редукционизм при характеристике связей и отношений материального мира.
Темы рефератов |
1. Философский смысл проблемы бытия.
2. Реальность природная, социальная, субъективная, виртуальная.
3. Эволюция представлений о материи в истории философии.
4. Современная наука и философия о строении материального бытия.
5. Кризис в физике на рубеже XIX–XX вв. и ленинское определение материи.
6. Специфика социально-исторического пространства и времени.
Учебные материалы |
Таблицы и схемы
1.1. СТРУКТУРА БЫТИЯ
Виды бытия | Объективная реальность, субъективная реальность |
Уровни бытия | Актуальное бытие, потенциальное бытие |
Формы бытия | Природное бытие (неорганическое и органическое), социальное бытие, человеческое бытие, идеальное бытие, виртуальное бытие |
1.2. Общие характеристики пространства и времени[2]
Объективность Вечность Безграничность Абсолютность Относительность Прерывность Непрерывность | Пространство Время | Трехмерность, n-мерность Симметричность Изотропность Одномерность Анизотропность Однонаправленность |
1.3. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ Материи[3]
Неживая сфера (космос) | Живая сфера (биос) | Социально-организованная сфера (социум) |
Космические системы различной сложности Макроскопический Молекулярный Атомный Ядерный Элементарный Субэлементарный | Биосфера Биоценозы Виды Организмы Клетки Микроорганизмы Молекулярный уровень жизни | Метасоциальный Общество Цивилизации Общественно-экономические формации Этносы Государства Социальные группы Производственные коллективы Семья Человек |
2. Учебная литература