Арабо-мусульманская философия
Средневековая философия
Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма.
Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма.
Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.
Теоретические истоки средневековой философии:
* Платонизм.
* Перипатетизм и др.
Также в европейском Средневековье источником философского мышления выступала Библия
Периодизация средневекой философии
Апологетика – 2-5 вв.
Патристика – 3-8 вв.
Схоластика – 8-14 вв.
Основные черты философии средних веков:
Ø теоцентризм,
Ø креационизм,
Ø провиденциализм,
Ø персонализм,
Ø ревеляционизм.
1. Теоцентризм– в центре мироздания Бог.
2. Креационизместь учение о том, что мир сотворен Богом.
3. Провиденциализм– судьбы мира и человека в руках Бога
4. Ревеляционизм- учение о двух путях потижения Бога: через священное Писание и через священное Предание.
5. Персонализм– принцип, согласно которому человек был создан по образу и подобию Бога, но в результате грехопадения утратил подобие, сохранив лишь образ.
Период апологетики приходится на позднюю античность, которая отошла от интуиции космоса и обратилась к религии. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина (неоплатонизм).
Основные представители философии этого периода: Юстин, Тертулиан, Климент Александрийский. Их называют апологетами центрального тезиса христианской догматики – тезиса о троичности Бога
Юстин первым дал христианству понятия античной философии и заложил основы теологического понимания истории.
В зарождающейся теологии Тертуллиан (155/165-220/240) впервые формулирует идею триединства. “Верую, ибо абсурдно” (Credo quia absurdum).
Патристика – это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политических доктрин христианских мыслителей, названных «отцами Церкви».
Ориген(ок. 185-254). Основатель библейской филологии. Ввел понятие «богочеловек». Бог – провидение в действии.Апокатастасис –возможностьспасения всех людей Богом от ада в результате покаяния.
Сотворение мира Богом считал процессом, длящимся вечно.
Три смысла Библии:
«телесное» (буквальное);
«душевное» (моральное);
«духовное», (философско-мистическое).
Августин Аврелий(Блаженный) (354 - 430 гг.)
Основатель онтологии, в центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума – «Богопознание» и «самопознание».
Августину принадлежит первая в истории мысли «Исповедь», в которой исследуется развитие человеческой личности.
Труд Августина «О граде Божьем». В нем говорится о двух типах человеческого общежития: «граде Земном» и «граде Божьем».
Боэций (480-524 гг.)
В истории философии – переходная от патристики к схоластике фигура. Прославился как переводчик и комментатор аристотелевских текстов. В трактате «Утешение" философией» развивается учение Платона о всеобщем.
Схоластика характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов аристотелизма (перипатетизма).
Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой.
Периодизация
схоластической
философии
* Зарождение – 12 век
* Расцвет– 13 век.
* Период упадка – 14 век.
Проблема универсалий: реализм (понятия существуют реально) и номинализм (понятия не существуют).
Реализм – Гильом из Шампо, др.
Номинализм – Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, др.
Фома Аквинский(1225-1274
Ангелический доктор, Доктор Универсалис
• Соединил христианство и перипатетизмом.
• Природа заканчивается в благодати, разум – в вере, философия и теология – в сверхъестественном откровении
Пять доказательств бытия Бога:
• Через движение
• Через производящую причину
• Через необходимость
• Через степень совершенства
• Через целевую причину
Труды Фомы (томизм):
• Сумма теологии
• Сумма против язычников, др.
Арабо-мусульманская философия
Основная идея арабо-мусульманской философии - монотеизм (Таухид). Согласно таухиду все едино, имеет одну универсальную причину.
Проблема целостности рассматривал с двух позиций: мистическое видение и рациональное толкование.
Рационализм исламской философии был выражен в специальном учении – Калам (речь, письмо).
Основные представители калама – мутакаллимы.
Мутакаллимы делились на ашаритов (аль-Ашари) и мутазилитов (отделившиеся)
Ашариты: Аллах вечен, Коран несотворен.
Мутазилиты: справедливость Аллаха, его обещание, одобрение и т.д.
Мутазилиты разделили атрибуты Аллах на “атрибуты как таковые” (ифт аз-Зат) и “атрибуты действия” (ифт аль-Филь)
Фалсафа(вост. перипатетизм) – течение светской философии в классическом исламе, опиравшееся на античные категории,особенно Аристотеля.
Аль-Кинди (801-873), (философ арабов) разработал следующие проблемы:
§ Рационально-аллегорическое толкование священных текстов
§ Тождество Бога с первичной субстанцией
§ Объяснение сотворение как изначальный дар Бога
§ Эманация (проистекание мира из сущности Бога);
Абу Насыр аль-Фараби(873-950)
Философия и религия возникают благодаря тому, что люди разработали «практические искусства».
Люди стремятся к истине двумя путями:
- используя логику
- используя риторику и поэзию.
Необходимость в религии обусловлена необходимостью в политике и праве. В идеале, народом должен мыслитель.
(“Трактат о взглядах жителей добродетельного города”)
Абу Али Хусейн Ибн-Сина (Авиценна)(980-1037) – центрально-азиатский мыслитель, врач.
Ибн Сина доказывает совечность Творца и мира с помощью теории эманации.
Абсолютная истина может быть познана через интуицию, являющая кульминацией мышления.
Труды:
§ Канон врачебной науки
§ О предопределении и др.
Ибн-Баджа (Авемпаз)(1070-1138) первый представитель вост. перипатетизма в мусульманской Испании.
• В своем «Прощальном послании» ибн-Баджа поднимает вопросы о вечном двигателе, человеческих целях, связи личости с активным разумом.
Абуль Валид Ибн-Рушд (Аверроэс)(1126-1198) западно-арабский мыслитель.
• Учение о двойственной истине.
• Бог тождественен мировому порядку
• Происхождение вещей основано на их целостности и отношениях.
Абу Зейд ибн Хальдун(1332-1406).
Он почти не интересовался космологией и онтологией. Основной объект - история.
Он создал теорию о социальном развитии от низшей ступени (варварство) к высшей (цивилизация), через развитие производительной деятельности людей. Развитие общества связано с развитием производства.
Мистическая форма ислама выражена в таком течении как суфизм. Принципы суфизма были разработаны в 9 веке египтянином аль-Мисри и жителем Багдада аль-Мухасиби. Однако суфизм продолжил свое существование в эзотерических концепциях in аль-Халладжа (Я – истина) и аль-Газали (суфизм есть сущность ислама)