Тема 2.1. Проблема бытия в философии

Цель: усвоить различные трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Философский смысл понятия бытия. Бытие и субстанция

2. Формы бытия. Материальное и идеальное.

3. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

Литература основная:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т Фролова. М.,2002.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В. и др. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. М., 2005.

3. Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.

Литература дополнительная:

1. Зальцман А.Г. История Пространства-Времени. СПб., 2004.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. М., 2005.

3. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 2006.

4. Ясперс К. Всемирная история философии. М.,2006.

Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке

Цель: знать содержание понятий развития, прогресса, регресса, уметь выделить основные критерии прогресса; усвоить исторические типы диалектики, основные модели развития и законы развития; иметь представление о сущности системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделять особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие развития. Прогресс и регресс.

2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

3. Синергетика – наука о самоорганизации систем. Диалектика и синергетика.

Литература основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Изд. 2-е. – М., 2007.

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2006. Ч. 3.

3. Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.

4. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.,2005.

Литература дополнительная:

1. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики. // Вопросы философии. – 2000. - № 4.

2. Карсавин А.П. Философия истории. Учебник. М., 2007.

3. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Т. И. Кохановской. Ростов-на-Дону.2006.

Тема 2.3. Философские проблемы сознания

Цель: знать основные подходы к решению проблемы происхождения сознания и его сущности, его творческую природу, связь с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизни человека.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Специфика философского подхода к проблеме сознания.

2. Современные концепции происхождения и сущности сознания.

3. Сознание и язык, их взаимосвязь.

Литература основная:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т Фролова. М.,2002.

2. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М.: Высшая школа, 2006

3. Рачков П.А. Общественное сознание: Курс лекций. М., 2002.

4. Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.

Литература дополнительная:

1. Киселев Г.С. Стать человечеством: Сознание постмодерна. М., 2004.

2. Флоренский П.А. Мысль и язык.//Имена: Сочинения. М.,2006.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2007.

4. Фромм Э. Душа человека. М., 2006.

5. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 2005.

Тема 2.4. Проблема познания в философии

Цель: усвоить подходы к решению вопроса о познании мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Сущность и структура познавательного отношения человека к миру. Объяснение и понимание.

2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

3. Понятие истины. Критерии истины.

Литература основная:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т Фролова. М.,2002.

2. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005.

3. Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.

Литература дополнительная:

1. Калиниченко Н.Н. Истины и парадоксы. М., 2005.

2. Мах Эрнст. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.:2005.

3. Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 2006.

Тема 2.5. Научное познание

Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Специфика и структура научного знания.

2. Методы эмпирического и теоретического исследования.

3. Модели развития научного знания.

4. Понятие научной картины мира.

Литература основная:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т Фролова. М.,2002.

2. Розин В. М. Мышление и творчество. М., 2006.

3. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.,2005.

4. Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.

Литература дополнительная:

1. Калиниченко Н.Н. Истины и парадоксы. М., 2005.

2. Лукинец В. Г.Интеграционные тенденции в развитии естественных и гуманитарных наук: учебно-методическое пособие. М., 2006.

3. Радугин А. А, Радугина О. А. Философия науки: общие проблемы. М.,2006.

4. Флоренский П.А. Наука.//Имена: Сочинения. М.,2006.

Модуль 3. Бытие человека в современном мире

Наши рекомендации