Необходимость философии права как учебной дисциплины

Актуальность философии в наше время набирает все большие обороты, хочется понять, какими методами, целями и задачами пользуются в современном обществе граждане и государственная власть, для построения цепочки социализации друг с другом.

Тяжелая политическая ситуация в стране и в мире, требует особого внимания. Философия, как учебная дисциплина может помочь нам установить баланс между понятием гражданин и государство, и сделать вывод, есть ли связь между ними или нет.

Для того, чтобы понять это, нам предстоит изучить труды ученых, которых занимались этим ранее. Удивительно, но можно заметить, насколько поменялись ценности в нашем мире.

Любая наука начинает свои истоки из древнего мира, в частности сюда относится философия, которая является родоначальницей многих трудов великих ученых, с которыми мы сталкиваемся, изучая тот или иной предмет.

Нам как юристам, довелось познакомиться с дисциплиной под названием «философия права». Но это не значит, что другие специалисты в различных отраслях, не изучали ее.

Первостепенно, философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.

Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

переход количественных изменений в качественные;

закон единства и борьбы противоположностей;

закон отрицания отрицания.

Большое значение для теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения, как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права.

Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода. При этом под объектом науки (научной дисциплины) имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически (научно) осмысленное состояние объекта, его познавательно-смысловая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и понятия.

Существенное влияние государства и права на все стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе.

Следовательно, теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т. д. В частности, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается, обшей методологией познания государственно-правовой действительности. В то же время, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

Поскольку философия это целая история, которая претерпевала на своем пути различные изменения, каждый раз появлялись новые точки зрения, которые касаются государства и права.

На смену эпохи Средневековья пришла эпоха Возрождения или Ренессанса (ХIV - ХVI в.в.), характеризуемая, прежде всего, началом революционной переоценки религиозно-политических ценностей. Новые концепции государства и права исходили из иных предпосылок, чем это было в Средние века. В учениях мыслителей этой эпохи все более утверждается мысль о том, что только сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требования национальной суверенности против католического универсализма.

Задачу философии права Нового времени голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645) Гроций и его сторонники усматривали в раскрытии рационалистическими способами абсолютного, неизменного, равного для всех народов и времен права, данного самой природой, а потому стоящего выше положительное права. Понятие права у Гроция имеет два значения. В первом значении право — это моральное качество, которое позволяет человеку иметь определенные вещи или совершать определенные поступки (право в субъективном смысле). Во втором значении понятие права тождественно понятию закона (право в объективном смысле). Гроций считал, что законы естественного права берут начало в самой природе разума, а потому такие же вечные, как и разум. По его учению, даже сам Бог не может изменить начал естественного права.

Томас Гоббс (1588—1679) - выдающийся английский философ XVII столетия. Сформулированная им концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника юридического позитивизма. Свою теорию Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли. Существенное значение Гоббс придает принципиальному противопоставлению естественного состояния гражданскому состоянию. Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть как свободу делать вое, что для этой цели необходимо. Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом — предписанием или выработанным общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни. Человек — существо разумное, поэтому общие правило и предписание разума, согласно Гоббсу, есть поиск мира и следование ему, что и выступает в качестве фундаментального естественного закона. Прибегая к дедукции, Гоббс из этого основного естественного закона выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:

— в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе;

- люди должны выполнять заключенные ими соглашения;

- получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте;

- каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;

Итак, мы выяснили, что есть множество точек зрения, которые отображают поставленную нами задачу. Было проделано множество концепций становления государства и права. Ученые, провели большую работу, чтобы установить целостность системы. Выявили свои теории и предположения, для того, чтобы избежать хаоса и безрассудства.

Философия права необходима для изучения. Так как ее отпечаток можно увидеть в любой дисциплине, которая нам стала известна. Философия помогает рассуждать, видеть достоинства и недостатки того или иного нормативного акта. С помощью данного предмета, мы принимаем или осуждаем законодателя, хочется понять, чем руководствовался тот или иной участник законодательного процесса: моральными или материальными ценностями.

Литература:

1. Учебник. /Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.—

2. http://book-science.ru/humanities/philosophy/o-nekotoryh-problemah-i-tendencijah-razvitija-filosofii-prava-v-rossii.html

3. http://isfic.info/fill/prafs30.htm// Философия права Георга Гегеля

4. Малахов В.С.-Современная западная философия

5. Бучило, Н. Ф. Философия: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - М. : ПЕРСЭ,2008.

Наши рекомендации