Рационализация –перевод в понятийно-логическую форму нефилософских и внефилософских идей
2.Систематизация конкретно-научных и общенаучных методов познания.
3.Исследование единичных форм познания.
4.Обобщение достижений научно- теоретического познания.
5.Исследование всеобщих универсальных форм теоретического мышления.
86. Исключить лишнее из перечня форм отражения в живой природе
1. психология
2. раздражимость
3. чувствительность
4. психика
5. сознание
87. Исключить лишнее из перечня форм отражения в живой природе:
1. раздражительность
2. раздражимость
3. чувствительность
4. сознание
5. психика
88. Исключить лишнее из форм биологического движения:
1. снегозадержание для повышения запасов влаги в почве
2. сокодвижение
3. фотосинтез
4. цветение лип весной
5. процесс деления клеток
89. К разновидностям механического движения не относится:
1. взрыв на Солнце
2. вращение Земли вокруг Солнца
3. вращение Солнца вокруг центра Галактики
4. движение кометы Галлея
5. прохождение Земли сквозь метеоритный рой
90. Исключить лишнее из форм социального движения:
1. изменение геоклиматических условий в Центральной Азии как фактор перехода к кочевому скотоводству
2. охота и собирательство как основные виды занятий людей в древности
3. великое переселение народов конца 1 тыс. до н.э. - начала 1 тыс.н.э.
4. возникновение государственности у народов Центральной Азии в 1 тыс. до н.э.
5. организация жизни в древнем обществе согласно традициям и обычаям
91. В характеристики пространства не входит:
1. длительность
2. протяженность
3. структурность
4. сосуществование
5. взаимодействие
92. К разновидностям физического движения не относится:
1. занятия физической культурой
2. радиоактивность
3. деление атомов
4. преломление светового луча
5. взрыв на Солнце
93. Найти свойство материи, являющееся основой сознания:
1. отражение
2. обратимость
3. системность
4. движение
5. субстанциональность
94. Исключить лишнее из перечня биологических форм отражения:
1. познание
2. сознание
3. чувствительность
4. раздражимость
5. психика
95. К формам механического движения не относится:
1. сквашивание молока
2. перегон стада с пастбища на пастбище
3. сенокошение
4. прополка посевов
5. молотьба пшеницы
96. Пространство и время в русле реляционной теории определяются как:
1. формы существования материи
2. априорные формы сознания
3. взаимосвязь объектов и процессов
4. формы индивидуального сознания
5. взаимопереходящие сущности
97. Какое высказывание истинно с позиций реляционной теории:
1. пространство и время – объективные формы существования материи
2. пространство и время - формы человеческого удивления
3. пространство и время - сущность нашего восприятия мира
4. пространство и время - формы соглашения людей
5. пространство и время - названия свойств предметов
98. Какое высказывание верно с позиций субстанциальной теории:
1. пространство и время – особые, отдельные от материи сущности
2. пространство и время - формы объективного существования материи
3. пространство и время - формы человеческого удивления
4. пространство и время - сущность нашего восприятия мира
5. пространство и время - формы соглашения людей
99. Пространство и время, согласно реляционной теории, это:
1. независимые от материи, самостоятельные формы бытия
2. субстанция мира
3. априорные формы чувственности
4. объективные формы существования движущейся материи
5. субъективные формы восприятия человеком окружающего мира
100. Укажите пример механического движения:
1. падение тунгусского метеорита
2. падение курса доллара
3. падение нравственности
4. падение кабинета министров
5. ржавление металла
101. Найти пример социальной формы движения:
1. Движение «Невада-Семей»
2. костер
3. сокодвижение в растениях
4. броуновское движение
5. движение пучка света
102. Найти пример химической формы движения:
1. костер
2. сокодвижение в растениях
3. броуновское движение
4. Движение «Невада-Семей»
5. движение пучка света
103. Укажите одно из главных свойств пространства:
1. протяженность
2. наполняемость
3. длительность
4. однонаправленность
5. обратимость
104. Термин “ноосфера” ввел
В.И.Вернадский
2.Ч.Дарвин
3.Э.Зюсс
4.Ж.Б.Ламарк
5.Т.де Шарден
105. Найти пример биологической формы движения:
1. сокодвижение в растениях
2. движение цунами
3. броуновское движение
4. Движение «Невада-Семей»
5. движение пучка света
106. Найти пример механической формы движения:
1. движение цунами
2. сокодвижение в растениях
3. броуновское движение
4. Движение «Невада-Семей»
5. движение пучка света
107. Найти пример физической формы движения:
1. движение пучка света
2. движение цунами
3. сокодвижение в растениях
4. костер
5. Движение «Невада-Семей»
108. Найти ошибку в перечне форм социального движения:
1. наводнение в Карагандинской области
2. выборы президента Казахстана в 2015 г.
3. президентство Н.Назарбаева в Казахстане
4. процесс девальвации тенге в 2014 г. в Казахстане
5. деятельность правительства К.Масимова в Казахстане
109. Указать форму отражения в живой природе:
1. дружеская беседа
2. утренний туман
3. горный обвал
4. метеоритный дождь
5. радиосигналы
110. Вооруженная борьба – проявление свойства материи:
1. отражение
2. объективность
3. структурность
4. сохраняемость
5. конкретность
111. Найти пример физической формы движения: 20
1. радиосигнал
2. лай собаки
3. вращение Земли вокруг Солнца
4. война
5. пешая ходьба
112. При столкновении двух автомобилей каждый получил повреждение. Это – проявление свойства материи:
1. отражение
2. структурность
3. сохраняемость
4. системность
5. самоорганизация
113. Найти пример химической формы движения:
1. синтез анилинового красителя
2. созревание фруктов
3. научная конференция по химии
4. издание журнала «Химия и жизнь»
5. развитие химической промышленности
114. Рациональный способ постижения мира в средневековой арабоязычной мысли обозначается термином
1. фалсафа
2. социоцентризм
3. алгебра
4. космоцентризм
5. приоритет разума над чувствами
115. Найти пример социальной формы движения:
1. развитие химической промышленности
2. синтез анилинового красителя
3. созревание фруктов
4. научная конференция по химии
5. издание журнала «Химия и жизнь»
116. Какое из перечисленных определений философии является первоначальным:
1. любовь к мудрости
2. учение о мудрости
3. идея совершенной мудрости
4. душа культуры
5. форма мышления
117. Казахские просветители в XIX в. считали, что для скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода из средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки необходима:
1. помощь России
2.помощь Китая
3.буржуазная революция
4.перестройка общественных отношений
5.ликвидация безграмотности
118. Человек, по определению Аристотеля - это:
1. «политическое животное»
2. «существо производящее»
3. «существо разумное»
4. «существо символосозидающее»
5. «существо играющее»
119. Даосизм не признает:
1. существование абсолютного начала, сущности
2. постоянной изменчивости общественной жизни
3. что мужское начало обязательно содержит в себе элемент женского и наоборот
4. равновесия сил в природе
5. всеобщего принципа двойственности вещей
120. Августин различает две реальности:
1. Бог и сотворенный им мир
2. сверхъестественный разум и абсолютные идеи
3. абсолютные идеи и природа
4. бог и разум человека
5. чувства и разум
121. Уровни человеческой психики, по Фрейду:
1. бессознательное, сверхсознательное, сознательное
2. инстинкты, воображения, творчество
3. естественное сознание, феноменологическое сознание
4. бессознательное, предсознательное, сознательное
5. душевное, духовное, сверхдуховное
122. Выберите наиболее верное положение согласно марксистской теории:
1.Базис определяет надстройку
2.Базис не зависит от надстройки
3.Надстройка может оказывать влияние на базис
4.Базис определяется надстройкой
5. Надстройка и базис функционируют автономно
123. Понятие «гендер» означает:
1. социальное различие полов
2. проблему превосходства мужчин
3. область бизнеса
4. связь с генетикой
5. проблему дискриминации женщин
124. Раздел философского знания, исследующий человеческие
познавательные способности, их возможности и границы:
1. гносеология
2. онтология
3. социология
4. аксиология
5. этика
125. Имя арабоязычного философа IХ-Х вв., «Второго учителя»,
выдвинувшего идеи добродетельного города и необходимого
обустройства общества:
1. Аль-Фараби
2. Хайдеггер
3. Аристотель
4. Ибн-Сина
5. Конфуций
126. «АЗиЯ» написана:
1. О.Сулейменовым
2. Г.Мустафиным
3. С.Сейфуллиным
4. Ш.Кудайбердиевым
5. М.Ауэзовым
127. Фундаментальная идея психоанализа - идея:
1. бессознательного
2. власти
3. понимания
4. абсурда
5. бытия
128. Категории, выражающие взаимоотношения между сознательным выбором человека и объективными законами природы и общества
1.Необходимость и свобода
2. Часть и целое
3.Причина и следствие
4.Сознание и материя
5.Возможность и действительность.
129. Кто из ниженазванных философов является приверженцем
цивилизационной концепции общественного развития
1. А.Тойнби
2. К. Ясперс
3. У. Ростоу
4. Ф. Энгельс
5. К. Маркс
130. Понятие « сяо» в переводе с китайского означает:
1. сыновняя почтительность
2. недеяние
3. ритуал
4. небо, верховное начало
5. человеколюбие
131. Путем к истине в средневековой религиозной философии
является:
1. откровение
2. креационизм
3. геоцентризм
4. историзм
5. рационализм
132. В античной философии разработал понятие бытия как главную
проблему философии:
1. Парменид
2. Демокрит
3. Пифагор
4. Фалес
5. Гераклит
133. Философия Гегеля:
1. абсолютный идеализм
2. прагматизм
3. объективный идеализм
4. стихийный материализм
5. экзистенциализм
134. "Государством должны управлять философы", - сказал:
1. Платон
2. Аристотель
3. Сократ
4. Эпикур
5. Анаксагор
135. Философское учение, основанное на признании двух начал:
1. дуализм
2. монизм
3. позитивизм
4. плюрализм
5. релятивизм
136. По Аристотелю:
1. материя пассивна, форма – активна
2. материя и форма бесконечны
3. материя и форма конечны
4. материя активна, форма - пассивна
5. материя бесконечна, форма – конечна
137. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:
1. экзистенциализма
2. структурализма
3. феноменологии
4. постпозитивизма
5. аналитической философии
138. Что такое философия:
1. наука о всеобщих законах развития всего содержания мира
2. наука об обществе
3. постижение природы
4. теория движения небесных тел
5. вера в истины откровения
139. Автор "Книги исцеления" и "Книги знания":
1. ибн-Сина
2. ибн-Рушд
3. аль-Фараби
4. аль-Кинди
5. аль-Газали
140. Кому из казахских мыслителей принадлежит мнение, что
нравственными началами человека должны быть любовь и справедливость:
1. Ш.Кудайбердиеву
2. А.Кунанбаеву
3. И.Алтынсарину
4. С.Торайгырову
5. Ч.Валиханову
141. Врач-философ, выделивший сферу бессознательного и
подвергший ее профессиональному анализу:
1. Фрейд
2. Сократ
3. Лейбниц
4. Платон
5. Кант
142. Термин «эмпирическое знание» понимается как:
1. опытное знание
2. интуитивное знание
3. абстрактное знание
4. чувственное знание
5. теоретическое знание
143. Найти ошибку в перечне форм нерационального:
1. интеллект
2. воля
3. бессознательное
4. эмоции
5. интуиция
144. Автор концепции постиндустриального общества:
1. Д.Белл
2. Г.Маркузе
3. А.Камю
4. Н.Макиавелли
5. Будда
145. Как назывались общие понятия в средневековой философии:
1. универсалии
2. категории
3. концепции
4. артефакты
5. интересы
146. Даосский мудрец предпочитает:
1. молчать
2. говорить
3. говорить притчами
4. петь
5. читать молитвы
147. B схоластике провозглашалось различие между:
1. верой и разумом
2. интуицией и наукой
3. философией и наукой
4. наукой и теологией
5. теологией и разумом
148. ФилософНового времени, автор принципа «Свобода есть
осознанная необходимость»:
1. Б.Спиноза
2. Г.Лейбниц
3. Ф.Бэкон
4. Д.Юм
5. Т.Гоббс
149. Кто из античных философов противопоставляет миру идей,
или бытию, мир становления:
1. Платон
2. Зенон
3. Пифагор
4. Аристотель
5. Демокрит
150. Основоположник объективного идеализма в европейской
философии:
1. Платон
2. Парменид
3. Демокрит
4. Эпикур
5. Гераклит
151. Автор высказывания: "Движущаяся вокруг своей оси и
вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельном
мироздании":
1. Д.Бруно
2. Гельвеций
3. Б.Спиноза
4. Н.Кузанский
5. Ф.Бэкон
152. Представитель пантеизма, выдвинувший учение о совпадении
противоположностей:
1. Н. Кузанский
2. И. Кант
3. Ф.Бэкон
4. Дж.Бруно
5. Р. Декарт
153. Специфика философии:
1. в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности
2. в строгой научности выводов
3. в практическом отношении к миру
4. в недоверии ко всем знаниям
5. в доверии к мнениям философов
154. Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым в своей
философии:
1. «Будь человеком!»
2. «Цель оправдывает средства»
3. «Знание-сила»
4. «Все течет!»
5. «Никогда не сдавайся!»
155. «Оно», «Я», «Сверх-Я» - понятия:
1. фрейдизма
2. структурализма
3. феноменологии
4. экзистенциализма
5. позитивизма
156. Метемпсихоза – это:
1.признание возможности переселения души
2. признание материальной сущности души
3.психическое заболевание
4.искусство диалога
5.идея вечного возвращения
157. Знаменитый спор между номиналистами и реалистами в
средневековье – это спор:
1. об универсалиях
2. о наличии или отсутствии Бога
3. о включении догмата Троицы в христианское вероучение
4. о возможности существования науки
5. о первородном грехе
158. Определите философскую позицию Г. Гегеля:
1. объективный идеализм
2. дуализм
3. гносеологический оптимизм
4. метафизический материализм
5. субъективный идеализм
159. Главная особенность традиционной философии казахов:
1. космоцентризм
2. материализм
3. геоцентризм
4. идеализм
5. суфизм
160. Философская наука, изучающая ценностное отношение человека к миру, есть:
1. аксиология
2. антропология
3. онтология
4. эпистемология
5. гносеология
161. Кризис традиционной культуры казахов Шортанбай, Дулат,
Мурат назвали:
1. зарзаман
2. ренессанс
3. коллапс
4. просвещение
5. гюлстан
162. Количественные параметры социума исследуют и считают
определяющими в развитии представители социальных концепций:
1. технократизма
2. понимающей социологии
3. экзистенциализма
4. индетерминизма
5. марксизма
163. В основании материализма лежит:
1. признание в качестве субстанции бытия материи
2. признание высшего разума как творца мира
3. признание идеи первичным началом всего
4. признание бессмертия души
5. признание экономики основой надстройки
164. Форма мировоззрения, в которой освоение мира основано
на вере в сверхъестественное:
1. религия
2. экзистенциализм
3. атеизм
4. материализм
5. наука
165. Гелиоцентрическую систему как основу новой картины мира создал:
1. Николай Коперник
2. Николай Кузанский
3. Галилео Галилей
4. Джордано Бруно
5. Тихо Браге
166. Диалектика как теория развития в немецкой классической
философии была разработана:
1. Г. Гегелем
2. Ф. Энгельсом.
3. Л. Фейербахом
4. К. Марксом
5. И. Кантом
167. Учение о конечной цели исторического развития называется:
1. провиденциализм
2. эсхатология
3. теодицея
4. детерминизм
5. танатология
168. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после
сотворения мира:
1. деизм
2. атеизм
3. теизм
4. пантеизм
5. теодицея
169. Основными предпосылками возникновения философии в
Древнем мире явились:
1. появление мифологии, зарождение религии и накопление
первых научных знаний о мире и человеке
2. образованность правителей государств
3. большое влияние касты священников и жрецов
4. мирное сосуществование с соседними государствами
5. появление системы начального образования
170. Учение, согласно которому человеческая жизнь понимается
как определенная форма бесконечной цепи перерождений:
1. веданта
2.сансара
3. йога
4. нирвана
5. санкхья
171. Иррационализм означает признание ведущей роли:
Интуиции
2.врожденных идей
3.веры
4.разума
5.опыта
172. Хранилище человеческих восприятий и представлений называется:
1. памятью
2. мозгом
3. воображением
4. ощущением
5. интуицией
173. Представитель Милетской школы, считавший субстанцией
всего сущего «апейрон», т.е. «неопределенное и бесконечное нечто»:
1. Анаксимандр
2. Анаксимен
3. Гегель
4. Будда
5. Фалес
174. Представитель немецкой классической философии,
создавший научную гипотезу происхождения Земли:
1. И. Кант
2. Л. Фейербах
3. И. Фихте
4. Ф. Шеллинг
5. Г. Гегель
175. Антропологический принцип является стержнем всей философии:
1. Л.Фейербаха
2. И.Фихте
3. И.Канта
4. Ф.Шеллинга
5. Г.Гегеля
176. Человек по Марксу:
1. продукт общественных отношений
2. нравственный индивид
3. природное естественное существо
4. мыслящая вещь
5. политическое животное
177. Философия возникла:
1. одновременно в древней Индии, Китае и Греции
2. в Древней Индии
3. в Древней Греции
4. в Древнем Китае
5. в Европе
178. В древнеиндийской философии закон неизбежности
странствия души из одного тела в другое называется:
1. карма
2. авидья
3. майя
4. ахимса
5. сансара
179. В средневековой философии в споре об универсалиях
номиналисты утверждали:
1. реальны лишь единичные вещи, а универсалии лишь имена
2. идея идентична вещи, а «имена после вещей»
3. идея вещи не соответствует материальному воплощению
4. теоцентризм
5. идея общего (понятие) предшествует вещи
180. Учение Л.Фейербаха:
1. антропологический материализм
2. субъективный идеализм
3. объективный идеализм
4. прагматизм
5. рационализм
181. Причина человеческих страданий по буддизму:
1. в стремлении к нирване
2. в жажде наслаждения
3. в поклонении небу
4. в поклонении к духам предков
5. в любви к человеку
182. Натурфилософия есть:
1. учение о природе
2. теология
3. детерминизм
4. учение о боге
5. учение о разумном начале всего существующего
183. Представитель суфийской философии в Казахстане:
1.Ходжа Ахмет Яссауи
2.Аль-Фараби
3.Юсуп Баласагунский
4.Хайдар Дулати
5. Махмуд Кашгари
184. Определите проблему, составляющую предмет дискуссии между славянофилами и западниками:
1. исторические судьбы России и русского народа в мире
2. природа общих понятий
3. познаваемость мира
4. необходимость размежевания богословия и философии
5. соотношение общественного бытия и общественного сознания
185. Гносеологическое учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира, есть:
1. агностицизм
2. рационализм
3. эмпиризм
4. сенсуализм
5.солипсизм
186. Понятие «общественно-экономическая формация» в характеристике истории применил:
1. К. Маркс
2. Г.В.Ф. Гегель
3. Л. Фейербах
4. П. Лафарг
5. И. Кант
187. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:
1. человека
2. технику
3. общество
4. социальную группу
5. природу
188. Слова "Я знаю, что я ничего не знаю" принадлежат:
1. Сократу
2. Аристотелю
3. Пармениду
4. Горгию
5. Гераклиту
189. Кто из философов считал, что всякое развитие протекает по схеме «триады» (тезис – антитезис - синтез):
1. Г.Гегель
2. И.Фихте
3. В.Лейбниц
4. К.Маркс
5. Л. Фейербах
190. Мир Ибн-Сина понимал как проявление:
1. законов природы
2. стихийных сил природы
3. божественной воли
4. божественной воли и разума
5. божественного разума
191. Каково соотношение между производительными силами и производственными отношениями:
1.уровень развития производительных сил определяет уровень и характер развития производственных отношений
2.производственные отношения являются активной стороной в развитии общества
3.производственные отношения могут быть изменены произвольно, в зависимости от масштаба радикальных идей
4. производительные силы общества могут развиваться независимо от социально-исторических условий
5.производительные силы и производственные отношения являются двумя одинаково важными сторонами способа производства
192. Какая проблема является центральной для экзистенциализма:
1. проблема уникальности личности, свободы и ответственности человека
2. методология и логика научного познания
3. проблемы исторического познания
4. проблемы онтологии (учение о бытии)
5. проблемы научного познания
193. Деизм в казахском Просвещении означает, что Бог есть:
1. творец природы, но не человека
2. абсолют, начало и конец всего сущего
3. творец, но не вмешивается в жизнь общества
4. творец мира из ничего
5. творец и созидатель природы и человека
194. Сущность религии - это:
1. вера в сверхъестественное
2. привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному
3. взаимоотношения между Богом и человеком
4. приоритетность нравственных норм
5. эзотеричность
195. Какое из приведенных ниже положений применимо к любой форме объективного идеализма:
1. согласно объективному идеализму, мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания
2. объективный идеализм признает бесконечную познаваемость мира силами человеческого разума
3. объективный идеализм считает причиной мира божественное начало
4. объективный идеализм не признает познаваемости мира
5. объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности
196. Понятие «жэнь» в переводе с китайского означает:
1. человеколюбие
2. небо, верховное начало
3. недеяние
4. сыновняя почтительность
5. ритуал
197. Главной задачей теории познания Ф.Аквинского является:
1. познание сущности вещей
2. подчеркнуть пассивный характер познания человека
3. обоснование интуитивной формы познания
4. познание закономерностей развития человеческого общества
5. подчеркнуть активность субъекта познания
198. Категорический императив И.Канта - это:
1. моральный закон
2. субъективный взгляд человека
3. эстетическое восприятие мира
4. причинно-следственная связь
5. закон природы
199. Каково соотношение общественного бытия и общественного
сознания по К. Марксу:
1. общественное бытие определяет общественное сознание
2. общественное сознание определяет общественное бытие
3. они антагонистичны
4. они абсолютно не связаны
5. они дополняют друг друга
200. Основной вопрос философии:
1. Что первично: материя или сознание?
2. Откуда произошел мир?
3. Что такое истина?
4. В чем смысл жизни?
5. Как устроено мироздание?
201. Религия как форма общественного сознания - это:
1. система взглядов, отражающих веру в Абсолют
2. научные высказывания и гипотезы
3. система нравственных заповедей
4. свобода индивидуального выбора
5. совокупность ценностных ориентаций
202. Как характеризует Абай современное ему состояние казахского общества:
1. критически, как требующее преобразований
2. как порядок Вселенной
3. как этап на пути к определенной цели
4. как золотой век
5. как обусловленный свыше процесс
203. Единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» - это:
1. индивид
2. личность
3. индивидуальность
4. человек
5. homo sapiens
204. Фералами (феральными людьми) называют
1. детей, воспитанных животными
1. девиантов
3. невоспитанных людей
4. чрезмерно воспитанных
5. имеющих земельный надел (феод)
205. Главным направлением развития казахского общества Ы.Алтынсарин считал:
1. эволюционное развитие общества путем распространения просвещения, промыслов и перехода к земледелию и оседлости
2. развитие сети промышленных предприятий
3. становление рабочего класса
4. развитие капиталистического рынка
5. формирование сети автомобильных и железных дорог
206. Укажите правильное определение: природное в личности – это:
1. общее по происхождению у человека с животными
2. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми;
3. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него другихлюдей
4. тождественное у человека с животными
5. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей
207. Учение инь и янь отражает:
1. всеобщий принцип двойственной природы вещей
2. волю неба
3. причинно-следственные отношения
4. предопределение судьбы
5. строгую закономерность всего сущего
208. Общество в философском смысле - это:
1. система связей и отношений между людьми
2. результат коллективного договора людей
3. сложный биологический организм
4. территориальная и языковая общность людей
5. совокупность индивидов
209. Укажите правильное определение: наследственное в личности – это:
1. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей
2. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми
3. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей
4. тождественное у человека с животными
5. общее по происхождению у человека с животными
210. Укажите правильное определение: социальное в личности – это:
1. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми
2. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей
3. тождественное у человека с животными
4. общее по происхождению у человека с животными
5. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей
211. Поступки или действия, не соответствующие писанным и неписанным нормам – это:
1. девиация
2. социализация
3. аномия
4. социальный контроль
5. институционализация
212. Понятие личность включает в себя:
1. итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств
2. всеобщие человеческие качества и способности
3. социологические и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы
4. понятие «конкретного человека»
5. все вышеперечисленное
213. По Гегелю: всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:
1. тезис — антитезис - синтез
2. тезис - опыт - антитезис
3. тезис - антитезис - опыт
4. синтез - антитезис - тезис
5. антитезис - синтез – тезис
214. Совокупность норм и ценностей общества или группы, их санкций, призванных контролировать конфликтное поведение своих членов, - это:
1. социальный контроль
2. социализация
3. аномия
4. девиация
5. институционализация
215. Какой видел социально-классовую структуру казахского общества Ы.Алтынсарин:
1. баи-феодалы, середняки и бедные жатаки;
2. буржуазия, феодалы, бедняки;
3. бедняки, середняки, помещики;
4. рабочие, капиталисты, батраки;
5. крестьянство, кулачество, буржуазия
216. Наиболее точное определение нации:
1. форма общности людей, обладающих общностью территории, экономической жизни, языка и духовного склада
2. совокупность людей, похожих друг на друга
3. объединение людей на основе кровного родства
4. условное понятие для обозначения жителей одной страны
5. несколько человек, случайно оказавшихся вместе
217. Что подразумевает понятие «индивид»:
1. это единичный представитель человеческого рода
2. характеристику всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей
3. особую исторически развивающуюся человеческую общность
4. конкретного носителя социальных и психологических черт человечества
5. итог развития человека
218. Как называются правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности?
1. социальными нормами
2. социальными ролями
3. социальными статусами
4. социальными действиями
5. социальными взаимодействиями
219. Социальный характер является продуктом:
1. уровня развития общества;
2. национальной культуры;
3. особенностей природно-географической среды;
4. индивидуального воспитания
5. такого понятия нет
220. Девиантное поведение представляет собой:
1. деятельность, не соответствующую официально установленным или фактически сложившимся нормам
2. противоречие общественного развития
3. противоречие между физическим и умственным трудом
4. неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования
5. цепь случайных событий
221. Обществом называется:
1. совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей
2. большая группа людей, объединенных территорией и общностью языка
3. совокупность людей, проживающих в одной стране
4. совокупность людей, объединенных общими интересами
5. любое объединение двух и более людей
222. Что представляет собой в понимании общества эволюционизм:
1. представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе
2. представление об обществе как искусственном образование
3. теория непостижимости законов общественного развития
4. обращение к мистике
5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании
223. Революция – это:
1. коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер со сменой социальной системы
2. ряд постепенных преобразований и усовершенствований в какой-либо сфере жизни, не затрагивающих основ существующего строя
3. смена политического режима
4. переворот, совершенный группой лиц, объединенных в политическую партию
5. вооруженный переворот с отстранением от власти существующего правительства
224. Путь постепенного преобразования всего общества или какой-либо сферы через принятие специальных мер называется:
1. реформистский
2. эволюционный
3. сочетание революционного и эволюционного
4. революционный
5. скачкообразный
225.Как определил Ч.Валиханов современное ему казахское общество:
1. патриархально-феодальное
2. рабовладельческое
3. капиталистическое
4. коммунистическое
5. традиционное
226. Выберите наиболее верное определение науки:
1. наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности
2. наука - это форма общественного сознания
3. наука - это система знаний, накопленных человечеством
4. наука - это форма духовного производства знаний
5. наука - это форма логического мышления
227. Скачкообразное изменение общества, переход общества из одного качественного состояния в другое называется
1. революция
2. реформа
3. эволюция
4. зигзаг
5. ступени роста
228. Общество – система исторически складывающихся определенных форм взаимодействия и взаимоотношений между людьми в процессе
1. деятельности
2. общения
3. практики
4. культуры
5. истории
229. Философия включает учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания, которое называется
1. диалектика
2. метафизика
3. эклектика
4. софистика
5. риторика
230. Диалектика представляет собой универсальное философское учение, которое является одновременно
1. методом мышления
2. законом
3. принципом развития
4. уровнем познания
5. принципом связи
231. Диалектика содержит два основополагающих принципа, одним из которых является принцип всеобщей связи, а другим - принцип
1. развития
2. логичности
3. конкретности
4. историчности
5. Всесторонности