Темы контрольных работ. Курс философии для студентов заочного отделения предполагает выполнение контрольной

Курс философии для студентов заочного отделения предполагает выполнение контрольной работы. Тема Вашей контрольной работы определяется по первой букве Вашей фамилии:

А, Э – тема 1 М – тема 8 Н – тема 15
Б, Ю – тема 2 О – тема 9 П – тема 16
В, Я – тема 3 Р – тема 10 С – тема 17
Д – тема 4 Т – тема 11 У – тема 18
Ж, З – тема 5 Ф, Х – тема 12 И – тема 19
К – тема 6 Ц, Ч – тема 13 Е – тема 20
Л – тема 7 Ш, Щ – тема14 Г – тема 21

Тема № 1

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззре­ний, их специфика. Мировоззрение и философия.

2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема
определения философии, ее функции.

3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия
и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).

Тема №2

Становление философии. Древний Восток

1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.

2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).

3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).

Тема № 3

Становление и развитие философии в Древней Греции

VII - VI вв. до н. э.

1. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков».

2. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Фило­софские идея Пифагора и пифагорейцев.

3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.

4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические
идеи.

Тема № 4

Философия классической античности*

1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.

2. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.

3. Основные философские идеи Аристотеля.

4. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков,неоплатоников, эпикурейцев.

Тема № 5

Христианская философия средневековья

1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.

2. Патристика. Религиозная философия Августина.

3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.

Тема 6

Философия эпохи Возрождения

1. Мировоззренческие ориентация философии Возрождения.

2. Философские идеи гуманистов.

3. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.

4. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Тема 7

Философия Нового времени

1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.

2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевро­пейской философии. Проблема метода.

3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.

4. Философские идеи и идеалы Просвещения.

5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).

Тема № 8

Классическая немецкая философия*

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.

3. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектиче­ского метода.

4. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.

Тема № 9

Отечественная философия X – первой половины XIX вв.

1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.

2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Акса­ков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).

Тема № 10

Философия марксизма

1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.

2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса: историалистическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека,
его свободы, и освобождения.

3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской фило­софии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о го­сударстве и революции.

Тема № 11

Отечественная философия XIX - XX вв.

1. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

2. Философия Всеединства В. Соловьева.

3. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шес­тов).

4. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)

Тема № 12

Западная неклассическая философия

1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис класси­ческого рационализма и поиск новых форм философствования.

2. Постклассика: позитивизм, неокантианство.

3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер по выбору).

4. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.

Тема № 13

Антропологическая проблематика в западной философии XX века*

1. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.

2. 3. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознатель­ного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального ха­рактера в философии неофрейдизма.

3. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

4. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).

Тема № 14

Онтологическая проблематика в философии

1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.

2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистиче­ские, плюралистические концепции субстанции.

3. Категория материи в философии. Материя как объективная ре­альность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отраже­ние.

4. Феномен бытия человека.

Тема № 15

Сознание как философская проблема

1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание

2. и дух.

3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.

4. Сознание и язык.

5. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политиче­ское, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).

Тема № 16

Познание как предмет философского анализа

1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в ис­тории философии.

2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.

3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).

4. Проблема истины в философии.

Тема № 17

Философское понимание человека

1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.

2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.

3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответст­венность личности. Понятие отчуждения человека.

Тема № 18

Философия культуры*

1. Понятие культуры. Культура и природа.

2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.

3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.

4. Особенности Восточной и Западной культур.

5. Культура и общество.

6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.

Тема № 19

Основные проблемы социальной философии

1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социаль­ной философии. Типологии общества.

2. Общественное производство, его формы, их характеристика.

3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, пра­вовая, духовная (по выбору студента).

4. Классификация общностей людей, их сущность.

Тема № 20

Основные проблемы философии истории

1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в исто­рии.

2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,

3. Периодизация истории.

4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса.

Тема № 21

Глобальные проблемы современности

1. Проблемы будущего человечества в философии.

2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.

3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.

Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам

Наименование темы Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Введение. Философия. Ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. - подготовка вопросов по плану семинара № 1; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов «Что такое философия и зачем она нужна?» См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991. эссе на тему «Для чего необходимо изучать философию» (1-2 страницы)
2. Человек и мир в философии Древнего мира. - подготовка вопросов по плану семинара № 2; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ одной из школ, направлений древнекитайской, индийской философии (по материалам основной учебной литературы) опрос, оценки
- анализ фрагментов античных мудрецов о правильной жизни См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин – М., 1999. – с.13-32. опрос, оценки
- анализ диалогов Платона (1-2 по выбору студента) опрос, оценки
3. Философия европейского средневековья и Возрождения. - подготовка вопросов по плану семинара № 3; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- чтение фрагментов «Исповеди» А. Августина (1 книга по выбору студента) опрос, оценки
- доказательства бытия Бога Ф. Аквинского (по материалам из основной учебной литературы) опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений Пико дела Мирандола, Э. Роттердамского, Макиавелли, Кампанелла См.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1991. – с.217-272. опрос, оценки
- чтение избранных глав из работы Монтеня «Опыты» (по выбору студента)     опрос, оценки
4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) - подготовка вопросов по плану семинара № 4; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- правила для руководства ума Р. Декарта (по материалам книги Р. Декарта «Рассуждения о методе») опрос, оценки
- анализ работы Ф. Бэкона «Новая Атлантида» опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов западноевропейского Просвещения (3-5 по выбору студента) См.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1991. – с.301-390 опрос, оценки
- законы диалектики Г.В.Ф. Гегеля (по материалам основной учебной литературы) опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений Г.В.Ф. Гегеля о диалектическом методе литература: См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991. – с.383-384, 395-396. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля в рамках истории философской мысли См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991.– с.130-138, 141-149. опрос, оценки
- анализ фрагментов европейских мыслителей о Добре и Зле См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с.33-41 опрос, оценки
- чтение фрагментов философских произведений Д. Дидро (по выбору студента) опрос, оценки
5. Отечественная философская мысль XI-XX вв. - подготовка вопросов по плану семинара № 5; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений Н.М. Карамзина, Л. Н. Гумилева, П. А. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.А. Ильина См.: Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.247-274 опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений А. Н. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.158-175. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений русских философов о Добре и Зле См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с. 48-59, 67 опрос, оценки
6. Философия марксизма, ее судьба - подготовка вопросов по плану семинара № 6; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений К. Маркса и Ф. Энгельса См.: Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.302-306, 308-320 опрос, оценки
- анализ фрагмента произведения В. И. Ленина См.: Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений ; т.20. опрос, оценки
7. Проблемы человеческого существования в концепциях западной неклассической философии XIX - XX вв. - подготовка вопросов по плану семинара № 7; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
анализ фрагмента произведения Ф. Ницше См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.154-157 опрос, оценки
анализ фрагментов произведений европейских мыслителей о Добре и Зле См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с. 42-47, 60-66, 70-83 опрос, оценки
Чтение произведений по выбору студентов: Камю, А. Бунтующий человек. Фромм, Э. Душа человека. Фрейд, З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. Сартр, Ж.-П. Философские пьесы. опрос, оценки
8.Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. - подготовка вопросов по плану семинара № 8; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов по онтологической части философского знания (3-5 заданий по выбору студента) См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 65-111. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов о бытии, материи (3-5 по выбору) См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с. 184-248 опрос, оценки
9. Природа и сущность сознания. - подготовка вопросов по плану семинара № 9; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма См.: 1. Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.467-527. 2. Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.412-475. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов по проблеме сознания в философии (3-5 заданий по выбору студента) См.: 1. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов ; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.150-191. 2. Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.412-477. опрос, оценки
10. Познание, его возможности и границы - подготовка вопросов по плану семинара № 10; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о сущности познавательной активности человека, о сущности и специфике научного познания (3-5 заданий по выбору студента) См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 238-278, 279-306. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов о структуре, формах и закономерностях познавательной деятельности, а также о проблеме истины и ее решении в философии (3-5 заданий по выбору студента) См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.478-658. опрос, оценки
11. Природа человека, специфика и смысл его бытия - подготовка вопросов по плану семинара № 11; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о природе человека и смысле человеческого бытия (3-5 заданий по выбору студента) См.: 1. Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.548-562,795-804. 2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.192-237. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов о человеке и его месте в мире (3-5 заданий по выбору студента) См.: Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.8-143. опрос, оценки
12. Основные проблемы социальной философии - подготовка вопросов по плану семинара № 12; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о социальных общностях (3-5 заданий по выбору студента) См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.232-284. 2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.309-347. опрос, оценки
13. Основные проблемы философии истории - подготовка вопросов по плану семинара № 13; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о том, чем определяется ход истории, об исторической необходимости и свободной сознательной деятельности людей (3-5 заданий по выбору студента) См.: Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.144-231. опрос, оценки
- анализ фрагментов произведений философов о рационализации в общественном развитии (3-5 заданий по выбору студента) См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.446-479. опрос, оценки
14. Философия культуры. - подготовка вопросов по плану семинара № 14; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о феномене культуры (3-5 заданий по выбору студента) См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.285-321. 2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.348-387, 388-445. опрос, оценки
15. Глобальные проблемы современности. - подготовка вопросов по плану семинара № 15; опрос, оценка выступления
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; мини-опрос
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию; тестирование
- анализ фрагментов произведений философов о глобальных проблемах цивилизации (3-5 заданий по выбору студента) См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.497-585. 2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.480-515. опрос, оценки

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Печатается в авторской редакции

Сдано в РИО 15.04.2008

Формат 60х80/16

Заказ №

Подписано к печати

Объем 4,25 п.л.

Тираж 100 экз.

Челябинская государственная академия культуры и искусств

454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а

______________________________

Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф

* Раскрытие содержания дисциплины строится с учетом основных дидактических единиц ГОС

* Звездочкой отмечена литература, имеющаяся в библиотеке ЧГАКИ

* В данной теме студент самостоятельно выбирает для подготовки контрольной работы вопрос 2 или 3 (1 и 4 вопросы обязательны).

* В данной теме студент самостоятельно выбирает один из вопросов (2,3,4). Вопрос 1 обязателен для всех.

* В данной теме студент самостоятельно выбирает два вопроса из четырех.

* Вопросы 1 и 2 являются обязательными, из остальных вопросов – любые два по выбору студента.

Наши рекомендации