Б) Философия как один из исторических типов мировоззрения
«Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опирается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру. Главным вопросом мировоззрения является отношение человека к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъекта и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я». Так гласит каноническя чеканная формулировка мировоззрения. Ключевым здесь является два термина «система взглядов» и «смысл жизни». Человек обладает большим спектром точек зрения на разные проблемы, но все эти спектры находятся в жесткой зависимости от системы его мировоззрения. Иногда эта система строится самим человеком, чаще он получает ее через воспитание, серию инстинктивных выборов «того что лучше», «как все» и т.п. И если поступок человека выходит за пределы его мировоззрения ему становится неуютно и он либо возращается в систему, либо (что реже) задается вопросом что же такое произошло? Результат ответа на вопрос – смена мировоззренческих координат.
Есть мировоззрения частные (мировоззрения англичанина, сантехника, белого человека и т.п.), но существует и глобальные типы мировоззрения, который задают наиглавнейшие узелки той сети в рамках которых функционирует человеческое Я. Эти гиганты очень редко встречаются в своей чистой форме, чаще в качестве причудливой мировоззренческой смеси.
Исторически первой системой мировоззрения был МИФ. Приведем несколько адоптированную цитату из учебника профессора И. Кального, который четко и ясно изложил суть данного типа мировоззрения: «Миф — это особое мировоззрение, которое выступает фактором социализации человека. Миф — это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь. Он обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема, организует ойкумену (заселенное пространство), создает пантеон (место для богов), формирует культуру страха и ритуала. В границах решения основного вопроса мифологического мировоззрения формируются устойчивые гипертрофированные образы, закрепляющие систему табу (запретов)».
МИФ это исторически первое мировоззрения. Тоесть ныне ученым не известно мировоззрение которое существовало ДО мифа. ДО мифа можно гооврить лишь о мировосприятии, мироощущении, но никак не о системе взглядов со строгой иерархией и структурой.
«Ничто не вечно под луной» и наступил момент когда МИФ стал ломаться, мяться и крушиться под веянием великих социальных потрясений, наглых бунтов одиночек, страшных исторических катаклизмов. Произошло это примерно в 9-1 вв. до н.э. на гигантском пространстве от Китая до Британии, от Балтики до Красного моря. В результате крушения системы мифа, на исторической арене появляются два новых великих мировоззрения: РЕЛИГИЯ и ФИЛОСОФИЯ.
Религия, как мировоззрение это — это особая форма общественного и индивидуального сознания; особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный на вере в Бога и в высшую справедливость. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношение к Богу строятся на основании безоговорочного принятия авторитета Бога. Тгда как для МИФА главным было скорее сродность, солидарность с тотемом (землей, небесными светилами, зверями)
Религия дарит Человеку свободу индивидуального общения с творцом, дарует свободу выбора и свободу творчества. Религиозное мировоззрения вырывает личность из тисков коллективного бытия где все предопределенно. Религия впервые говорит о трагичности человека, которая проявляется не в заданности происходящих событий, а в ответственности человека за все происходящее с ним.
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру, Философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые (прежде всего связанные с утверждением о самодостаточности человеческого разума) логические и познавательные критерии для обоснования своих положений. Другими словами Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение образов познания и самопознания в системе субъектно-объектного отношения.
Философия отрицая РЕЛИГИЮ и МИФ (на первых порах своего существования) стремиться всему дать разумный, логически безупречный ответ. Любое явление поясняется с помощью простых и несложных логических операций. Очень наивных исходя из знания дня сегодняшнего, но крайне смелых и необыкновенно значительных с точки зрения современников тех далеких времен. Однако философы столкнулись с большой проблемой: осмысливая процессы, они не имели возможности донести свои знания другому. Первые философы вскрывали такие слои реальности о которых никто не ведал, осознавали такие законы о которых никто и не догадывался, а следовательно всей это открытой бездне не было имен. Поэтому первичными формами бытия философии не столько понятия (так называемый «птичий» язык философии), сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.
Любопытно, что изначально философия не существовала как отдельная дисциплина. Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, — все эти области, в которые была вплавлена философская рефлексия и в которых возникали философские образы. Физика живет лишь в долине физиков, а вот философия может быть таковой в любой части интеллектуального мира человека. Так, например в произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литературного творчества даже целостная философская система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов философии (например, литературное творчество Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Камю, У. Эко и др). Более того многие гении слова признаются творцами великих философских систем, а частенько выдающиеся философы-профессионалы известны как мастера прозы и поэзии.
Однако живая и трепетная философская мысль имеет строгий «порт приписки» и куда бы не отправлялись большие красивые лайнеры или шустрые чайные клипера, они всегда возращаются в родную гавань, коей является сообщество философов-профессионалов, именуемых академией.